Главная > КУЛЬТУРА > Великая сила искусства кино

Великая сила искусства кино


2-04-2021.
Великая сила искусства кино

В минувший понедельник, 29 марта, начались съемки художественного полнометражного фильма «Рами. Дневник поэта» - заключительной части кинотрилогии режиссера Булата Юсупова («Бабич», «Первая республика»). Завершающая «триптих» часть будет посвящена народному поэту Башкортостана Рами Гарипову.

…Третий день съемок прошел в производственном корпусе Издательского дома «Республика Башкортостан» или, как привыкли говорить его обитатели, в Доме печати. Пробиться в этот час в газетный цех нам удалось с трудом, поскольку сам факт появления здесь киногруппы во главе с Булатом Тимербаевичем был воспринят местными работниками с большой приязнью. Добавлю, что часть из них составила основу массовки, которая снималась в эпизоде, связанном с коротким, но весьма эмоциональным разговором Поэта с главным редактором газеты «Совет Башкортостаны».
Образ Рами Гарипова выпала честь воплотить на экране актеру Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури, лауреату Государственной премии РБ имени Шайхзады Бабича, заслуженному артисту Башкортостана Артуру Кунакбаеву. Актер, играющий роль редактора Вали Галеевича (сразу скажу, что это не есть реальный персонаж, авторы создали образ собирательный), давно и успешно работает в Уфимском государственном татарском театре «Нур». И это заслуженный артист Башкортостана и Татарстана Махмуд Фатыхов. Эпизод, относящийся где-то к 1957 году, связан с тем, что Поэт, в свое время служивший в «Совет Башкортостаны», попадает в жуткий цейтнот. Ему надо работать – на выпуске книга стихов «Каменный цветок», все горит, времени катастрофически не хватает, а редактор требует постоянного присутствия Гарипова на службе, грузя его всевозможными делами и подчас придирками… Короче, Рами Ягафарович бегает за Вали Галеевичем по цеху, пытаясь договориться с ним о том, что он будет писать дома, как бы сказали сейчас, на «удаленке», и… получает ожидаемый отказ.
…Махмуд Мударисович Фатыхов в пиджаке булыжного цвета с огромными лацканами в лучших традициях 50-х, в сто первый раз по команде Юсупова стремительно лавирует по узким проходам между печатным оборудованием, задержавшись на мгновение только возле оттисков свежего номера, за ним бежит, поднимаясь за главредом по железной лесенке, Гарипов, по ходу пожимая руку одному из рабочих («актер» - из числа наших типографских), выскочившему навстречу. Вали Галеевич, фактически не слушая объяснения и просьбы «нерадивого» подчиненного, бросает короткие реплики и, остановившись на мгновение, разводит руками…
Вариантов этой проходки (начиная с репетиции – а Юсупов «прогнал» артистов раз пять) мы посмотрели примерно двадцать. Ассистент режиссера Зиля Лира, которая следит за происходящим по большому монитору, тихонько объясняет мне, что редактор не пойдет Рами навстречу, не согласится отпустить Поэта…
Рядом с Зилей стоит свободный стул, предназначенный режиссеру (но Юсупов им пренебрегает, предпочитая следить за всем стоя или чуть ли не бегая вместе с актерами по цеху), - в итоге на него опускаюсь я. И ассистент Юсупова рассказывает мне о том, что симпатичный молодой человек, запакованный, словно в рыцарские доспехи, в экзоскелет с надписью Armon Man, напоминая в тяжелой амуниции одного из механических монстров из фильма «Трансформеры», - это кинооператор Станислав Амбарцумов: «Он вообще-то наш, стерлитамакский, но учился в Москве и сейчас приехал на съемки из столицы…» Мне даже страшно представить, какой груз таскает на своих плечах оператор, который к тому же держит в руках «рычаги» камеры с надписью Ronin, но Станислав обращается к режиссеру: «Давайте, сделаем еще один дубль!» И все опять идет по кругу.
…А двумя часами раньше в одном из кабинетов, дверями выходящих в коридор, ведущий в типографский корпус, гример Лейсан Галеева наносила на лицо Артура Кунакбаева штрихи, символизирующие усталость его героя. Вездесущий Юсупов и сюда заглянул: «Лейсан, представь, он живет в каморке, условий никаких, неухоженный, спит урывками, постоянно работает – все это должно читаться…»
Гример кивает и чуть «старит» Артура, притеняя здоровый цвет его кожи… Дело свое она знает, я помню ее еще по работе в гримерно-постижерном цехе татарского театра «Нур», откуда со временем девушка ушла на БСТ, а сейчас получила приглашение поработать в кино… К Галеевой выстроилась целая очередь из типографского люда, чрезвычайно серьезно относящегося к съемкам… Добавлю, даже в столовую они в этот день ходили в тех спецовках и халатах эпохи 50-х, которые выдали им костюмеры из киногруппы… Вот что значит великая сила искусства!
Процесс шел почти до вечера, позже Булат Юсупов сотоварищи «отрабатывали» еще один эпизод. Скажу больше – ради съемок фильма в типографском корпусе был даже запущен агрегат офсетной печати «ПОГ-168», который долгое время находился в консервации.
…Важно отметить, что картину «Рами. Дневник поэта» называют народной, поскольку создатели фильма (в творческую группу помимо, естественно, режиссера вошли также сценаристы Тансулпан Бабичева, Гульсясяк Саламатова, художники-постановщики Рустам Баймухаметов, Алия Байрамгулова, продюсеры Леонид Филинов, Юнир Аминев...) объявили уникальную с точки зрения маркетингового хода акцию, придумав слоган «Народному поэту – народный фильм», чтобы понять то, насколько важна и нужна людям такая картина. Тем более подобный опыт уже существует, и он связан с лентой «28 панфиловцев». И люди откликнулись и помогли акции сбором средств; денег при поддержке зрителей, меценатов и предприятий республики набралось примерно 1 миллион рублей. Это, кстати, первый в истории Башкортостана кинопроект, в поддержке коего могут принять участие все желающие. А потом подключились и соответствующие структуры региона. К разговору об этом фильме, прокат которого ожидается осенью 2022 года, «Вечерняя Уфа» еще вернется.

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.


Великая сила искусства кино

Вернуться назад