Главная > КУЛЬТУРА > Золотые страницы башкирской классики

Золотые страницы башкирской классики


24-01-2023.
Золотые страницы башкирской классики
Несколько дней назад, 19 января, состоялся концерт «Золотые страницы башкирской музыки», в рамках которого в исполнении Национального симфонического оркестра РБ прозвучали произведения Ильдара Хисамутдинова и Рафаила Касимова. Каждого из этих композиторов можно по праву считать живым классиком: своим творчеством они обогащают фонд музыкальных шедевров нашей республики по сей день.
Несколько слов о контексте. Абонемент Национального симфонического оркестра под названием «Золотые страницы башкирской музыки» возник в сентябре 2021 года, в начале того сезона. Первыми были исполнены произведения Хусаина Ахметова и Наримана Сабитова. Знаменательной была программа к 105-летию Загира Исмагилова, прозвучавшая 10 февраля 2022 года. Большой концерт НСО РБ 24 марта 2022 года включал сочинения Хусаина Ахметова («Башкирская лирическая сюита»), Азамата Хасаншина (Симфония «Золотая Орда»), Рустэма Сабитова (Мировая премьера Симфонии №6), Валерия Скобелкина (Симфоническая поэма «Золотой трон Гефеста») и Лейлы Исмагиловой («Симфонические сцены»). Чрезвычайно важный концерт «Молодые композиторы Башкортостана Национального симфонического оркестра под эгидой Союза композиторов РБ был обозначен как фестиваль. Он прошел 4 октября 2022 года в ГКЗ «Башкортостан» в рамках абонемента «Золотые страницы башкирской классики». В исполнении симфонического оркестра была исполнена музыка 12 молодых авторов, которые являются членами Союза композиторов РБ и Союза композиторов России. Свои новые сочинения представили Шаура Сагитова, Лидия Ризванова, Булат Исламов, Алина Ахметова, Галина Зиганова, Альфия Хабирова, Магуля Мезинова, Павел Нестеренко, Виринея Лихачёва, Азат Аскаров, Андрей Скобелкин, Арина Бикулова.
Золотые страницы башкирской классики

А теперь – вновь о концерте 19 января. Вот его герои.
Ильдар Изильевич Хисамутдинов признан далеко за пределами Башкортостана: его опусы звучали на концертных площадках Токио, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Уникальный стиль, тонкий вкус и многогранность образной стороны отличают творения композитора. Кроме того, велик вклад Ильдара Изильевича как педагога с общим стажем более 40 лет (с 1981 года). Вы точно слышали фамилии его талантливых учеников, ныне – профессионалов своего дела – Альфии Хабировой, Марии Карповой, Шауры Сагитовой и других.
Рафаил Габдулхаевич Касимов – не менее известный башкирский композитор, прославленный своим симфоническим творчеством. В его арсенале десять симфоний, множество камерно-инструментальных, вокальных произведений.
Вечер 19 января открыли «Пять башкирских мелодий» для струнного оркестра Ильдара Хисамутдинова, исполнение которых было посвящено памяти Александра Абрамовича Шисмана, безвременно ушедшего от нас… Пять народных мелодий, составленных по принципу контраста, прозвучали свежо и ярко, задали удачный темп для всего концерта. Следующим стал Концерт-рапсодия для кларнета с оркестром в чутком и наполненном глубиной исполнении Руслана Валеева. Фантазия для скрипки с оркестром «Азамат» звучала у Ильшата Муслимова экспрессивно и одновременно мягко. Неоклассическое (можно выразиться точнее – необарочное) I.S. Bach Galaxy для симфонического оркестра завершило первое отделение концерта. Завершило на светлой ноте. Как только отзвучала музыка, признательная публика приветствовала вышедшего на сцену Ильдара Изильевича аплодисментами и одарила его цветами. Композитор в свою очередь выразил благодарность музыкантам-исполнителям.
…Второе отделение составили сочинения Рафаила Касимова, его начали исполнением Романса для струнного оркестра и флейты, посвященного памяти безвременно ушедшего дирижера, создателя того оркестра, коим ныне является НСО, Тагира Камалова. Сама музыка Касимова отличается, можно сказать, «склонностью к меланхолическим рассуждениям», умением обратиться к сокровенной стороне человеческой души. Так и после исполнения Романса (соло флейты Ксения Мороз) загипнотизированная публика зааплодировала только после того, как в зале на время (довольно длительное) возникла полная тишина. Симфоническая картина «В пещере Шульган-таш» прозвучала впервые. Эпиграф, предваривший премьеру, гласит: «Пещеры горные все помнят, много знают. Дыхание глубин проходит через них. В воспоминаньях их сражения джигитов, и состязания, и танцы горские, слиянья двух сердец, и вечность бесконечная в наскальных пращуров рисунках». Сольную партию меццо-сопрано исполнила Назгуль Ибрагимова.
Симфония №7 Рафаила Касимова (в двух частях), отличающаяся прямо-таки монументальным характером, стала «центром тяжести» второго отделения, финальной, жизнеутверждающей нотой всего события.
Дирижеру Дмитрию Крюкову, исполнителям-солистам и оркестрантам через детальную проработку и бережное отношение к музыке удалось не только погрузить публику в мир современной башкирской классики, но и передать признательность авторам произведений и большое музыкантское спасибо.
Дарья КИРИЛЛОВА, студентка-музыковед четвертого курса Уфимского государственного
института искусств
имени Загира Исмагилова.
НА СНИМКАХ: Рафаил Касимов; Ильдар Хисамутдинов на уроке с юным учеником в ССМК.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и предоставлено Союзом композиторов РБ.

Вернуться назад