Главная > КУЛЬТУРА > «Каждая встреча с ним окрыляла нас!»

«Каждая встреча с ним окрыляла нас!»


4-09-2020.
«Каждая встреча с ним  окрыляла нас!»

В минувший вторник коллектив Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури с чувством признательности и любви вспоминал своего товарища по творческому цеху – народного артиста России, драматурга Шамиля Рахматуллина, 90-летие со дня рождения которого выпадало как раз на 1 сентября. Накануне этого события «Вечерняя Уфа» опубликовала материал, который написала внучка замечательного актера Диана Рахматуллина, а сегодня воспоминаниями о Шамиле Рахмановиче делятся с читателями «ВУ» коллеги мэтра, работавшие с ним в спектакле «Любви все возрасты покорны», поставленном в БГАТД Азатом Надыргуловым по пьесе Наиля Гаитбаева.

Ильдар ГУМЕРОВ, народный артист Башкортостана:
- Сын Шамиля Рахмановича Ильдар был моим однокурсником и другом, поэтому близкое общение с семьей Шамиля-агая началось у меня со студенческих времен. У Рахматуллиных была очень дружелюбная, добрая семья. Сам Шамиль Рахманович всегда и у всех вызывал только положительные эмоции, его любили везде. Он был сгустком таланта и доброты. У него в арсенале всегда была "экспромт-шутка", которая могла заставить любого, даже самого хмурого человека улыбнуться. Словно он пришел на эту землю для того, чтобы других сделать счастливее, а мир - добрее. И это ему удавалось. Вспоминаю такой случай. Где-то в начале 2000-х годов нас со спектаклем «…И птицы возвращаются в гнезда», поставленным Борисом Манджиевым по пьесе Шамиля Рахматуллина, пригласили на родину Шамиля-агая в Стерлибашево. Были холодные дни. Нас двоих поселили в уютную и теплую, но очень маленькую комнатушку. Эта была не гостиница. Наутро после спектакля мы проснулись, встали, буквально уткнувшись один в другого, и молча сидели, долго вглядываясь друг в друга. Я хотел что-то сказать, но мой голос оказался "севшим". В общем, вместо «Доброго утра» я просипел: "Голоса нет, Шамиль-агай", а он в ответ: "Не переживай, приедешь в семью, будет голос". Выражение “голос в семье” на башкирском языке значит – «скандал». Помню, я просто упал от смеха, услышав столь неожиданный ответ, тем более что домой мы поедем уже после банкета...
Я всегда вспоминаю его и с улыбкой, и с грустью. Поистине он был королем юмора. Умел шутить даже тогда, когда ему самому было не до шуток. Возможно, оттого, что он был очень глубоким человеком, носившим в своем сердце драматизм непростой судьбы, которая выпала на его долю. А еще оттого, что он был настоящим талантом, посланным для очищения и просветления людей. Я не знаю, как по-другому объяснить феномен Шамиля Рахматуллина!..

Рамзия ХИСАМОВА, народная артистка Башкортостана:
- О наших выпускниках ГИТИСа, к числу которых принадлежит и Шамиль Рахматуллин, невозможно говорить по отдельности… Не получится, начав разговор об одном, не упомянуть и других. Как для нас, так в общем и для всей республики пополнение труппы Башкирского академического гитисовцами было большим событием, ведь каждый из них обладал неповторимой природой и сумел раскрыть свою индивидуальность.
...В 1962 году мы поступили в Училище искусств, нашим педагогом был один из гитисовцев - Ильшат Халилович Юмагулов! Благодаря такому наставнику мы смогли в каком-то смысле сблизиться и с его однокурсниками. Сейчас, по прошествии многих лет, вспоминая о том времени, я часто думаю: если предположить, что Золотой век Башкирского театра еще впереди, то эпоха гитисовцев была Серебряным веком в нашей истории. Они работали неустанно, в них была вызывающая уважение внутренняя гордость, подлинное величие и неимоверная любовь к сцене.
Шамиль Рахманович – это своего рода символ позитивного отношения к жизни, поэтому возле него всегда было тепло и уютно, он в памяти каждого из нас остался человеком, который благодаря своему юмору сочинял анекдоты, создавал веселые ситуации... Его сценические работы я смогла оценить спустя годы. Сравнивая с собой, приведу пример: в начале творческого пути я играла роли главных героинь и примерно к 45 годам мне начали давать роли второго плана – такова участь актеров. Трагические, драматические роли сменились характерными, я их сначала недолюбливала, а потом научилась согревать своим теплом. Именно в то время я обратила внимание на Шамиля Рахмановича как на учителя, можно сказать, приняла его творчество как пример. Шамиль Рахматуллин выходил на сцену и сразу же приковывал взгляд и зрителей, и партнеров к себе. Он просто ювелирно работал, такие черты находил в каждом своем образе!.. Играя в эпизодических ролях, он подчас затмевал главных героев. Я его в душе считаю актером, умеющим гениально преподносить зрителю даже крохотные роли. Выразительное лицо, особенная походка и неуемная фантазия, благодаря которой Шамиль Рахманович мог найти уникальные краски, подлинную изюминку во всех созданных им образах. Когда он выходил к залу, возникало ощущение, что весь театральный мир сосредоточивался вокруг него – он мастерски “побеждал” каждую сцену, любую эпизодическую роль мог сыграть настолько “вкусно”, что его работой буквально наслаждались и публика, и коллеги. Возможно, он мечтал об иных ролях... И вполне, я думаю, мог бы воплотить трагические образы, мог бы стать вторым Евгением Леоновым, который играл в комедии и в то же время создал потрясающий образ чеховского Иванова в театре Ленинского комсомола.
Шамиля Рахмановича мы и по сию пору вспоминаем с особой теплотой, он мог подарить нам настроение на целый день. Помню случай в буфете. Сидит Шамиль Рахманович за столом и ест суп. Вижу, что вместо хлеба в руке у него сладкая булочка, спрашиваю: “Шамиль-агай, почему это вы суп едите со сладкой булочкой?” Тогда он медленно поднял глаза и трагически так произносит: “Мне Венера не разрешает хлеб кушать!” Его супруга, Венера-ханым, была медсестрой, следила за здоровьем мужа, его весом, вот поэтому, видимо, и запрещала. А он взял и повернул этот “запрет” в другую сторону… Безусловно, каждая встреча с ним была праздником, поднимала жизненный тонус!

Подготовила Динара КАЮМОВА.

Вернуться назад