Главная > КУЛЬТУРА > «Каждый должен стать экспертом в своей области»

«Каждый должен стать экспертом в своей области»


8-02-2022.
«Каждый должен стать экспертом в своей области»

Кто они, молодые жители столицы Башкортостана? Сегодня мы представляем нашим читателям одного из них. Знакомьтесь: Антон Корженевский, сотрудник Музея истории города Уфы.

- Мои родители - врачи, оба работают в больнице. С детства они говорили мне, что надо стать хорошо образованным человеком, иметь любимую работу, чтобы труд обеспечивал тебя и твою будущую семью. Мне ничего никогда не навязывали! Я считаю основополагающим в наше время то, что каждый человек определяет свою специальность сам: я выбрал историю. Это был 2014 год. Тогда я закончил школу и поступил в Башкирский государственный университет, - начал наш разговор Антон Корженевский.
- Что больше всего впечатлило Вас в вузе?
- Академическая атмосфера! Другой уровень педагогов по сравнению со школой: студент смотрит на хорошего преподавателя как на кумира, а педагог воспринимает студента как будущего коллегу. Преподаватели очень сильно повлияли на меня и вдохновляли, когда я начинал свою профессиональную деятельность.
- Как Вы устроились в Музей истории города Уфы?
- Довольно интересным способом. Будучи студентами третьего курса, я и мой одногруппник, ныне коллега, Артем Зиннатуллин занимались волонтерством, помогали при строительстве музея в качестве подсобных рабочих. Это был 2016 год, тогда вместе с Артемом мы впервые встретились и с нашим будущим директором Тимуром Тагировичем Ильясовым. Через три года, в сентябре 2019-го, я однажды возвращался домой и увидел возле музея большое скопление людей. Вышел на остановке, подошел к зданию: проходила торжественная церемония открытия музея. Я поинтересовался, можно ли устроиться сюда на работу, и мне посоветовали обратиться в другой день. Вскоре пришел на встречу с руководством, пообщался и был принят смотрителем на полставки. Тогда я уже закончил бакалавриат и был студентом первого курса магистратуры. С утра работал, а вечером учился в университете, занимался вопросами археологии. Познакомился с коллективом, наблюдал за работой экскурсоводов. Меня заинтересовала эта деятельность: выступления перед людьми, проявление ораторских способностей, общение с посетителями. Все это показалось интересным, и я стал просить музейных сотрудников обучить меня основам экскурсоводческой работы. Тогда был год 100-летия Башкортостана, в Музей истории Уфы в большом количестве шли школьники, каждые 40-50 минут входила новая группа. Сотрудники работали на износ, и наш коллектив был рад, что я также выполнял обязанности экскурсовода. Получилось так, что уже через месяц, еще будучи смотрителем, стал помогать своим коллегам и проводить экскурсии. С января 2020 года я — штатный экскурсовод Музея истории нашего города. Его «фишка» - сочетание современных мультимедийных технологий с традиционными экспозициями, - с улыбкой уточняет Антон.
- О чем уфимцы на экскурсиях спрашивают чаще всего?
- Вопросы разные. Есть, конечно, часто повторяющиеся: почему в гербе Уфы - куница, как появилось название города? Думаю, что главное - «зацепить» в своем рассказе посетителей. XXI век - время интернета: сейчас недостаточно быть интересным публике, обладая лишь ценной информацией. Обширный материал содержат энциклопедии, компьютер. Не нужно быть гением, чтобы открыть их и прочитать. Суть заключается в подаче материала, как информацию преподнести и растолковать. Людям традиционно нравится формат диалога. Это одна из базовых ораторских техник, ее использовали еще в Древней Греции. Когда вы в эмоциональном контакте с человеком, материал воспринимается намного лучше. Но надо понимать, к какой группе экскурсантов этот метод применим. Если передо мной стоит класс в количестве 20 учеников, то я, скорее всего, не буду его использовать, иначе меня завалят вопросами. А если это небольшая группа, то обычно в самом начале экскурсии я обращаюсь к ней со словами: «Уважаемые посетители музея. Я предлагаю вам формат диалога, поэтому жду от вас вопросы», - продолжает Антон.

«Каждый должен стать экспертом в своей области»


- Со школьниками, например, мы любим играть. У нас есть зал, посвященный советской эпохе. Там представлена квартира советского инженера, условно жилье 70-х годов прошлого века. Когда ко мне приходят ученики младших классов - дети, рожденные в нынешнем столетии, и я вижу, что группа идет со мной на контакт, мы проводим увлекательную игру. Она заключается в том, что я показываю ребятам предмет, а они должны его назвать. Например, маленькая стиральная машина «Малютка» знакома каждому человеку, который жил хотя бы еще в 1990-е годы. А вот современная молодежь ее уже не знает. То же касается и стиральной доски, сифона, с помощью которого раньше готовили газированную воду. У людей, рожденных в Советском Союзе, эти предметы вызывают нотки ностальгии. Нынешние ребята никогда не видели и не знают этих вещей. Некоторым, к примеру, также неведом дисковый телефон, - знаю это на примере наших экскурсантов. Я показываю посетителям на конкретных примерах то, как же быстро течет время! Пройдет полвека, и еще больше предметов быта исчезнут из обихода. А через десятки лет даже сотового телефона молодежь не будет знать, потому что на смену ему придет что-то абсолютно новое, более совершенное. Когда на музейной экскурсии возникает элемент загадки, всем становится интересней. Надо чувствовать людей, я бы сравнил экскурсоводческую деятельность с преподавательской, - размышляет собеседник.
- А какие музеи Вам особенно нравятся?
- Мне сложно их выделить, потому что в каждом есть что-то очень притягательное, и это зависит от многих факторов. Где-то музей расположен в уникальном месте, в другом учреждении - ценные экспонаты и документы, а в третьем — великолепные специалисты. Даже в обычном интерьере они с увлечением расскажут вам о важнейших и значимых событиях. Музейное пространство мне нравится! Опыт общения с людьми, участниками и зрителями наших конференций, выставок, видеоэфиров и в социальных сетях я стал получать только в музее.
- Вас интересуют научные исследования?
- Любой труд должен быть востребован. Рассказывая посетителям о разных исторических событиях, я осознаю свою необходимость. Когда люди аплодируют, это тоже приятно. Я чувствую, что занимаюсь своим делом не зря. Если научная деятельность будет давать положительный эффект, то почему нет? Я не закрыт ни для каких идей.
- А какую музыку Вы любите слушать?
- Мне нравится многое, классика, например, творчество моего тезки Антонио Вивальди. Этот знаменитый итальянец просто шикарен! Современную музыку воспринимаю сдержанно, много непонятного. Музыка соответствует эпохе, у каждой своя «аудиодорожка». Я - историк, изучаю прошлое, поэтому больше слушаю музыку прежних лет.
- Родители поддержали Ваш выбор места работы?
- Их сын трудится по специальности в государственном учреждении. В творческой среде уважаемых коллег, с «белой зарплатой», не под дождем или снегом. Хорошая работа! Экскурсовод всегда на виду, родители за меня рады.
- Что бы Вы сказали жителям столицы?
- Я бы пожелал уфимцам всегда стремиться к знаниям. Когда после экскурсий ко мне подходят посетители, начинают общаться, мне радостно, что они читают историческую литературу, обладают определенными знаниями. Считаю, что людям необходимо образовываться, но это вовсе не должна быть обязательно история. Каждый должен стать экспертом в своей профессиональной области.

Беседовала
Гузель ЮСУПОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.




Вернуться назад