Главная > КУЛЬТУРА > Дышать как в детстве – набело, сначала...

Дышать как в детстве – набело, сначала...


15-11-2013.
 Дышать как в детстве – набело, сначала...


В числе вышедших в финал двенадцати соискателей Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича - актер Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Рустем Гайсин. Среди сыгранных ролей, благодаря которым он претендует на столь серьезную награду, Иван Петрович Телятев в комедии "Бешеные деньги" по пьесе Александра Островского, Влас в "Дачниках" по пьесе Максима Горького, Янтимер Байназаров в лирической драме "Луна и листопад", поставленной по повести Мустая Карима "Помилование", и многие другие.

Он принадлежит XXI веку. Свободный, по-хорошему независимый, раскованный, Рустем, кажется, стремится успеть все. Из предлагаемых судьбой возможностей старается не упустить ничего - прочувствовать, попробовать на вкус, испытать, "примерить" на себя. В круг его профессиональных интересов входят театр, кино, музыка, телевидение... И везде - азарт, рвение, раж. Возможно, человеку этого столетия быть иным и нельзя - слишком быстры ритмы, чересчур много альтернатив.
Гайсин всерьез занимается музыкой - организовал свою группу Gaisa Orchestra, поет, пишет вдумчивые, интересные тексты. Снялся в нескольких фильмах - и нужно признать, существует в кадре весьма убедительно. Ведет телепередачи (в том числе и в прямом эфире) - живо, непринужденно выстраивает диалоги с гостями и коллегами, затрагивая небанальные темы и находя любопытные формы общения.
Но главное - едва ли не каждый вечер он выходит на сцену родного театра, который по окончании в 2005 году курса заслуженного деятеля искусств России и Башкортостана Михаила Рабиновича в Уфимской государственной академии искусств раз и навсегда предпочел всем иным.
Одной из первых работ на Большой сце
не Академического русского театра стала для Рустема Гайсина роль Официанта в комедии Рэя Куни "№ 13". Сцена эстрадная (а Рустем и выступал за команду КВН, и танцевал в ансамбле) уступила в его жизни место сцене драматической.
А потом произошла встреча с Незнамовым. Гайсина ввели в спектакль "Без вины виноватые" по пьесе Александра Островского тогда, когда постановка режиссера Валерия Ахадова уже жила долгой и полнокровной жизнью, по своим законам, со своей системой взаимоотношений. Все прежние исполнители были старше, опытнее. В герое Гайсина подкупала его абсолютная мальчишеская искренность. Почти по-детски он был обижен на весь жестокий мир, в одночасье превративший его в одинокого сироту, чьим единственным страстным желанием было лишь обрести родную, родственную душу. И потому так трогательны были сцены со Шмагой (заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Владимир Абросимов), таким бунтарским, отчаянно-обреченным был тост о матерях, бросающих своих детей, таким щемящим был момент узнавания в Кручининой (заслуженная артистка России Татьяна Калачева) самого дорого для Гриши человека. За плечами этого Незнамова не было жизненного опыта - Гайсин играл своего сверстника, а скорее даже - себя. Тот спектакль невозможно уже представить без темы театра, так туго вплетена в нее была мелодраматическая история. И Рустем, преодолевая сложности игрового способа существования, заданные режиссером, решал, пожалуй, и своё личное "Быть или не быть" в искусстве - пока ещё по-юношески максималистское, но уже теребящее душу и требующее ответов.
Если приглядеться к сценическим персонажам актёра, несложно будет заметить - в любой роли есть частица его собственного "я", будь это Джимми Портер из "Оглянись во гневе" Осборна или Дон Мануэль из "Дамы-невидимки" Кальдерона, Влас из "Дачников" Горького или Валер из мольеровского "Скупого".
В репертуарном листе Гайсина вообще удивительным образом соседствуют бунтари и романтики, а чаще эти два качества сливаются в его героях в единое целое, что тоже, пожалуй, является характерной чертой самого Рустема.
Но в последнее время меня не покидает впечатление, что всегда спешащий (и не только физически, во времени-пространстве, но и по-иному) Рустем вдруг начинает отсекать лишнее, будто боясь растерять в быстрой гонке что-то важное в себе самом.
Внешняя эффектность в его манере поведения, в разговоре, в сценических образах, которой он никогда не пренебрегал, а, напротив, пользовался довольно успешно и активно, сменяется внутренней глубиной и наполненностью. "Скелет" из творческого обаяния и природной органики начинает обрастать фактурой сценического и жизненного опыта.
Есть в актерской биографии Рустема Гайсина спектакли, на которых он меняется, растёт профессионально и личностно. Такова комедия Александра Островского "Бешеные деньги", поставленная художественным руководителем театра Михаилом Рабиновичем. Иван Петрович Телятев, которого играет Гайсин, был ярок и заметен с самого начала, с премьерных показов. Характерный, остроумный, двигающий интригу, он неизменно притягивал внимание. Но от спектакля к спектаклю возникали в этом Телятеве все новые черты, уходила внешняя бравада... Добавились паузы, дорогие секунды внутреннего монолога, а финальный его диалог с Лидинькой (Екатериной Колмагоровой) о денежном бешенстве наполнился пониманием какой-то ужасающей неправильности собственной жизни. Но Телятев не был бы так близок веку нынешнему, если бы вслед за этими минутными сомнениями не следовал апофеоз - мы, Телятевы да Кучумовы, проживем, за чужой счёт да на бешеные деньги! Осознанный цинизм Телятева-Гайсина становится поистине страшным. В комедии начинает проглядывать гротеск.
В нынешнем сезоне у Рустема Гайсина несколько новых ролей, многие из которых - главные. Нельзя было не заметить, сколь непросто давалась ему роль Николая Глуховцева в "Днях нашей жизни" Леонида Андреева (режиссер - Алексей Курганов). Она будто потребовала от актера доселе нетронутых внутренних ресурсов. От беззаботных студенческих пирушек и первой, чистой любви герой Гайсина проходит путь непростого, стремительного взросления. Утрачена вера в светлые чувства - его Оль-Оль, к ногам которой он готов был положить весь мир, оказывается не способной отречься от того, что ее окружает - меблированных комнат, богатых содержателей, несчастной, опустившейся матери. От наивных надежд и мечтаний вчерашнего мальчишки не остаётся и следа. И потому белый льняной костюм сменяет наглухо закрытая водолазка, спина ссутуливается, а из взгляда уходит искра. Жизнь уходит. И его отчаянная попытка, схватившись за пистолет, отомстить за крушение своих идеалов, не решит абсолютно ничего. Ступени взросления неизбежны, и каждый должен пройти их сам.
В жизни свои ступени Рустем Гайсин выбрал - владеет профессией, создал семью... И неровное, поверхностное от быстрого бега дыхание сменилось дыханием долгим, с глубокими вдохами полной грудью. Он готов к длинной дистанции. Он шагает по Уфе. И быть может, ему действительно принадлежит ХХI век...
Елена ПОПОВА.
НА СНИМКАХ: Рустем Гайсин; а это он в сцене из спектакля "Бешеные деньги" (с Екатериной Колмагоровой); и на вечере, посвященном юбилею Владимира Высоцкого.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА и Лилии ЗАГИРОВОЙ.



 Дышать как в детстве – набело, сначала...  Дышать как в детстве – набело, сначала...

Вернуться назад