Главная > КУЛЬТУРА > «Лица необщим выраженьем» нам открывается любимый город…

«Лица необщим выраженьем» нам открывается любимый город…


28-09-2021.
«Лица необщим выраженьем» нам открывается любимый город…

В небольшом зале на втором этаже писательского особняка, где во второй день XXXI Международного Аксаковского праздника открывалась выставка акварелей Эдуарда Ханнанова, получившая название «Уфа Аксаковская», было на редкость многолюдно. И дело не только в том, что на это событие собрались почти все гости праздника, съехавшиеся из разных стран, а также из российских городов и весей, но и в том, что на церемонию пришли и друзья юности автора, и его коллеги по творческому цеху, в частности, художник Ильдар Мусин; заместитель председателя Союза художников республики Джалиль Сулейманов, передавший «бенефицианту» поклон от alma mater, ведь Эдуард Ханнанов в свое время был студентом Уфимского училища искусств; знаменитый мультипликатор Рим Шарафутдинов, поскольку в биографии Эдуарда Талгатовича есть и такая строка, и другие собратья виновника торжества по творческому цеху…

Открыл церемонию актер Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, народный артист Башкортостана Алмас Амиров, вспомнивший годы юности, дни своего первого знакомства с Эдуардом Ханнановым, то, как его восхищало умение своего товарища по УУИ буквально несколькими штрихами запечатлеть уфимский дворик, пейзаж, лицо понравившегося человека, а затем поблагодаривший автора за то, что не только этой выставкой, но и всеми своими работами, своим трудом, любовью к родному городу, а вообще – таким нешумным, без помпы и рекламы подвигом он вернул и присутствующим, и жителям столицы Башкортостана в целом Уфу, уже в основе своей утерянную и, увы, уходящую.
Об этом негромком радении автора выставки говорили все выступавшие, с особой признательностью подчеркивая: Эдуард Талгатович своими тонкими, поэтичными, написанными с бесконечной любовью акварелями сумел вернуть нам то, что всегда характеризовало облик нашего родного города, было, если вспомнить стихи Евгения Баратынского, его «лица необщим выраженьем…» И это не грандиозные сооружения и многоэтажки, а обаятельнейшие черты патриархальности невысоких строений, дворянских и купеческих особняков, простодушие уфимских двориков… Все это, к величайшему сожалению, уходит в небытие, и только кисть художника способна вернуть нам очарование старой Уфы, бытования ее и несуетной размеренности жизни… Собственно, и сам Эдуард Ханнанов в ответном слове подчеркнул, что подчас намеченные им «сюжеты» уходили в небытие раньше, чем попадали на лист, иные из них приходилось завершать по памяти: «Только задумаю, а дома этого уже нет, снесли…»
Выступить и поблагодарить художника хотелось многим, и помимо слова Алмаса Амирова, задавшего церемонии очень домашнюю, по-семейному теплую тональность, мне особенно запомнилось поздравление друга юности автора – поэта Дмитрия Колпакова, который прочел замечательное стихотворение, в коем тоже звучали нотки печали по Уфе уходящей, а также рассказ родной сестры-близняшки Эдуарда Ханнанова, врача Эльвиры Талгатовны, поведавшей о том, с чего Эдик начинал; как мама, заметив увлечение сына, поняла – это серьезно и решила отвести его в художественную школу (знаменитую Школу искусств на Нежинской, 5; педагог – Люмила Ивановна Пегова), и что из этого в конце концов вышло. В ответ Эдуард Талгатович добавил: в детстве они все с Эльвирой делали вместе и без нее этой выставки просто бы не было. Идти в «художку» юный Эдик без сестры-близняшки категорически отказывался. В конце концов Эльвира, не испытывавшая особой тяги к рисованию, сдалась ради Эдуарда и, поступив вместе с братом, окончила школу искусств, получив соответствующее свидетельство. («Такой поступок ради меня совершила моя сестра, за что я ей очень благодарен!» - резюмировал виновник торжества.) В итоге Эдуард со временем стал художником, а Эльвира Талгатовна – замечательным врачом, именно к этой профессии было с детства расположено ее сердце.

«Лица необщим выраженьем» нам открывается любимый город…


…Выставка «Уфа Аксаковская», открытая, как отмечали все выступавшие, просто в намоленном месте и передавшая нам облик того города, который под давлением новаций, подчас агрессивных, иные стали забывать, а иные и просто не знали, уже не застав, будет радовать сердце и взор посетителей Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова. И у вас появилась редкая возможность – увидеть Уфу во всей прелести былого своеобразия старинного губернского города. Вспомнить о том, как красиво, затрагивая каждый уголок сердца, это было. Или просто представить... И хотя смысл фразы «Без прошлого нет настоящего» благодаря многократному ее употреблению в каком-то смысле стерся, потеряв остроту, тем не менее суть данного высказывания продолжает оставаться актуальной. И такие мастера, как Эдуард Ханнанов, вновь высветляют нам, пусть и «потускневшее», значение упомянутой фразы, ведь «лица необщим выраженьем» родной, но уже утраченной Уфы эта экспозиция возвращает нас к истокам и делает людьми – несуетными, думающими, преданными своим корням и умеющими увидеть и понять красоту. Сие очень органично сопрягается с основными постулатами творчества и философских раздумий Сергея Тимофеевича Аксакова. Посему открытие такой выставки в Мемориальном доме-музее писателя - более чем уместно.

Илюзя КАПКАЕВА.

P.S. С 27 по 29 сентября на ВДНХ «ЭКСПО» будет развернута еще одна экспозиция работ Эдуарда Ханнанова - «Акварельная Уфа».

Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.




Вернуться назад