Главная > КУЛЬТУРА > Воробушек с характером из стали

Воробушек с характером из стали


27-08-2021.
Воробушек с характером из стали

Создатель, безусловно, в макушку поцеловал Шарафутдинову при ее рождении. Думаю так потому, что Ольга Юрьевна – носительница уникального дарования. Таких мастеров кукловождения по России (да и за ее пределами) раз, два и обчелся. Она выдающаяся актриса, по праву отмеченная званием народной артистки Башкортостана.
Я видела Олю в самых разных спектаклях – от совсем простенькой детской, для малышовой аудитории сказки до высокой трагедии и романтической драмы. Никогда не забуду ее работу в спектакле Павла Романовича Мельниченко «Эгле – королева ужей» по поэме Саломеи Нерис. Шарафутдинова создала образ заглавной героини, исполненный самопожертвования, подлинного отречения, боли и высочайшей духовности. И это при том, что весь спектакль Ольга виртуозно управляла планшетной куклой весом в семнадцать килограммов (!), при том оставаясь на сцене, как говорят в БГТК, работая в живом плане. А еще она в этой постановке пела – и пела просто потрясающе! И ведь композитор Андрей Березовский написал для «Эгле…» музыку, претендующую на симфоническое звучание. Время спустя, когда в эпоху дирижера Тагира Камалова НСО проводил фестиваль симфонической музыки, произведение Березовского включили в программу форума. И Ольга Юрьевна исполняла песню Эгле с НСО, причем у публики даже мысли не возникло, что на сцену вышла артистка, формально не имеющая отношения к вокальному искусству!..
Впрочем, это не единственный опыт выступления Ольги Шарафутдиновой с симфоническим оркестром. Она участвовала в двух проектах «Вечерней Уфы», один из которых был посвящен 90-летию Булата Окуджавы, а второй (совместно с фондом «Мархамат») – песням фронтовых лет. И я не забыла, как во время первой репетиции оркестранты застучали смычками по пюпитрам в знак восхищения Ольгиным вокалом…
Напомню читателям также и о том, что Ольга Шарафутдинова – обладатель Гран-при Первого республиканского конкурса «Актерская песня». И еще мы с ней ездили на два всероссийских фестиваля актерской песни – на первом, который проходил в Нижнем Новгороде («Памяти Андрея Миронова»), Ольга Юрьевна вышла в финал, став участницей Гала-концерта как призер, а на втором, проходившем в Московском доме актера, помню, вызвала восхищение у председателя жюри – народного артиста России Николая Караченцова…
Я обожаю смотреть на Шарафутдинову в процессе игры, стоя за кулисами. Это отдельный спектакль, каждая деталь в котором говорит сама за себя, свидетельствуя о том, что Ольга Юрьевна – актриса милостию Божьей. То, как она работает с куклой – отдельный мастер-класс, недаром же одна из любимых учениц Павла Романовича Мельниченко сейчас и сама занимается со студентами, делясь с ними тонкостями ремесла кукловождения, в ее случае поднявшегося до вершин подлинного искусства.
Она невероятно смешлива, остроумна и сама ценит хорошую шутку. Прекрасно чувствует партнера, в том числе и на драматической сцене – такой опыт у Шарафутдиновой тоже есть. На ее счету несколько спектаклей в драматическом театре, в которых она чрезвычайно органична.
Характер у Ольги, конечно, не круглый; во всем, что касается спектакля, театра, человек она суровый, если не сказать жесткий, сохранивший острые углы «борьбы за выживание» ребенка из дворов, расположенных в районе ДК УМПО… И в то же время она может быть очень трогательной, мягкой – ее, например, до боли волнуют вопросы помощи малышам с онкологическими заболеваниями…
Она вообще очень хорошо и естественно общается с ребятней, которая приходит на спектакли в ее родной Башкирский государственный театр кукол, чувствуя детей и подчас «заимствуя» для своих героев словечки из лексикона современных пацанов. Ну где еще вы встретите Бабу Ягу, которая в беседе с другим персонажем может спросить: «Отвечаешь за свои слова?!» Точно так же, как мальчишки во дворах уфимских заводских окраин…
Завершая этот небольшой текст, скажу о том, что я давно мечтаю увидеть Ольгу Шарафутдинову в роли Эдит Пиаф. Мне кажется, это абсолютно ее материал и ее героиня. Что-то в характере маленького французского воробушка со стальным стержнем абсолютно точно ложится на органику, душевную организацию и непростой, если не сказать – крутой нрав Ольги Юрьевны. И повторюсь – ведь Ольга потрясающе поет, при ее голосе и уникальном тембре она, безусловно, могла бы стать на сцене даже не малышкой, а великой Пиаф. Но это всего лишь мечты, а пока я стараюсь не пропускать новых ролей и режиссерских опытов Ольги Шарафутдиновой, вот и очередную ее работу пойду смотреть в начале сентября…
С юбилеем, Ольга Юрьевна!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Вернуться назад