Главная > КУЛЬТУРА > «Онегин»! Я скрывать не стану…

«Онегин»! Я скрывать не стану…


19-11-2021.
«Онегин»! Я скрывать не стану…

Солист Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист Башкортостана, лауреат Всероссийского и Открытого республиканского конкурсов Владимир Копытов удостоен Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Мастер сцены» (за партию Санчо Пансы в опере Жюля Массне «Дон Кихот»).


…В Санкт-Петербурге на сцене Михайловского театра 11 ноября состоялась церемония вручения VI Национальной оперной премии «Онегин». Со всей России съехались на торжество, связанное с вручением «Оперного Оскара», артисты, дирижеры, режиссеры и директора театров – от Астрахани до Якутии. В шорт-лист премии ныне вошли двадцать четыре певца и девять спектаклей от государственных театров и частных театральных компаний. В 2021 году на соискание «Онегина» было подано рекордное число заявок – девяносто восемь!
Напомним: Национальная оперная премия «Онегин» задумана ради амбициозных целей – популяризации российского оперного искусства, определения ориентиров развития современного российского оперного театра, а также для выявления наиболее интересных коллективов и исполнителей в мире отечественной оперы.
А основной целью «Онегина» является объединение российского оперного сообщества. Опираясь на пожелания и размышления представителей этого профессионального сообщества, оргкомитет и принял решение дополнить Премию событиями, каковые создадут единую площадку для общения профессионалов – певцов, критиков, дирижеров, режиссеров, директоров и продюсеров.
Идея учреждения Национальной оперной премии «Онегин» принадлежит ее генеральному директору, заслуженному артисту России Игорю Тарасову, а соучредителем стала генеральный директор АНО «Русская оперная компания», продюсер Любовь Гладкова. Первым президентом Национальной оперной премии «Онегин» был легендарный баритон, звезда мировой оперной сцены, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Сергей Лейферкус. Ныне, сменив его на этом посту, бразды правления приняла народная артистка РФ, лауреат Государственной премии России, любимая всеми певица Хибла Герзмава, которая и открывала в Михайловском театре церемонию вручения «Онегина-2021».
Национальная оперная премия «Онегин» поддерживается комитетом по культуре Санкт-Петербурга, Министерством культуры Российской Федерации, меценатами и спонсорами.
Остается только напомнить, что итоговые события, связанные с премией, проходят каждый год осенью в Северной Пальмире, включая в себя, помимо торжественной церемонии, благотворительные акции и концерты.
Появление премии «Онегин», мне кажется, было продиктовано и временем, и обстоятельствами существования в стране огромного коллектива деятелей оперного искусства, а этот институт, назовем его так, занимается утверждением в обществе вида творчества, характеризующего высочайшую планку в контексте жизни театра; жанра, синтезирующего самые разные направления. И, безусловно, большинству его поклонников странным, подчас даже возмутительным казалось то, что в стране, где активно действует и развивается великое множество именно оперных театров, до 2016-го (год учреждения «Онегина») в России, где существует немало творческих премий, имеющих широчайший жанровый спектр, не было оперной премии национального охвата, которая могла бы считаться итоговым мнением профессионального сообщества, равно как и мнением экспертов в этой области.
…Приятно, что за время существования «Онегина» данной премией уже не раз были отмечены представители Башкирского государственного театра оперы и балета. В русле этого разговора важно напомнить имена наших лауреатов. Итак: год 2016-й – солистка БГТОиБ Диляра Идрисова удостоена премии «Онегин» в номинации «Дебют» (за партию Иолы в опере Георга Фридриха Генделя «Геракл»). Диляра стала «первой ласточкой»
БГТОиБ на Национальной оперной премии. Год 2017-й – солист БГТОиБ, народный артист Башкортостана Артур Каипкулов стал обладателем бронзовой статуэтки «Онегина» в номинации «Лучшая роль второго плана» (партия Цуниги в опере Жоржа Бизе «Кармен»). Год 2019-й – солист и художественный руководитель Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков удостоен премии «Онегин» в номинации «Мастер сцены» (за партии Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст» и Лепорелло в опере Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан»).


«Онегин»! Я скрывать не стану…


И вот год 2021-й приносит награду нашему Владимиру Копытову.
…Владимир Николаевич обладает невероятным сценическим обаянием и фантастической актерской органикой. В послужном списке Копытова, с 2001 года являющегося солистом оперной труппы БГТОиБ, на сегодняшний день порядка сорока ролей. Нет, читатель, я не ошиблась, выбрав слово «ролей» намеренно. Ведь Владимир Копытов носитель ярко выраженного актерского дарования, и каждая партия, которую он исполняет, постепенно становится именно ролью, обрастая подробностями, деталями, нюансами и человеческими характеристиками, которые, безусловно, в первую очередь продиктованы музыкой, но… Но без Володиной очень деятельной натуры, без его актерской наблюдательности, умения замечать то, что не дано увидеть другим, быть может, даже таланта «обезьянничанья» (так в театре подчас называют дар перенимать манеру поведения и речевые особенности других) его персонажи не смогли бы подняться до высоты подлинных образов, исполнившись глубинными мыслями, чувствами и переживаниями своего создателя. А он в свою очередь, возможно, даже не сосредотачиваясь на том специально, черпает все эти черты и портретные характеристики из окружающего, из жизни, питающей его и ставшей для артиста Копытова подлинной копилкой людских типажей, если не сказать – кладохранилищем.
Впервые он открылся в данном качестве для меня в оперном спектакле «Волшебная флейта» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта. Я и по сию пору помню рисунок роли его Папагено, чей образ стал для меня одним из лучших в этой постановке. Мне кажется, что Владимир Николаевич уже по сути своей жизнелюб, способный на любую ситуацию взглянуть с точки зрения оптимиста. Естественно, далеко не все из этого он несет на сцену, умея быть в спектаклях разным. Но, безусловно, его витальность вызывает в окружающих чувство приязни, недаром же именно Владимира Копытова так радостно встречает актерское братство на ежегодных капустниках в Русском академическом театре, который в канун Старого Нового года традиционно собирает в своих стенах представителей самых разных трупп. Кстати, именно в ГАРДТ я впервые увидела хохочущего до колик Копытова, не облаченного в смокинг, не скованного крахмалом манишки и тугой бабочкой, а неформального, легкого на шутки, на смех и веселое озорничание в контексте капустника… Добавлю, свежеиспеченный лауреат «Онегина» даже не догадывается о том, что первым мне рассказал о его судьбе незабвенный Михаил Исакович Рабинович, принимавший в тот вечер у себя маленький, но боевой отряд оперников, возглавляемый Ларисой Ахметовой и Владимиром Копытовым. Именно МИР в тот вечер шепнул мне, что трудовая биография Владимира Николаевича начиналась на ХБК, но коллектив, заметивший, что молодой человек, вступивший в его ряды, более склонен к изящным искусствам, решил определить Володю в певцы и даже писал какое-то письмо в поддержку робеющего абитуриента. Потом был класс великого педагога по вокалу профессора УГИИ Миляуши Галеевны Муртазиной, а в 2002-м Владимир Копытов завершил свою учебу в институте, уже за год до этого став солистом оперной труппы БГТОиБ… Не знаю, все ли точно мне рассказал тогда Михаил Исакович, но с тех пор я неявно наблюдаю за Владимиром Николаевичем, с удовольствием поглядываю в его сторону, радуюсь успехам (достаточно напомнить читателю, что в 2006-м за партию уже упомянутого Папагено солист БГТОиБ Копытов был выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «За лучшую мужскую роль», а это уже само по себе очень почетно!) и до слез хохочу, когда наш герой выходит на сцену БГТОиБ в вечерах неформального толка. Скажем, таких, каковым в минувшем сезоне оперный закрывал очередной театральный год. Потому как в капустниках Копытов незаменим, он не боится быть смешным, любит хохот публики, зажигаясь и вспыхивая от него, точно электрическая лампочка. Одно слово – актер, и мог бы, безусловно, сниматься в кино. Не пойму, почему на него до сих пор не обращают внимания кинематографисты Башкортостана?!
И в смысле сценического перевоплощения Санчо Панса стал для него подарком судьбы, потому что в этом образе Владимир Копытов – и как вокалист, и как актер – воплотил все, чем наделила его природа, опыт, учителя. Его Санчо – врун, болтун, хохотун, любитель выпить и подержаться за бочок охочей до внимания мужского пола крестьяночки или трактирщицы, в каких-то сценах, связанных с крушением надежд и мечты Рыцаря Печального Образа, коему служит оруженосец, меняется на глазах. Он способен на безграничную верность, самопожертвование, даже смелость, а также скорбь, страдание и горькие слезы, а порой рыдания, которые вырываются из груди Санчо Пансы в час смерти Дон Кихота…
…Так много воды утекло с того капустника в Русском академическом театре, на котором я впервые увидела искрившегося счастьем, совсем еще молодого Володю Копытова… Такой большой и серьезный путь пройден этим солистом БГТОиБ с, казалось бы, темпераментом сангвиника, живым, по-актерски выразительным, прекрасно звучащим, ежевечерне меняющимся, выходящим на сцену то в роли злодея Скарпиа, то в роли благородного рыцаря Роберта, то страдающего отца Жермона, то горбуна с шутовской погремушкой Риголетто... Его любит публика, ценят коллеги, с ним удобно работать, потому что он прекрасный партнер – незаменимое качество на сцене, к нему уважительно относится постановочная команда – режиссер, дирижер… И это так радостно, что хорошего, обаятельного человека, находящегося на пике творческой формы исполнителя, замечают не только люди ближнего круга, но и эксперты российского уровня, независимое жюри Национальной оперной премии, увидевшее в образе Санчо Пансы, созданном Владимиром Николаевичем Копытовым, то, что характерно для победителя в номинации «Мастер сцены». Как тут не поздравить нашего героя от всей души! И к моим словам присоединяется весь коллектив «Вечерней Уфы»!

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
В тексте использована информация из открытых источников.



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир КОПЫТОВ, лауреат Национальной оперной премии «Онегин»:
- Это очень почетно. Я благодарю жюри, которое оценило нашу работу. Говорю «нашу», потому что это труд всего коллектива Башкирского государственного театра оперы и балета, создававшего на редкость красивый спектакль. Узнав, сразу же позвонил своему педагогу Миляуше Галеевне Муртазиной, без которой ничего бы в моей жизни не было. И все мои достижения – заслуга именно Миляуши Галеевны!
А вообще, работа над «Дон Кихотом» была непростой. Спектакль, на мой взгляд, получился замечательный. За что отдельный поклон дирижеру и режиссеру. Аскар Абдразаков, которому и принадлежала идея постановки у нас оперы Массне, знает все мои достоинства и, скажу так, недостатки. Мы ведь с ним из одного, муртазинского класса. В итоге, он сумел, мне кажется, подчеркнуть в этом спектакле мои плюсы и обратить во благо – минусы. Но самое главное то, что «Дон Кихот» нравится людям!






Вернуться назад