Главная > КУЛЬТУРА > Штатный дуэт нештатного уровня

Штатный дуэт нештатного уровня


10-02-2023.
Штатный дуэт нештатного уровня
Виолончелист Рустем Хамидуллин и пианист Денис Хусаинов приняты в штат Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова.
Читатели «Вечерки» могли откликнуться на анонс-приглашение и в четверг, 26 января, отправиться в Башкирскую государственную филармонию на концерт дуэта «Два “Х”». Если Вы именно так сделали – то, несомненно, получили колоссальное удовольствие. В тот вечер пианист Денис Хусаинов и виолончелист Рустем Хамидуллин преподнесли нам сонаты, сонаты, сонаты, пьесы – и незабываемого «Лебедя» Сен-Санса «под занавес»!
Чего мы ждем, чего хотим от камерного концерта? Тонких эмоций, эстетских чувствований, воспарения над обыденностью. Можно просто посмотреть на красивое движение смычка, на овалы виолончели, на блеск короля инструментов, бег легких пальцев пианиста… Вкусить молодую энергию суперталантливых музыкантов. Ведь мы их да-а-авно знаем, тысячу раз слышали… Более того – мы их любим! Полюбили, еще когда оба были учениками Среднего специального музыкального колледжа и покоряли сердца своей юностью и готовностью играть нам столько, сколько мы их попросим!
Добавлю: Рустем и Денис играли вместе с четвертого класса ССМК! И – поверьте – уже тогда они овладевали таким репертуаром, каковой можно и сегодня с гордостью представить на концертах.
Штатный дуэт нештатного уровня

Еще вопрос. Зачем нам сонаты? Может быть – лучше мелодии из кинофильмов, шлягеры? Однако противопоставлять ЭТО – и ТО – просто бессмысленно. А найдется ли у нас в Уфе столько ценителей аристократической музыки – импрессионистов, русских классиков, авторов уникальных сонат?
Вот Клод Ашиль Дебюсси. С его произведений и начался вечер. Сам Дебюсси никогда не признавался «в импрессионизме». Но во всех школьных учебниках и других изданиях именно этим словом называют его стиль. И вот читаю на популярном сайте («Бельканто») о Сонате для виолончели и фортепиано ре минор (открывшей камерный вечер, о котором идет речь) – ни слова об этом «стиле впечатлений» (impression – впечатление, от картины Клода Моне, которая так и называется «Впечатление. Восход солнца»). Соната – сочинение 1915 года, но и о шедшей в тот момент Первой мировой тоже нет ни слова. Имеется посвящение композитора жене Эмме. Значит, речь о любви… Есть и предполагавшееся заглавие «Пьеро, поссорившийся с луной». Тогда это совсем другое – стилизация, персонажи комедии дель арте…
Дебюсси писал по поводу своей сонаты другу, издателю Жаку Дюрану: «Не мне судить о ее совершенстве, но я люблю ее пропорции и форму — почти классическую в хорошем смысле слова». В исполнении нашего дуэта, мне кажется, стройность форм, безусловно, присутствовала. Соната сия у виолончелистов чрезвычайно популярна. Слушай хоть великого Ростроповича, хоть суперизвестного нашего современника Мишу Майского и еще много кого!.. В Башкирской государственной филармонии все собравшиеся воспринимали, пользуясь словами автора с того же сайта, «музыку, высказывающуюся умно, изящно, с большим достоинством»… И ведь это только начало концерта, мы еще настраивались, а молодые исполнители должны были уже увлекать, захватить зал. Автору данных строк особенно по душе пришлась вторая часть – «Серенада» со звучными виолончельными пиццикато Рустема и корректным сопровождением Дениса.
Штатный дуэт нештатного уровня

Иду по порядку. Александр Гречанинов. Ведущая Оксана Семенова подробно осветила нам детали биографии автора, эмигрировавшего из России во Францию и там в 1927 году создавшего замечательную сонату… Упоминание Франции, вероятно, оказалось для слушателей своеобразным мостиком от Дебюсси.
Для тех, кто не был на концерте, говорить о достоинствах упомянутой сонаты вряд ли продуктивно. Я разыскала емкое высказывание музыковеда Зои Осовицкой об исполнении первой части: «В музыке этой сонаты словно отражена драматическая судьба русских музыкантов ХХ века, вынесенных бурями революций в океан непредсказуемого будущего»… Не важно, знали ли об этих словах наши солисты, но действительно, в музыке оба исполнителя ярко передали напряжение – образов, мотивов, ритмов – самого времени. Три части… Когда начинается первая (авторская ремарка Maestoso – Торжественно) – можно обмануться и ждать чего-нибудь романтического, наподобие уже упомянутого выше «Умирающего лебедя» – неожиданная арка, возникшая в воображении вашей покорной слуги… Вторая и Третья части – очень много деталей, эмоций, образов, беспокойства – и уверенный, активный заключительный мотив. Естественно, в финале музыкантов ждали бурные и продолжительные аплодисменты.
…Второе отделение открыла соната Александра Бородина. В прошлом году ее исполнение дуэтом Антон Павловский – Рустам Шайхутдинов предварила игра скрипача Алексея Воронина, показавшего нам Фугу Баха – так музыканты направили слушателей на источник тематизма, на этой Фуге и «базировался» русский автор. Ныне произведение воспринималось «без намека», но эрудированные посетители Органного зала могли прочертить для себя баховскую линию, идущую через три бородинские части. Неофиты же, думаю, продолжали наслаждаться шикарной игрой дуэта, а также немного странной стилистикой «русского богатыря» (так подчас называют автора «Князя Игоря»).
Пьесы французов, продолжившие программу, – Габриэля Форе и Сен-Санса – вновь доставили всем удовольствие эстетства, изящества – и музыки, и ее трактовок.
После концерта со мной поделился Рустем Хамидуллин: «Играть для тех, кто знает тебя с детства, твоих близких, родных, знакомых, педагогов, у кого ты учился, у кого занимался, на чьих глазах ты вырос, стал профессионалом, добавляет ответственности и, очевидно, особенного волнения». Такое волнение, без сомнения, придало концерту дополнительного шарма. Из беседы же с Денисом стало понятно, как много трудностей преодолел дуэт перед новаторским решением руководителей в области культуры Башкортостана ввести таких классных музыкантов в штат БГФ, и сколько еще всего разного сулит предстоящая работа здесь. Нам важнее, что публика Уфы будет иметь ни с чем не сравнимую возможность слышать их, гордиться тем, что этих исполнителей узнают не только у нас…
На мой вопрос о значении состоявшегося события ответил ведущий педагог-виолончелист Марк Данатович Афанасьев: «Впервые филармония осуществила проект, оценить который можно только в превосходных тонах. Оба музыканта, оба солиста – это наши воспитанники, мы их учили здесь, в Среднем специальном музыкальном колледже. Никогда раньше такого не было. Либо хорошие музыканты состояли в филармоническом лектории, либо приезжали столичные артисты. Уровень музицирования Рустема и Дениса – абсолютно европейский! Они не уступают сегодня исполнителям любой страны, их не стыдно показать в любой точке мира. Проект, когда дуэт взят – впервые! – в штат филармонии, можно рассматривать гораздо шире. Они могут играть и соло, и присоединить к себе других инструменталистов – довести их количество до трио, квартета и так далее. Программы могут быть самые разнообразные по объему, по стилям. Можно представить себе даже выход за пределы чисто камерно-инструментального музицирования, то есть с оркестром. Это – настоящие мастера, и нельзя было на прошедшем концерте этого не услышать».
На следующий день для нашего дуэта началась-таки филармоническая деятельность. Они выступили в Караидели, где слушателями стали школьники. Какую программу они услышали? Денис: «В Караидели играли от Баха до Пьяццоллы, вместе в основном повторяли пьески французских композиторов. Слушали дети хорошо. Соло я сыграл «Лунную» Бетховена, шопеновскую Вторую балладу (замечу в скобках, что эту балладу приходилось слышать и восторгаться ее исполнением еще в школьные годы Дениса - С.П.), «Пляску смерти» Сен-Санса (а эту вещь он играл на «предъюбилейном», к 50-летию ССМК, концерте своего педагога Валентины Ивановны Стариковой в мае 2022-го – С.П.)». Рустем сольно играл Баха».
Видите, какие возможности?! Так всем нам захочется ездить вместе с ними, организовать группу фанатов…
Первые мгновения после завершения звучания, когда пришлось отпустить артистов (а так не хотелось!), – и многие, очень многие бросились на сцену… Я без всякого удивления увидела увлажнившиеся глаза мамы Дениса, бабушки Рустема – профессора кафедры специального фортепиано УГИИ Наили Галеевны Хамидуллиной, педагогов – Валентины Ивановны Стариковой, Елены Владимировны Олейник (учителя Дениса по 1-й, Сабитовской ДМШ), других… Да и мне, признаться, пришлось скрывать набегающие слезы… Так трогает и бередит душу свидание с подлинным талантом, подаренным природой и выпестованным в трудах учителей – и самих наших музыкантов…
Светлана ПЛАТОНОВА, музыковед, профессор УГИИ.
Фото из творческого архива Башкирской государственной филармонии.

Вернуться назад