Главная > КУЛЬТУРА > «Эх, как жизнь хороша!»

«Эх, как жизнь хороша!»


25-09-2020.
«Эх, как жизнь хороша!»

В звездных поколениях Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова десятки солистов, которые своим мастерством завоевывали для коллектива всемирную славу. Сегодня хотелось бы вспомнить тех, чьи «круглые» юбилеи выпали на нынешний год: это 100-летие талантливого самородка Мухамета Идрисова, 90-летие со дня рождения пластичной и темпераментной Равили Хазиевой, 70-летие танцовщика и менеджера более позднего времени Ахата Фасхутдинова.

В Хайбуллинском районе, где отец Мухамета Идрисова работал на руднике, пригодились и способности толкового парня, ожидавшего призыва в армию. Однако из-за недостатков по зрению Мухамет комиссию не прошел. Зато со своим искрометным исполнением танца «Баик» приглянулся известному артисту Иреку Ибрагимову: тот ездил с экспедицией по дальним уголкам республики в поиске одаренной молодежи для подготовки к предстоящей декаде башкирского искусства в Москве. На показе в Уфе Гаскарову очень понравился танец Мухамета, он и позже не раз повторял, что у того именно народные, фольклорные мотивы, и не только беречь их надо, а использовать и в других номерах. В общем, новичку предоставили короткий отпуск, чтобы съездить домой за вещами и документами, но едва он вернулся, как грянула война с гитлеровской Германией.
Молодой артист очень быстро вошел в репертуар ансамбля. Работать приходилось без устали. Провожали земляков на призывных пунктах, чуть позже давали концерты в госпиталях. И рядом с горечью разлук, со слезами, страданиями, болью надо было выходить в круг с улыбкой, с азартом, чтобы танец давал надежду на возвращение к мирной жизни, на оптимизм и веру в победу. Не один раз пытался Мухамет попасть в действующую армию не членом фронтовой бригады, а бойцом. В 1943-м, когда успешно окончились бои под Сталинградом, артисты догоняли Башкирскую кавалерийскую дивизию, ушедшую далеко вперед. Идрисов воспользовался знакомством с генералом Тагиром Кусимовым, попросив оставить его на фронте. Тот вместе с комиссаром уверили парня, что десятиминутный концерт между боями с исполнением любимого народом танца «Три брата» дает невероятный заряд бодрости и горячее желание сломить врага, чтобы вновь увидеть родной дом. Среди смертей и пожарищ, усталые, зачастую голодные и холодные выходили танцовщики на «сцену» - ею, как правило, был борт грузовика – и отплясывали, будто врага громили по известной поговорке: башкир, когда на кого злится, грозит, что на его могиле плясать будет. Вот и плясали, будто у Гитлера на могиле. А в день Победы на Советской площади в Уфе Идрисов танец свой начал с возгласа: «Эх, как жизнь хороша!» В 45-м был он удостоен звания заслуженного артиста республики и считал эту награду фронтовой.
В послевоенные годы ансамбль набирал популярность. После гастролей в Куйбышеве, Казани, Свердловске, Челябинске, Донбассе, Киеве, Львове, Одессе, Севастополе, Феодосии газеты в восторженных тонах отмечали танцы «Баик» Мухамета Идрисова и «Киянта», исполняемый вместе со знаменитой Хазиной Магазовой. В 1951 году звание народного артиста БАССР получили Мухамет Идрисов и Мухамет Шамсутдинов, ставшие лауреатами Международного конкурса на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте. «Подарок», «Пожарник», «Гульназира», «Зарифа» - в этих и других танцах Идрисов с успехом солировал.
Вместе с кураистом Гатой Сулеймановым Мухамет целый месяц провел в Индии с делегацией работников искусств, куда входили солисты Большого театра Леокадия Масленникова, Майя Плисецкая, Максим Михайлов, популярный певец Рашид Бейбутов, вокальный квартет сестер Федоровых. Позже в таких поездках по Индии, Непалу, Бирме Идрисов выступал не только вместе с родным ансамблем, но и как солист в союзных артистических бригадах. В материале ТАСС 1955 года о заключительном концерте декады башкирского искусства в Москве среди лучших номеров упомянут танец «Три брата», в котором участвовали Закир Исмагилов, Анвар Фахрутдинов и Мухамет Идрисов. В том же году Идрисов стал заслуженным артистом России, а в 1960-м лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Терпение и бесконечные репетиции, приложившись к таланту, сделали Мухамета Рамазановича Идрисова тем прославленным танцовщиком, полет труда и вдохновения которого по сей день вспоминают благодарные зрители. В свое время критик Суюндук Саитов писал, что артист «за четверть века своего крылатого труда создал десятки хореографических образов, живых и поэтических, как песня, выразительных, как скульптура».

«Хочу в театр»
Артистические наклонности проявились у Равили Хазиевой, когда она была совсем малышкой. В своей родной деревне Ибрагимово Кармаскалинского района на многолюдных собраниях, где в начале 30-х крестьяне бурно обсуждали первые шаги колхозного устройства, девочка выступала в «антрактах» под звон кубыза или под гармошку, изображая в танце те движения, что подсмотрела у мамы, когда та готовила или стирала.
Отец, ловкий спортсмен, победитель на сабантуях, иногда подправлял ее детские танцы, подсказывал, как красиво поднять ручки, развернуть веером пальчики… Прежде чем стать солисткой знаменитого ансамбля, и еще до поступления в училище, десятиклассница Равиля (или Рауля, а по паспорту – Равила) испытала радостный шок, когда в кабинете директора школы художественный руководитель Аургазинского колхозного театра Вали Галимов предложил ей заменить выбывшую артистку. Директор хмурился: «Может, сначала школу окончишь?», но она в волнении прошептала: «Хочу в театр». А к Гаскарову попала с первого же показа, когда педагог по танцу театрального училища Наджет Аюханов привел к нему продемонстрировать своих лучших выпускников – ее и Ратмира Бадретдинова. Оба потом выросли в народных артистов БАССР.
Самый первый танец, в котором она солировала в ансамбле, назывался «Дружба», причем с прославленным партнером Хизбуллой Зубайдуллиным. В журнале «Советский Союз» их фотография красовалась на обложке. После декады литературы и искусства в Москве в 1955 году, где Равиля сияла звездой во многих номерах, включая «Семь девушек», ее слава танцовщицы взлетела с новой силой в 1959-м, когда из Вены с Всемирного фестиваля молодежи и студентов артистки из «Семи девушек» вернулись лауреатами с серебряными медалями. Окруженная вниманием публики и влюбленными в нее воздыхателями, Равиля было поддалась предупреждениям Гаскарова не спешить с замужеством, а думать о постоянном успехе на сцене. Однако не устояла перед «натиском» молодого талантливого музыканта Роберта Загретдинова, ставшего в дальнейшем многократным лауреатом международного конкурса «Виртуоз-кубызист мира» и лауреатом фестивалей горлового пения.
В 2008 году в процессе подготовки своей книги очерков «Созвездие талантов» к 70-летию Гаскаровского ансамбля я встречалась с этой семейной парой, прожившей почти полвека в любви и согласии. Поразилась их неувядаемой влюбленности в избранную на всю жизнь профессию. Даже перестав солировать, Равиля Минигалеевна несколько лет продолжала работать в районах Башкортостана, создавая там танцевальные коллективы, и Роберт Абдрахманович, приезжая помочь в том, что касается музыкального сопровождения, только посмеивался, видя, как супруга покрикивает на своих подопечных, если что не так, а они и не сердятся, получая затем первые места на смотрах художественной самодеятельности. Он свои мелодии на кубызе и варгане для меня прощелкал, пропел, просвистел, сказав, что Равиля ему помогает, обращая порой внимание на птичьи голоса, и тут же о ней с улыбкой: «Теперь командует на домашнем фронте». А она отмахнулась: «Давай лучше расскажем о родителях, что нас воспитали». И вместе со словами благодарности поведали две смешные истории. Одна из того далекого прошлого, когда Равиля хотела спросить у родителей разрешения на поступление в Аургазинский колхозный театр. Молодой репетитор Абдулла Гиляжев посадил ее в телегу на охапку сена и погнал лошадей за пять километров от школы в деревню. Дома была одна мама, и она поначалу не поняла, о чем речь. Вошел улыбчивый парень, за ним, потупив взор от волнения, дочь… Вот и решила, что он пришел свататься, а приданое-то не готово… Другой эпизод тоже связан с поездкой к ее родителям, куда зимой отправились молодожены. Отец встретил на станции, подогнал сани и помчал их во всю прыть, чтобы побыстрее доставить дорогих гостей. Сани прыгали по ухабистым зимним дорогам, и на крутом повороте Равиля с Робертом на полном скаку вылетели в сугроб. А отец знай себе лихо катит вперед. Затормозил перед домом, мать выбежала встречать: «А где же они?» Отец в изумлении руками развел: «Так ведь были»…
Побывав с выступлениями во многих странах, Равиля Хазиева везде интересовалась местным фольклором и привнесла в свой репертуар корейский перепляс, танец «Лао» из Лаоса, индийский, который репетировала с известной тамошней исполнительницей. Кому посчастливилось видеть ее на сцене, не забывают ту радость, которую она дарила. В нынешнем августе замечательная артистка, оптимистичная и творческая, отметила 90-летие.

«Таково семейное предпочтение!»
Эти слова произнес Ахат Фасхутдинов, известный солист третьего поколения ансамбля, заслуженный артист БАССР, когда перечислял творческие профессии своих родных.
В родительском доме росло девять детей, и отец – прораб, построивший в Баймакском районе не одну ферму, и мама – продавец в магазине, не только успевали за ними присматривать, но и активно занимались в художественной самодеятельности, великолепно пели. Хозяйка многодетной семьи была настоящей красавицей, талантливо исполняла главные роли в Баймакском народном театре. Немудрено, что дети унаследовали их способности, а пятеро свою дальнейшую жизнь связали с музыкой.
Старший брат – известнейший баянист Редик Фасхутдинов, народный артист Башкортостана, заслуженный России. Рамзия – концертмейстер, одно время аккомпанировала Диме Билану, в Кабардино-Балкарии работала на радио и телевидении. Самат Ахметович отметился как заместитель директора и музыкальный руководитель в детдоме №9, училище окончил по классу аккордеона. У старшей сестры, преподававшей в Башкирском государственном университете, дочь по стопам дяди Ахата получила диплом хореографа и работает по специальности и со студентами, и с детьми в танцевальных коллективах. Да и у самого Ахата Ахметовича сын Эмиль окончил Академию русского балета имени Вагановой, танцевал, учил других, да еще в новейшие времена Российской истории задумался о заочной учебе по финансово-экономическому профилю. Дочь Сабина тоже не избежала влияния родительских генов и начала танцевать после окончания училища в Санкт-Петербурге.
Разговор о «корнях и отростках» случился, когда, в третий раз вернувшись на работу в Уфимское хореографическое училище (ныне – Башкирский хореографический колледж), Ахат Ахметович в должности директора с азартом взялся за решение множества проблем. Помню, прежде всего интересовало его строительство школьного театра, распространение информации об училище в регионах республики, подготовка к месячным гастролям по Германии с ученическим спектаклем «Лебединое озеро». Забегая вперед, вернусь в то время, когда художественный руководитель училища Леонора Куватова сообщила ему об успехе постановки, и он тоже съездил в Германию «порадоваться и, если надо, чем-то помочь». А когда вернулся в Уфу, случилось то горестное событие, которое болью отозвалось в сердцах коллег, учеников, друзей и помнивших его танцы зрителей: он ушел из жизни внезапно в расцвете творческих сил. В нынешнем году ему исполнилось бы 70 лет...
Его выступления на сцене начались, когда первоклассник интерната №1 (впоследствии Башкирская гимназия имени Рами Гарипова) играл на баяне и плясал в танцевальном коллективе под руководством самого первого своего наставника Вили Губаевой. Еще в школьные годы занимал призовые места с танцем «Охотник». В 1967-м успешно прошел отбор в студию при гаскаровском ансамбле, однако после первых же занятий Файзи Адгамович перевел его, Альфиру Даукаеву и Ривката Саттарова в основной состав.
В армии он служил в Северном военном ансамбле песни и пляски и вернулся в 1970-м уже достаточно опытным артистом. Ему стали поручать ведущие партии, его наставляли – завершавшие свой танцевальный срок Хизбулла Зубайдуллин и Анвар Фахрутдинов. Молодой специалист был необыкновенно хорош в «Дружбе», «Проказницах», в «Косарях», «Северных амурах». Показался во всей красе в танцах с Равилей Хазиевой, Шидой Яруллиной, Екатериной Варламовой. Вместе с Рашидой Туйсиной сопровождал правительственные делегации Башкортостана во Францию, Германию, Венгрию, Румынию, Польшу, Монголию. В ансамбле он стал педагогом-репетитором после своего танцевального срока. И Ахат Ахметович, и его жена Альфира Фуатовна, тоже заслуженная артистка РБ, очень органично перешли в другой статус – педагогов, менеджеров. Она окончила Академию русского балета имени Вагановой, он – Ленинградский институт театра, музыки и киноматографии, по специальности театровед, экономист и организатор театрального дела. Это было время демократических преобразований, выборов на конкурсной основе, и он такой конкурс выиграл, став директором родного ансамбля. В 1989 году на его долю выпало празднование 50-летия коллектива, а особой гордостью стали успешные хлопоты по присвоению ансамблю имени его основателя и руководителя. В 1990-м директор в те поры Башкирского государственного театра оперы и балета Радик Гареев пригласил его коммерческим директором, когда начинались важные проекты, Шаляпинские вечера и Нуреевские балетные фестивали. Через три года успешного организатора назначили директором Уфимского хореографического училища, а еще через четыре года Президент РБ поставил перед ним еще одну непростую задачу – усилить культурный потенциал Северо-западного региона республики, создать в Нефтекамске Интернациональный центр, открыть филармонию. Задание было выполнено, через пять лет Ахат Ахметович вернулся в Уфу исполнительным директором театральной деятельности в республике, в 2008 году стал начальником отдела в Министерстве культуры, но буквально через полгода его попросили снова возглавить Уфимское хореографическое училище. И это был тот самый третий его приход туда, с чего и начался тогда наш разговор о его делах и планах, которые так печально и невозвратно оборвались, оставив лишь светлую память.

Алла ДОКУЧАЕВА.
Фото из открытых источников.

Вернуться назад