Главная > КУЛЬТУРА > О любви и о том, как Кролик Эдвард стал Человеком

О любви и о том, как Кролик Эдвард стал Человеком


8-12-2020.
О любви и о том, как Кролик Эдвард стал Человеком

В минувшую пятницу в Национальном Молодежном театре РБ прошла премьера спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда», который режиссер Айрат Абушахманов и художник Геннадий Скоморохов (Москва) поставили в русской труппе НМТ по знаменитой сказке Кейт ДиКамилло, продолжающей завоевывать сердца детей (и их родителей) со всего мира...

Не буду лукавить, спектакль пока еще сырой, но, мне кажется, господа артисты наберут и со временем многое встанет на свои места... Хотя, конечно, Айрат Ахтямович насытил «Кролика» всем, что знает, умеет и может: по-моему, даже с перебором, от чего-то нужно бы было и отказаться, например, от кроличьей голгофы, коей чуть ли не заканчивается хождение рафинированного красавчика Эдварда по мукам... Точно не из этой «оперы»! Ну, в режиссуру я внедряться не буду, это лишь мое субъективное мнение... Важно сказать и то, что в новом спектакле русской труппы НМТ (а он поставлен в рамках проекта единороссов «Культура малой родины») несколько очень хороших актерских работ - и в первую очередь работа Дмитрия Гусева, сыгравшего роль заглавного героя! Спектакль изобретательно придуман и прекрасно, если так можно сказать, подан, потому что Геннадий Скоморохов - замечательный художник, талантливый, оригинально мыслящий и умеющий переключаться с одной, допустим, жанровой краски на другую, соединяя в своем решении многое из того, что раньше казалось невозможным. Начнем с того, что зрителя, входящего в зал, встречает знаменитый дюреровский заяц - безмолвный свидетель многих эпох, красотой и точностью изображения коего восхищались поколения и поколения ценителей изобразительного искусства всего мира... И тебя сразу берет в плен необычная перекличка дюреровского рисунка (он выполнен в технике акварели плюс гуашь) со скорбным бесчувствием фарфорового кавалера из галантного века с пленительной мушкой над верхней губой...
Эдвард существует в спектакле в двух ипостасях - бездвижной игрушки, чью крохотную головку со временем начинают разрывать думы постепенно формирующегося и учащегося справляться с превратностями судьбы совсем еще юного человека; и, как принято говорить в Театре кукол, - в живом плане. Ведь раздумья и чувства Эдварда, мысленные поступки и движения души бессловесной «статуэтки», которая пытается быть человеком, - все это воплощает на сцене Дмитрий Гусев, можете улыбнуться, но тем не менее, единым телом (и чувством) живущий с маленькой фарфоровой фигуркой. И поддерживает этот художественный прием ма-а-аленький театр кукол, возникающий на сцене с первых тактов мелодии старой шарманки (Олег Гудачев из Санкт-Петербурга - очень хороший композитор!). Вообще, мне показалось, а возможно, я это себе придумала - небольшая нарядная шарманка вдруг буквально распахивается, преобразуясь в сцену крохотного театра кукол, на котором последовательно появляются герои спектакля. (Дети ведь любят домашние кукольные театрики, в коих они творят свои истории...) Так что у иных из персонажей есть в «Кролике» свой кукольный двойник, значит, идея такого театрика, возникающая в самом начале, поддерживается на протяжении всего спектакля...
Я не упомянула еще одного члена постановочной команды - это Алина Мустаева, отвечавшая в «Кролике» за пластические решения, за движенческий аспект, довольно, кстати, большой. Меня впечатлило то, как Мустаева решила сцену в покоях кукольных дел мастера Люциуса Кларка, а на самом дел он некто вроде Князя Тьмы, своего рода создателя с улыбкой Гуинплена и механическим голосом одного из воплощений Джокера (очень интересная работа Кирилла Ажмякова, который играет в этом спектакле и еще одну роль - обаятельного бродяги по кличке Бык)... Решение, найденное Алиной Мустаевой для того, дабы подчеркнуть своеобразие пластики именно кукол, выставленных Кларком в витрину, мне показалось чрезвычайно удачным. И эту «кукольную пластику» просто блестяще освоила и присвоила актриса Светлана Бронникова, сыгравшая надменную красотку с биркой «Распродажа» на кукольной ручке...
Безусловно, большинство книг российских и зарубежных классиков для детей и о детях говорят о том, что в путешествии ребенок растет, мужает, учится мыслить, делать выводы, учится тому, как стать хорошим человеком... «Степь» Чехова, «Детство Никиты» и «Золотой Ключик» Толстого, истории Фрэнка Баума, «Волшебник Изумрудного города» Волкова, «Голубая чашка» Гайдара, «Путешествие Нильса с дикими гусями» Лагерлеф, «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Снежная королева» Андерсена - список этот можно продолжать и продолжать... С некоторых пор его пополнила и книга Кейт ДиКамилло... И, судя по тому, как в минувшую пятницу «Кролика» смотрела ребятня и какие вопросы дети задавали сидящим рядом мамам, спектакль этот, тяжело из-за пандемии двигавшийся в период репетиций к финальному разрешению, появился своевременно! Эпоха ковида уродует сознание людей, поэтому кто-то, быть может, даже сторонний, должен вообще, но в наше время особенно, рассказать маленькому человеку, как это важно не только позволять любить себя, но и любить самому, забывая ради других про свои беды и нужды... Только в этом случае даже фарфоровый болванчик способен стать Человеком!
И еще: жанровое определение нового спектакля - «сказка о любви». И пока я смотрела его, не раз вспомнила пьесу Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» и слова Волшебника, который в ответ на вопрос жены, для чего он все это затеял с Медведем и умирающей Принцессой, говорит: «Мне захотелось поговорить с тобой о любви». Я думаю, внешне колючему и кусачему, с маниакальным упорством защищающему свою независимость (и правильно!), иронизирующему по любому поводу, а подчас переходящему даже на сарказм режиссеру Айрату Абушахманову именно сейчас тоже захотелось поговорить со зрителем о любви... И у него это получилось!

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


О любви и о том, как Кролик Эдвард стал Человеком

Вернуться назад