Главная > КУЛЬТУРА > «То ли дело эта сила, то ли дело – высота!»

«То ли дело эта сила, то ли дело – высота!»


28-12-2021.
«То ли дело эта сила, то ли дело – высота!»

«Вечерняя Уфа» уже рассказывала своим читателям о том, что 22 декабря на сцену Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан с истинным триумфом вернулся легендарный спектакль «Пока она умирала», поставленный незабвенным художественным руководителем театра Михаилом Рабиновичем по пьесе Надежды Птушкиной. Напоминаю, что премьера этой лирической комедии, завоевавшей фактически всенародную любовь, состоялась двадцать два года назад 22 декабря 1999-го.

А 25 декабря Русский академический отметил особый день рождения исполнительницы одной из главных ролей в этой постановке заслуженной артистки России Татьяны Калачевой, для которой образ, созданный ею в спектакле «Пока она умирала», стал первой работой в ГАРДТ. И в свой юбилей Татьяна Николаевна вновь вышла на сцену родного театра в поистине бенефисной роли Тани, сыграв ее в сто восемьдесят второй раз.
Мне кажется, в минувшую субботу Татьяна Николаевна, которая всегда просто блестяще работает в лирической комедии по пьесе Птушкиной, была просто великолепна! Это был воистину звездный час актрисы Калачевой, влюбившей в себя (помимо, естественно, Игоря, роль коего ныне играет заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Валерий Малюшин) переполненный зал, который устроил овацию сначала всем участникам постановки, а затем, когда ведущий – актер Александр Леушкин попросил минуту тишины и представил публике виновницу торжества, со зрителями стало твориться нечто невообразимое – люди буквально шеренгами, аплодируя, начали подниматься со своих мест. И для тех, кто, как я, наблюдал эту картину с самого крайнего кресла, зал казался горной грядой, растущей и поднимающейся ввысь от сцены до последних рядов балкона… Народ охрип от криков «Браво!», обладатели «Пушкинской карты», большинство из коих еще пока не научились вести себя в зрительском сообществе, заливисто свистели, точно соловьи-разбойники, партер рокотал, сравнявшись по силе звука с гулом стадиона… В какой-то момент мне даже показалось, что сейчас потолок рухнет, а у Татьяны Николаевны, которой вручали в этот вечер Почетные грамоты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, Министерства культуры РБ и Российского профсоюза работников культуры (ее передал героине вечера глава Республиканского комитета профсоюза работников культуры Александр Кузьменко, поднявшийся на сцену), слезы навернулись на глаза… Но в тот самый момент из-за кулис один за другим появились три Деда Мороза (актеры Илья Мясников, Григорий Николаев и Иван Овчинников), поздравившие новорожденную («нас Татьяны ждут» - имея в виду и героиню, и актрису) в духе самой лирической комедии, по праву претендующей в театральном мире на лавры, каковые на телевидении снискала рязановская «Ирония судьбы», а затем на экране одна за другой стали всплывать фотографии, характеризующие этапы жизненного и творческого пути юбилярши, которая родилась и выросла в Уфе, затем окончила Казанское театральное училище и, поработав в разных труппах, в 1999-м пришла в Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан, успев сыграть в нем множество ролей… И каких ролей! Я даже помню тот замечательный эпизод из жизни Татьяны Николаевны, когда в рамках серьезнейших гастролей нашего Русского театра, а проходили они в контексте Дней Республики Башкортостан в Санкт-Петербурге, она за очень короткий срок ввелась вместо заболевшей Айгуль Шакировой на роль Марии Стюарт в спектакле «Ваша сестра и пленница», который Михаил Исакович поставил по пьесе Людмилы Разумовской. Очень мало времени, огромный объем текста, сложный рисунок мизансцен, сопряженный в том числе и с пластическими эпизодами!.. Актрисе было архисложно. Но она замечательно справилась с поставленной перед ней задачей, и петербуржцы, пришедшие на гастрольный спектакль уфимцев в театр имени Веры Комиссаржевской, горячо рукоплескали Татьяне Николаевне. Потому что Калачева – уникальная актриса, которая на сцене может абсолютно все!

«То ли дело эта сила, то ли дело – высота!»


…А в это время зал ГАРДТ продолжал неистовствовать и вдруг смолк, словно по взмаху волшебной палочки, когда Татьяна Николаевна, сделав шаг к краю сцены, подняла руку вверх, жестом этим прося тишины…
Безусловно, она была очень взволнована. Но в характере актрис такого уровня всегда присутствует качество собраться мгновенно. Ведь Татьяна Калачева не могла не выразить благодарности и залу, и своим дорогим собратьям по цеху, и всему театру… И вот звучат прекрасные добрые слова в адрес коллег, подготовивших трогательное и радостное поздравление; партнеров по постановке «Пока она умирала» - Светланы Акимовой, игравшей с Татьяной Николаевной в ней все эти двадцать два года, ушедших из спектакля Игоря Капатова, Владимира Епифанова, Ирины Агашковой, сегодняшних его исполнителей – Валерия Малюшина, Татьяны Григорьевой; а еще и.о. художественного руководителя театра Елены Кондояниди, коей и принадлежит идея восстановления (а также связанная с этим постановочная работа) горячо любимого не только зрителями, но и актерами, занятыми в нем, спектакля «Пока она умирала», и, конечно, дорогого, незабвенного Михаила Исаковича Рабиновича, «подарившего всем нам это рождественское чудо», и, безусловно, любимого зрителя… Зрителя, который в ответ вновь взорвался аплодисментами.
Воистину, в Рождество (и не важно, по юлианскому календарю оно отмечается или по григорианскому – главное, что это связано с Чудом!) появляются на свет только замечательные люди, исполненные таланта, доброты, одаренные душой светлой, искренней и чистой. Такие, как героиня Татьяны Николаевны из спектакля «Пока она умирала», такие, как сама актриса Татьяна Калачева, из чьих уст в финале этой рождественской истории звучит поразительно проникновенная песенка, чудесную музыку к которой композитор Юрий Прялкин написал на текст Вероники Долиной:
Я сама себя открыла,
Я сама себе шепчу:
Я вчера была бескрыла,
А сегодня полечу.

И над улицей знакомой,
И над медленной рекой,
И над старенькою школой,
И над маминой щекой.

Как ни грело все, что мило,
Как ни ластилось к плечу –
Я вчера была бескрыла,
А сегодня – полечу!

Над словцом неосторожным,
Над кружащимся листом
И над железнодорожным
Над дрожащим над мостом.

То ли дело эта сила,
То ли дело – высота!
Я вчера была бескрыла,
А сегодня я не та.
И ведь каждое слово, точно шелковая нить, вплетается в полотно судьбы Татьяны Николаевны Калачевой…

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.





Вернуться назад