Главная > КУЛЬТУРА > Всё полноцветье жизни в графическом листе

Всё полноцветье жизни в графическом листе


30-09-2022.
Всё полноцветье жизни в графическом листе

В Малом выставочном зале Союза художников Республики Башкортостан 14 сентября при огромном количестве тех, кто решил поддержать событие, посвященное памяти народного художника Башкортостана, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, заслуженного работника культуры БАССР, известного педагога Георгия Гайнияхматовича Калитова, очень тепло и с огромной приязнью к автору открылась персональная экспозиция замечательного мастера.

За неделю до церемонии, 7 сентября, исполнилось 70 лет со дня рождения художника, которого, увы, уже нет среди нас. Но коллеги, друзья, однокурсники Георгия Калитова продолжают помнить его, не говорю уж об учениках, число коих просто не смогло разместиться в довольно скромном пространстве Малого зала, поэтому народ заходил партиями… Впрочем, это не снизило пыла выступавших, отдавших должное творческой натуре Георгия Гайнияхматовича, о котором все, кто пришел в этот день на его персональную выставку, вспоминают с большой любовью.
Удивительно то, что организаторы вернисажа, в число коих вошел и брат автора – Сергей Гайнияхматович, решили представить графические работы Георгия Калитова, и это стало стопроцентным попаданием в цель. А цель у идеологов экспозиции сводилась не только к юбилейному аспекту, но и к желанию напомнить уфимцам о том, что жил-был художник один, оставивший нам замечательное творческое наследие, возможно, даже не изученное в полной мере. И все, кто в дни работы выставки заглянул сюда, убедились в том, каким потрясающим рисовальщиком был Георгий Калитов, как ясно он видел и сколь точно оценивал деталь, как чувствовал характер человека, каким остроумным мог быть при создании портретов своих друзей-художников.
Выставка графики по сегодняшним дням – редкость, а графики столь самобытного художника – и вовсе чудо! Черные штрихи, линии на девственной белизне листа, как продолжение мыслей и чувств Георгия Гайнияхматовича, электрическим зарядом передающихся руке мастера, даруют нам огромный мир творца, полный цвета, звуков и ароматов: вот Калитов лиричен, нежен по отношению к дочери Анне, чью юность сохранила его работа; вот он глубокий, думающий читатель, погружающийся в эпоху Ренессанса и новеллы итальянца Боккаччо, иллюстрации к «Декамерону» коего вы тоже найдете в экспозиции; вот он тонкий пейзажист, улавливающий оттенки и настроение природы («Ветерок»); вот – психолог, чувствующий национальный характер («Девочка туркменка», «Марианна»); а вот с лишь скользнувшей по губам добродушной улыбкой создает шаржи, в которых при явном внешнем сходстве выделены наиболее характерные черты его друзей-товарищей…

Всё полноцветье жизни в графическом листе

Я внимательно разглядываю работы, переходя из одного конца зала в другой, и вдруг в голове моей начинает звучать дивная мелодия, подобная той, которую услышал герой толстовской «Аэлиты» инженер Лось, начавший рассматривать книгу марсиан, страницы коей покрывали линии, ромбики, геометрические рисунки. Это была музыкальная книга инопланетных жителей. И такой же овеществленной гармонии добился Георгий Калитов в своих графических листах…
Особый интерес лично у меня вызвала та часть экспозиции, которая отдана эскизам к спектаклям Башкирского государственного театра кукол, с коим Георгий Гайнияхматович плодотворно сотрудничал, работая над созданием спектаклей («ВУ» рассказывала об этом в материале «Отчаянно талантливый Георгий Калитов», вышедшем в номере от 9 сентября).
Даже по этим эскизам к спектаклю по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство», который ставила в БГТК режиссер Гульнара Валитова, становится понятно, сколь добросовестным в работе и требовательным к себе был этот человек. Мало того что каждая кукла, изображенная на листе, – абсолютно живой персонаж, скажем, обаятельнейший, озорной мальчишка из Кляшево; у всех них есть тщательно просчитанные размеры, четким почерком прописанные тут же для сотрудников бутафорского цеха театра, из-под рук которых эти кукольные кляшевские пацаны отправятся в большой путь, каковой был уготован спектаклю; рядом есть пометки по выбору тканей для одежды героев, где учтено все – фактура, цвет и так далее и тому подобное… Не знаю, приходили ли в Малый зал Союза художников РБ представители БГТК, но если такового не случилось, я настоятельно им рекомендую сделать это, поскольку сие есть часть истории театра и судеб тех людей, которые ее творили.

Всё полноцветье жизни в графическом листе

И под финал скажу о том, что собственно открывает экспозицию в Малом зале. И это автограф Михаила Шемякина на подаренном им Калитову своем авторском экземпляре книги Высоцкого, которую он оформлял. Михаил Михайлович поздравил таким образом Георгия Гайнияхматовича с победой одного из учеников художника из Башкирии на Международной выставке, в жюри коей Шемякин входил (а Калитов, повторюсь, был уникальным педагогом – чутким, тонким, внимательным, воспитавшим множество талантливых питомцев), признав его высоту в этой профессии и восхитившись дарованием наставника. Михаил Михайлович был краток, написав размашисто: «Учить с Вашим талантом! М.Шемякин. 2011 год».
Собственно, какие-то еще слова в этом случае бессмысленны…

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.




Вернуться назад