Главная > КУЛЬТУРА > "Красною кистью рябина зажглась..."

"Красною кистью рябина зажглась..."


12-09-2013.
"Красною кистью рябина зажглась..."

В Уфимской художественной галерее до 23 сентября развернута выставка квилта.

“Рябиновый квилт” приурочен к юбилею признанного специалиста по “лоскуту” Стеллы Марковой - члена Союза художников Российской Федерации, руководителя студии художественного текстиля “Кускар”, лауреата многих солидных декоративно-прикладных конкурсов регионального, союзного и международного ранга.
Вообще-то, день рождения у Стеллы Юльевны выпадает на 8 марта, а свою выставку на сентябрь она наметила потому, что особенно любит начало осени и считает эту пору созвучной своему сегодняшнему возрасту. Ветка рябины, отягощенная яркими, сочными, зрелыми ягодами, готовая к холодам и морозам, тоже не случайно дала название экспозиции. Здесь много ассоциаций и созвучий, и даже красные стены галерейного зала, принявшие авторский текстиль, и обережная кукла “Рябинка” ручной работы, фигурировавшая на открытии вернисажа, укладываются в заданный смысловой ряд.
Представлено двадцать пять работ - панно, покрывала, витраж, часть которых ради наглядности оформлена на подрамниках, что необычно для текстиля. Посетителей автор непременно подводит к строгой двухчастной композиции “Воспоминание”, посвященной памяти Веры Шибаевой, которая убедила ее в художественности пэчворка.
Среди выставленных полотен много геометрического квилта. Это европейская традиция, и хотя душа нашей героини отдана другим приемам, владеть ими мастер обязан. К тому же Маркова активно преподает, и курсисткам должна технику представить. Тяготеет же она сейчас к свободной сборке, где чудным образом соединяются классика и импровизация, выявляя авторское - почерк, настроение, видение мира. Настроение очень важно. Стелла Юльевна считает эмоцию в “лоскуте” главным. Сокрушается, что у западных, и особенно американских мастеров стежка выхолащивает идею. Исконное лоскутное покрывало - мягкое, теплое, уютное. Образцы же, пусть и филигранно исполненные, но напоминающие картонки, предают глубинные традиции.
Не видит Маркова смысла в нарочитой графичности. Ни к чему, считает, воспроизводить пейзажи или натюрморты. Комплимент “Как нарисовано!” ее обижает. У тряпичной мозаики огромнейший потенциал, и браться за лоскутки стоит лишь в том случае, если поставленная задача выполнима исключительно в текстиле.
“Цветочный мед”, “Безымянная звезда”, “Стежки-дорожки”, “Инверсия”, “Луноцвет. Дыхание ночи”, “Солнечное сплетение” - названия полотен уводят в размышления, перебрасывая мостик между прошлым и будущим, легкостью бытия и мастерством, традицией и экспериментом.

Мила ДОРОШЕВИЧ.


Вернуться назад