Главная > КУЛЬТУРА > Мне имя – Марина...

Мне имя – Марина...


27-11-2020.
Мне имя – Марина...

С 2014 года на сцене Малого (Органного) зала Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова проходит проект “Литературный вторник”, ставший традиционным и любимым уфимской публикой. И пять лет в его рамках с большим успехом идет литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Марины Цветаевой.

С чем связан такой интерес к программе? Конечно же, с творчеством поэта. Именно так именовала себя сама Марина Ивановна, она не любила, когда ее называли поэтессой.
Чем же так притягивают ее стихи? Наверное, неповторимостью стихотворной формы. Есть в этих стихах что-то собственное, личное – нерастраченная нежность и безответная любовь, глубокое понимание истины и одновременно – пылкая страсть. Цветаевские стихи особенной природы – драматические, красивые и вечные... Они переживут века. Тонкость и лиричность, любовь и коварство, трагедия человеческой души – все сплелось в этой лирике.
Поэтому одни из лучших песен в нашей стране созданы на стихи Марины Цветаевой.
Но главный фактор востребованности программы, конечно же, в ее подаче. Несмотря на то что эта тема проходит в филармонии уже далеко не в первый раз, каждое ее воплощение не похоже на предыдущее. Меняется манера повествования драматической линии судьбы Марины Ивановны, меняются исполнители и сами произведения. Еще свежо в памяти восприятие от прочтения стихов “возмутительно большого поэта”, как называл Цветаеву Борис Пастернак, мастером художественного слова, народным артистом Башкортостана Александром Донгузовым в один из этих первых вечеров. И с каждым разом, с каждым новым прочтением программа приобретает иное звучание и принципиально новый смысл, который придают уже другие чтецы и вокалисты.
Цветаева просто ворвалась в нашу жизнь в 70-х годах прошлого столетия – через 30 лет после своей трагической кончины. Это произошло благодаря культовому советскому кинорежиссеру Эльдару Рязанову, который исподволь вкладывал в уста своих героев цветаевскую лирику в виде песен-монологов. Зачастую он не указывал автора текста к ним, опасаясь реакции властей, ведь Цветаева долгое время была персоной нон грата в отечественной литературе. Теперь нельзя представить, насколько скудным оказалось бы наше песенное творчество без проникновенных баллад “Мне нравится, что вы больны не мной...”, “Под маской плюшевого пледа”, “Генералам двенадцатого года”, “Я словно бабочка к огню...”. Постепенно ее стихи стали звучать и на российской эстраде – кто же не слышал пронзительного “Реквиема” в исполнении Аллы Пугачевой или “Посвящения женщине”, спетое Тамарой Гвердцители: “Бог! Не суди! Ты не был женщиной на земле”.
Сама судьба Марины была неоднозначной и уж слишком трагичной. Рожденной в семье интеллигентов, преданных науке и искусству, говорящей на четырех языках, ей пришлось волею судеб окунуться в нищету, голод, холод, смерть близких и отчуждение друзей, что было, конечно, несправедливо и очень тяжело. Поэтому нам ли судить о ее конечном решении?
Но ее стихи и память о ней как о гениальном поэте свежи и близки каждому.
В минувший вторник, в очередной вечер литературного проекта снова была представлена история жизни и творчества великого русского поэта Серебряного века. Насколько тонко и филигранно повествовала о судьбе Цветаевой лектор-музыковед, заслуженный работник культуры РБ Оксана Семенова, которая каждым словом вводила слушателей в мир, полный вначале любви и счастья, а позже отчаяния и боли... Рассказ о встрече юной Марины с ее будущим мужем – таким же юным – Сергеем Эфроном был трогателен, а камешек сердолика, навеки соединивший сердца влюбленных, стал для всех присутствующих аллегорией их любви!
Особый интерес вызвали у собравшихся истории о том, кому Марина посвящала свои стихи, которые каждый знает теперь как тексты известных песен из любимых кинофильмов “Ирония судьбы...”, “Жестокий романс” и других.
Насколько проникновенно и точно звучали стихи и песни Цветаевой в исполнении артистов Музыкально-литературного лектория! Причем наравне с давно полюбившимися композициями были представлены и новые песни в эстрадном варианте, к примеру, “Я тебя отвоюю...” на музыку Игоря Крутого, что придало абсолютное новое звучание программе.
Концерт захватывал, очаровывал, призывал к сочувствию...
Произведения поэта “Кто создан из камня...”, “Моим стихам”, “Посвящение Сергею Эфрону...”, “Любовь! Любовь!..”, “Вчера еще в глаза глядел...”, “Вы, идущие мимо меня...” талантливо прочли молодые актеры Олеся Исламова и Данил Гуфранов.
Известные романсы и песни на стихи “У зеркала...”, “Мне нравится...”, “В огромном городе моем...”, “Вот опять окно...”, “У меня в Москве...” были исполнены ведущими солистами лектория. Это – заслуженная артистка Башкортостана Сайда Галеева, Фларида Иркина, Дамир Таипов и Гульшат Гирфанова.
Рефреном к судьбе Марины Ивановны прозвучал “Вокализ” Сергея Рахманинова в исполнении Марата Садриева (скрипка) и народной артистки РБ Индиры Асадуллиной (фортепиано), она же – художественный руководитель лектория, аккомпаниатор программы и автор проекта “Литературный вторник”.
Хочется выразить благодарность творческому составу Музыкально-литературного лектория за замечательный и теплый вечер, который вновь окунул нас в прекрасный мир поэзии и музыки! А также большая признательность всем пришедшим в этот холодный ноябрьский вечер зрителям за их искренние эмоции и аплодисменты!

Оксана ИВАНОВА.
На центральном снимке - участники вечера.


Мне имя – Марина...

Вернуться назад