Главная > КУЛЬТУРА > Роман “Буренушка” воплотят на академической сцене

Роман “Буренушка” воплотят на академической сцене


4-09-2020.
Роман “Буренушка” воплотят на академической сцене

Еще в мае, во время итогового собрания коллектива БГАТД, куда были приглашены и журналисты, главный режиссер Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Айрат Абушахманов объявил, что в планах флагмана национального искусства республики – постановка по роману Тансулпан Гариповой “Буренушка”.

Недавно труппа завершила читку этого романа-эпопеи, длившуюся с 5 по 20 августа. По окончании работы состоялась встреча с автором произведения, удостоенного Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева. Тансулпан Гарипова - прозаик, драматург, народный писатель Республики Башкортостан, заслуженный работник культуры РБ, член Союза писателей нашей республики.
В последние годы Тансулпан Хизбулловна активно работает в области драматургии. Спектакли по ее пьесам «Белый тополек», «Песнь во сне», «Убежавшие в счастье», «Не улетайте, журавли!», «В ожидании дождя», «Девушка в монистах», «Гильмияза» с успехом идут во многих театрах республики, а по киноповести «Летний камень» был некогда снят полнометражный художественный фильм «Седьмое лето Сюмбель» (режиссер Булат Юсупов), удостоенный премии критиков «Золотой слон» на Международном кинофестивале (2002). Кстати, на сцене БГАТД идет мюзикл, поставленный по ее пьесе “Мактымсылу, Абляй и Кара юрга”.
Самобытным явлением стало и появление пенталогии «Буренушка», над которой Тансулпан Гарипова работала с 1997 по 2004 год. В романе прослеживается история башкирского народа за столетний период, показана вечная борьба между добром и злом, создана целая галерея запоминающихся ярких образов башкирских женщин, хранительниц очага, продолжательниц жизни. Напомним, что по итогам I Республиканского конкурса «Лучшая башкирская книга года» роман признан самой читаемой книгой. И как уже упоминалось, в 2006 году Тансулпан Гариповой за роман-эпопею «Буренушка» была присуждена Государственная премия РБ имени Салавата Юлаева.
…Трехчасовая встреча труппы БГАТД с автором принятого в работу романа прошла в теплой, дружеской атмосфере. И мы еще раз убедились в том, что, как и в ее книге, Тансулпан Хизбулловна умеет держать внимание очень продолжительное время. Участников беседы интересовало все – начиная от событий личной жизни Тансулпан Хизбулловны и заканчивая характеристиками конкретных персонажей романа «Буренушка». Артисты поблагодарили гостью, отметив, что, как и большинство ее произведений, “Буренушка” отличается увлекательным сюжетом, запоминающимися персонажами, своеобразием авторского стиля, сочным народным языком, богатством художественных средств выразительности. «Академики» подчеркнули в беседе: необходимо сохранить на сцене сочность языка романа.
“Наша литература берет свое начало от народных преданий, легенд, песен и с эпоса, потому-то, я думаю, магический реализм присутствует и в моих произведениях. А что касается романа, я писала его интуитивно, ни с кем не общалась, когда работала над книгой, бывало, что дни и ночи путались. В каком-то смысле я писала “Буренушку” по просьбе читателей. Когда вышла первая часть, думала, что на этом остановлюсь. Но не тут-то было! Когда первую часть опубликовали в журнале “Агидель”, начался ажиотаж. А заведующий отделом редакции Рашит Султангареев успел дать анонс, мол, скоро в журнале “Агидель” выйдет продолжение романа «Буренушка». Я ему говорю: “Нет же продолжения!” А он отвечает: “Народ просит. Тем более тираж журнала надо повышать”. Вот так и рождалась каждая новая часть будущей книги”, – улыбается Тансулпан Хизбулловна, вспоминая дни работы над “Буренушкой”.
“В 2006 году, когда роман выдвинули на соискание Государственной премии республики имени Салавата Юлаева, народная артистка СССР Гюлли Мубарякова одна из первых прочитала книгу и в интервью на ТВ сказала, что если бы “Буренушку” поставили на сцене, то она сыграла бы Барсынбику”, – еще одно приятное воспоминание из уст автора дало толчок новому потоку вопросов. Артистов, конечно, особенно волновало то, что касается героев. Кого все же в романе считать главной героиней – Барсынбику, Гульбану или Мадину? Почему автор расстался с Гульбану так скоро? Кто стал прообразом Мадины? Главный режиссер театра Айрат Абушахманов, вдохновившись идеей будущей постановки, поделился с коллективом своими раздумьями: “За что зацепиться постановщику, что сделать главным?» На это Тансулпан Гарипова ответила: она полностью доверяет режиссеру и в работу над сценическим воплощением романа вмешиваться не станет.
Тансулпан Хизбулловна также добавила: она никогда не настаивала на том, чтобы роман поставили на сцене, а когда дописала его, то просто пожелала своему детищу счастливой судьбы.
И вот роман нашел своего режиссера, автор тоже возлагает большие надежды на Айрата Ахтямовича: “Я доверяю ему, он умный, сильный режиссер. И раз он взялся за роман, то я уверена, что моя “Буренушка” нашла свою счастливую судьбу”.

Динара КАЮМОВА.
Фото Руслана ЮЛТАЕВА.


Роман “Буренушка” воплотят на академической сцене

Вернуться назад