Главная > КУЛЬТУРА > Спартак в сраженье этом победил!

Спартак в сраженье этом победил!


21-06-2013.
Спартак в сраженье этом победил!

В Башкирском государственном театре оперы и балета с большим успехом прошла премьера балета “Спартак” на музыку Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича.

Дружбе нашего балета с гениальным хореографом двадцать лет. В 1993-м с его легкой руки родился фестиваль имени Рудольфа Нуреева, началось сотрудничество исторической значимости. Друг Юрия Николаевича Эмилия Ивановна Шумилова, балетный критик, ученый, педагог, приезжала в Уфу на премьеру “Лебединого озера” и назвала Григоровича Пигмалионом, который вдохнул душу в балет Башкортостана.
Хочется провести и другую аналогию. Как Нуреев, будучи директором балета “Гранд-опера”, зажигал французских этуалей, так и Юрий Николаевич открывал звезд в труппе БГТОиБ. В первых постановках - балетах “Тщетная предосторожность” и “Дон Кихот” - в партиях Лизы и Китри во всем блеске засверкала Людмила Шапкина. В “Щелкунчике” родились примы Елена Фомина и совсем юная, еще студентка Гузель Сулейманова. В “Лебедином озере” зрителям был явлен талантливый дуэт Татьяны Красновой и Николая Олюнина. В “Корсаре” 2011 года блеснула Ирина Сапожникова и вспыхнула звезда по имени Рустам Исхаков (на снимке).
Но ни с чем не сравнимое преображение двадцатилетнего танцовщика произошло во время работы над балетом “Спартак”. А после премьеры о Рустаме Исхакове заговорили как о полномасштабной яркой планете. (Интересная цепочка: Рустам - воспитанник педагога Елены Фоминой!) Он одолел все технические сложности хореографии и создал драматически сильный и выразительный образ предводителя восставших рабов, смелого, мужественного человека, способного на самые тонкие проявления чувств - любви, нежности, дружбы. В арсенале его художественно-изобразительных средств - мощные, стремительные туры, высокие, легкие, красивые прыжки, чистота и четкость акцентов. В дуэте Рустам - сильный, надежный партнер, с ним балерина бесстрашно идет на самые трудные и виртуозные поддержки. Исхаков признается: он счастлив, что довелось работать с великим Мастером, строгим, требовательным, но таким чутким. Благодаря ему осуществилась давняя, еще детская и, казалось, такая нереальная мечта - станцевать Спартака.
К премьере готовили два состава исполнителей. Но на одной из последних репетиций исполнитель партии Спартака Ильдар Маняпов получил травму и не смог выступить, его заменил Алексей Шлыков из Краснодара, хорошо вписавшийся в стилистику и атмосферу нашего спектакля.
На генеральных прогонах побывали многие критики и журналисты. Спектакль, его исполнители прославились еще до старта. Но премьера стала апофеозом огромной работы всего коллектива театра и звездным часом для каждого артиста. Исполнители главных партий оживили и окрасили героев красками своих индивидуальностей. Зрители обсуждали, спорили, высказывали свои предпочтения и симпатии.
Фригия Валерии Исаевой пленяла нежностью, покорностью, глубоко лиричным и проникновенным танцем. Гузель Сулейманова внесла неожиданные нотки в образ - протест, решительность, желание бороться и защитить любимого, что выразилось более темпераментной пластикой. Если Ирина Сапожникова делает Эгину откровенной соблазнительницей, уверенной в своей красоте, то героиня Гульсины Мавлюкасовой выходит за рамки простой куртизанки. Ее Эгина не только неотразима и обаятельна, но и умна, коварна, действенна. Гульсина в прекрасной профессиональной форме, после рождения дочери ее танец стал более глубоким, проникновенным, совершенным и по технике, и по эмоциональной насыщенности.
Красс в исполнении Олега Шайбакова наполнен чувственностью, жаждой развлечений, звериной ненавистью, желанием обладать чем бы то ни было - властью, славой, женщиной, богатством... Красс Ильнура Гайфуллина напоминает скорее умную, бездушную машину, четко знающую и выполняющую свои задачи. Оба танцовщика продемонстрировали высокую технику, их стремительные вращения, мощные прыжки играли на образ, вызывая одобрительные аплодисменты зала.
Трудно переоценить роль кордебалета даже в адаптированном к местной сцене варианте. Конечно, гладиаторов, патрициев, легионеров гораздо меньше, чем в Большом театре. Но каждый артист был настолько захвачен идеей спектакля, хореографией, режиссурой, что в целом выстроилась впечатляющая картина, и зрители получили возможность насладиться мощью и красотой мужского танца, чем славятся балеты Григоровича.
Титаническую работу проделал симфонический оркестр театра под руководством дирижера Германа Кима. Оркестранты прониклись высоким пафосом музыки, донесли до слушателя ее внутренний драматизм, напряжение чувств. Свою лепту в эмоциональную насыщенность спектакля внес хор (главный хормейстер Эльвира Гайфуллина), мастерски и пронзительно исполнив вокализ в финальной сцене “Реквием”.
Премьеру “Спартака” в Уфе не случайно в народе назвали героической. Она такова и по жанру, и по апофеозу, и по накалу усилий, затраченных труппой. Творение, рожденное в 1968 году, воспринимается очень свежо и актуально. Нельзя же красный плащ Спартака-победителя воспринимать как символ советской эпохи! Наоборот, акцент перенесен на общечеловеческие ценности, вечные чувства и страсти. Стремление к свободе, любовь к женщине, верность, нежность, скорбь в минуту большого горя - все это близко и понятно каждому сердцу. Небеспочвенно и напоминание о милитаристских тенденциях ...
То, что сделал Юрий Григорович, уже стало нетленной классикой, как и “Лебединое озеро”...
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Александра ДАНИЛОВА.

Вернуться назад