Главная > КУЛЬТУРА > «Праведник» указывает ближнему своему путь…

«Праведник» указывает ближнему своему путь…


24-02-2023.
«Праведник» указывает ближнему своему путь…

Поводов для того, чтобы этот материал появился на страницах «Вечерней Уфы», было несколько. Во-первых, точкой отсчета стал выход на широкий российский экран драмы «Праведник» режиссера Сергея Урсуляка, обладателя премий «Золотой орел», «Ника» и основной награды фестиваля «Кинотавр».
Во-вторых, главным героем ленты известного мастера стал наш земляк, уроженец села Богородское, расположенного в 20 километрах от нынешнего Благовещенска, советский политрук, партизан отряда «Мститель» Николай Яковлевич Киселёв, которому в 2005 году Израильский институт катастрофы и героизма национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд-ва-Шем» присвоил почетное звание «Праведник народов мира». Этого звания удостаивают людей, совершивших беспримерный подвиг во имя еврейского народа и его спасения от Катастрофы, а значит, во имя мира.
На 1 января 2021 года Праведниками народов мира признаны 27 тысяч 921 человек из 51 страны. В их число входят 217 россиян, среди коих и наш земляк, который летом 1942 года, преследуемый гитлеровцами, вывел через линию фронта по белорусским лесам 218 евреев, спасшихся из Долгиновского гетто, большую часть коих составляли старики, женщины и дети… Защищать свое Отечество можно по-разному. Николай Киселёв защищал его, спасая жизни и постоянно рискуя при этом своей, людей – тех, кого Отечество наше должно было беречь.
И, в-третьих, в нынешнем году исполняется 110 лет со дня рождения Николая Яковлевича Киселёва, а посему все основания для того, чтобы рассказать об этом человеке не только на первой полосе главной городской газеты, но и в изданиях многих российских регионов, в том числе центральных, также освещающих тему «Возвращенные имена», безусловно, есть.
…Николай Киселёв родился 6 (19) декабря 1913 года в крестьянской семье. До Великой Отечественной он вступил в партию, окончил институт внешней торговли в Москве, получив специальность экономиста. С началом войны ушел добровольцем на фронт, был назначен на должность политрука в 7-ю Московскую дивизию народного ополчения. Старший лейтенант Киселёв принимал участие в битве за Москву; в боях под Вязьмой попал в плен. Когда пленных перевозили на запад, во время остановки поезда в Белоруссии, бежал – Киселёву удалось уйти от погони и скрыться в лесу. Он вышел к деревне Илье в 20 километрах от села Долгиново, где его укрыли подпольщики. Работал в подполье, а когда на след организации напали фашисты, он скрылся с соратниками в белорусских лесах и в начале 1942 года вступил в местный партизанский отряд «Мститель» под командованием Василия Воронянского (Дядя Вася), который действовал в Вилейской области.
«Праведник» указывает ближнему своему путь…

Возвращаясь к сути подвига нашего земляка, необходимо рассказать следующее: в 1941 году село Долгиново (я уже упомянула выше Долгиновское гетто) оказалось на оккупированной немцами территории. В селе проживали 3 тысячи евреев. Ни для кого не является секретом тот факт, что массовое уничтожение евреев началось сразу после оккупации Белоруссии. К лету 1942 года в Долгиново в живых осталось 278 человек. Это были немощные старики, женщины и ребятишки, успевшие уйти в лес либо сумевшие отсидеться в погребе… Большая часть из них прибилась к партизанам. У отряда «Мститель», в котором сражался Киселёв, не было возможности принять и обеспечить питанием и жильем несчастных, которым белорусские крестьяне, запуганные угрозами гитлеровцев о расстреле, боялись оказывать помощь и прятать их. Узнав об этой ситуации, командование Москвы отправило в «Мститель» приказ: вывести обезумевших от страха, теряющих последнюю надежду долгиновцев через линию фронта. Выполнить это труднейшее задание поручили Николаю Киселёву, не только храброму офицеру, но и очень умному спецу, просчитывающему, как экономист, каждый шаг. В отряд вошло 278 человек, старых да малых (35 детей от двух до двенадцати лет), совершенно не приспособленных к столь опасным и длительным маршам. Сопровождали их в этом пути кроме старшего лейтенанта Киселёва семь партизан-добровольцев.
«Праведник» указывает ближнему своему путь…

Переход в более чем 1500 километров к единственному узкому прорыву в линии фронта на подконтрольную нашим территорию, через «Суражские ворота» длился больше месяца. В каком-то смысле этот отряд, развязав партизанам руки для постоянных вылазок, оттягивал на себя внимание фашистов, во что бы то ни стало стремившихся уничтожить бежавших от них долгиновцев и взбешенных тем, как ловко Киселёв уводил своих подопечных, и преследовавших эту несчастную группу, фактически идя за ней по пятам. «Беженцы» натыкались на постоянные засады, люди гибли, и до «Суражских ворот» сумели добраться не все – более 50 человек остались в белорусских лесах… В отряд попала вместе с родителями и девочка Берта, она была самой маленькой среди беглецов. Если взрослые с великим трудом переносили усталость, голод и лишения, но молчали, не ропща, то кроха, страдающая не меньше, постоянно плакала…
Узкий прорыв в линии фронта был все ближе, а изнуренный ребенок плакал все громче… Это становилось опасным, и в один из таких моментов отчаявшиеся родители решили утопить девочку, дабы спасти весь отряд. Киселёв вырвал у них ребенка, согрел его своим теплом, нашептал на ушко что-то доброе, успокоив, и потом так и нес крохотную Берту на руках до окончания марша.
…В центре города Благовещенска 6 ноября 2015 года состоялось открытие памятника Николаю Киселёву (высота скульптуры – около трех метров). Автор его Рамиль Шафигулин, зная об истории Берты, изобразил политрука Киселёва с маленькой девочкой на руках. Безусловно, Берта была слишком мала, чтобы помнить своего спасителя. Сейчас у нее 2 дочери и 5 внуков… Вывел Николай Яковлевич к «Суражским воротам» 218 человек, а всего потомков тех евреев, которые стали участниками исхода из белорусских лесов в группе Киселёва, на сегодня насчитывается уже более 3 тысяч. Вот сколько ниточек человеческих жизней сохранил, не дав оборваться, политрук Киселёв… Все эти люди ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня, в день последнего расстрела в Долгиновском гетто, и вспоминают русского солдата Николая Киселёва, сравнивая его с Моисеем, выведшим еврейский народ из рабства…
…Впрочем, как это часто бывает, после того как Николай Яковлевич, проведя свой разномастный отряд по оккупированной территории, преодолев вместе с ним 1500 километров, вышел к нашим, он был арестован военной контрразведкой как дезертир. Но спасенные им люди заступились за политрука, и его освободили. В Государственном архиве Белоруссии хранится обращение спасенных евреев к секретарю ЦК ВКП(б) П.К.Пономаренко: «На всем протяжении пути, когда к нам явился товарищ Киселёв, мы чувствовали его заботу и считали его своим отцом и просим Вас представить его к правительственной награде».
…О своем подвиге Николай Киселёв никому не рассказывал. Документы об этом походе обнаружила директор Музея истории и культуры евреев Беларуси, кандидат исторических наук Нина Герасимова. В архиве Компартии Белоруссии она нашла так называемый «список Киселёва» – его рапорт о выполненном поручении, в коем были перечислены имена и фамилии спасенных. Об этом же документе писал белорусский историк Аркадий Лайзеров. Главным документом, который позволил подтвердить сделанное Киселёвым, стал найденный Ниной Герасимовой в Национальном архиве Республики Беларусь приказ Белорусского штаба партизанского движения от 14 января 1943 года о награждении денежной премией (от 400 до 800 рублей) восьми партизан под руководством Н.Я. Киселёва за «вывод из немецкого тыла 210 еврейских семей».
Николай Яковлевич воевал до 1944 года. После войны, в 1946-м, женился на партизанке Анне Сиротковой, которая была в отряде связисткой и вместе с ним сопровождала в этом марше долгиновцев. Жил и работал в Москве, в Министерстве внешней торговли, воспитывал с женой дочь Татьяну и сына Николая. Ушел из жизни 27 октября 1974 года, похоронен на Востряковском кладбище. Никого из тех, кого он вывел к «Суражским воротам», Николай Яковлевич больше никогда не встречал. А они о нем помнили. Камень с именем Николая Киселёва стоит у аллеи Праведников народов мира в Иерусалиме. Мемориальный камень в сквере имени Николая Киселёва установлен в Москве, на Новом Арбате.
…Еще во время войны Николая Киселёва представили к званию Героя Советского Союза, но самолет с документами был сбит, и наш земляк не получил этой награды. В 1948 году ему вручили орден Отечественной войны I степени, а в 1966-м – медаль «За трудовую доблесть».
В 2005-м, как уже сказано ранее, Израильским институтом «Яд-ва-Шем» ему было присвоено звание Праведник народов мира. Из 218 спасенных им людей к 2008 году оставалось в живых 14 человек.
В деревне Долгиново, в которой, как уже упомянуто, до войны жили 3 тысячи человек, а фашисты уничтожили более 2 тысяч из них, имя Николая Киселёва носит улица, а на родине Николая Яковлевича, в селе Богородское, в 2015 году его именем названа школа.
Под финал этого текста, посвященного Николаю Киселёву, документальная составляющая коего опирается на сведения из открытых источников, позволю себе привести цитату из Библии: «Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение…»
…А теперь немного о фильме режиссера Урсуляка «Праведник», в минувшие выходные показавшем рекордные цифры по количеству тех, кто пришел посмотреть новую картину Сергея Владимировича.
После выхода на экраны российских кинотеатров военной драмы «Праведник» уже не одно издание откликнулось на это событие своими публикациями, часть из которых вызвала во мне чувство, мягко говоря, недоумения. Единственный отзыв из всех прочитанных автором этих строк под названием «Ковчег Киселёва», написанный «новогазетчиком» Дмитрием Савельевым, совпал с моими собственными ощущениями, испытанными после просмотра картины, и вызвал во мне чувство уважения к этому журналисту. Я согласна с Савельевым, то, что снял режиссер Урсуляк по потрясающему сценарию писателя, режиссера, продюсера и саксофониста Геннадия Островского, с коим Сергей Владимирович работает не впервые («Русский регтайм», «Сочинение ко Дню Победы» – вместе с Алексеем Зерновым), заслуживает определения «сага». Безусловно, это близко по жанровой природе к поэтическому сказанию минувших лет, в котором, в отличие от древнеисландских источников, нет поэтического повествования, но сей плавный размер заменяет ритм исхода группы детей Авраамовых из мест казней вселенских в земли, где народ иудейский найдет мир и успокоение. И вослед первоначальному определению жанра – древнеэпическое сказание о богах и героях, «Праведник» Сергея Урсуляка «рифмуется» с далекими источниками количеством родов и родственных связей несчастного, гонимого ужасом смерти народа семитского происхождения, упование оного на милость Яхве и истовую веру в героев нового времени – тех, кто ведет их сквозь мрак и ужас к свету, решимостью тех, кто из числа жителей Долгиново, попавших в отряд Киселёва, вопреки заветам Господа, взял в руки оружие и поначалу не мог стрелять в людей, но потом, поняв, что перед ним звери в людском обличии, спустил курок…
То, что написал сценарист Островский, по силе таланта и воздействия на людей равняется книге. И перед Сергеем Урсуляком, думаю, стояла чрезвычайно сложная задача – рука, мне кажется, не поднималась сокращать какие-то сцены и персонажей, а вместить все в трехчасовую ленту не представлялось возможным… Режиссеру Урсуляку не впервой приходится работать с материалом эпического характера, достаточно вспомнить его телесериал «Тихий Дон», в основу коего лег роман Михаила Шолохова. И Урсуляк пошел единственно возможным, на мой взгляд, путем – он создал общий портрет этих несчастных людей, поскольку каждый образ, каждый взгляд измученных, убиваемых страхом беженцев, каждое лицо, а лица эти прекрасны и невероятно выразительны в своей немоте,.. ГОВОРЯТ. Единый портрет того поколения евреев, которое перенесло все ужасы фашистского гетто, расскажет зрителю о том, что произошло в белорусском Долгиново, гораздо больше, чем связное повествование участника тех событий. Блестяще сработала команда киногруппы, занимавшаяся кастингом исполнителей для этого фильма! Я, во всяком случае, не помню такого количества открытий, касающихся человеческих характеристик, которое выпало на мою долю за те три часа, проведенные мною в притемненном зале кинотеатра с удивительным для этой ленты названием – «Родина»…
Нравственным камертоном фильма можно назвать исполнителя роли Николая Киселёва – Александра Яценко. Та чистота, та абсолютная правда, в которых существует в картине этот замечательный артист, позволяет залу поверить в то, что сам зритель вместе с отрядом политрука Киселёва, двигаясь к «Суражским воротам», совершает некий путь к себе, к тем временам, когда расчеловеченное ныне поколение умело жить единой болью со всей страной, с каждым страждущим и сирым, коим требовалась помощь и поддержка. На другом конце линии обзора ясного взгляда старшего лейтенанта Киселёва стоит партизан по кличке Ферзь в не менее блистательном исполнении Евгения Ткачука, которого зритель хорошо помнит по роли Григория Мелехова в уже упомянутом телесериале Урсуляка «Тихий Дон». Ферзь, картежник и урка из Нижнего Тагила, по малолетке попавший на зону, фартовый парень, который в огне не горит и в воде не тонет, изначально недолюбливающий евреев, встретивший в отряде волоокую красавицу Тову (Мария Золотухина) и полюбивший ее раз и навсегда, тоже проходит путь от приблатненного парня, которому Киселёв, умница и стратег с математическим складом ума, шахматист, постоянно обыгрывавший командира отряда «Мститель» в каждой партии и видящий на три хода вперед, объясняет суть понятия «порядок бьет класс»; проходит путь к человеку, которого война, оставив в живых, убила, отняв его любимую. Тех, кто соберется в ближайшие дни на фильм «Праведник», ждет изумительная по красоте и трепетности сцена свадьбы Товы и Ферзя, совершаемая в лесу по древнему обряду иудеев.
И такая правда обрушивается на тебя с экрана, что ты постепенно начинаешь задыхаться и в груди твоей трепещет без остановки какой-то лепесток души… Но в тот момент, когда фактически в прологе возникает старинная астролябия, которая уже пятьсот лет хранится в семье Талей, что бы ни происходило в жизни, ты понимаешь, что этот ход специально придуман сценаристом Островским и в финале астрономический прибор, благодаря которому древние мореплаватели по звездам определяли в открытом океане путь, обязательно всплывет, закольцевав историю, начавшуюся летом 1942 года…
Семейство Талей, понимая, что всех своих многочисленных отпрысков спасти не сможет, отправляет, снабдив всем необходимым, из Минского гетто на «другую сторону» старшего сына Моше (Марк Эдельштейн) и его сестренку Мириам (Кэти Солвэй). Прощаясь, юноша принимает из рук отца (Константин Хабенский) астролябию, которую пять сотен лет назад создал их предок – мастер из Толедо, и эту реликвию передавали по наследству из поколения в поколение. Моше уходит, понимая, что через несколько минут его семья будет расстреляна, и принимая на себя обязательства по спасению и охране Мириам... Он уходит, уводя нас мыслями ко временам Фердинанда Арагонского, когда дети Авраамовы подвергались в Испании ничуть не меньшим гонениям, сопровождаемым пытками и сожжением на костре от тех, кто боролся за чистоту католической веры… Но ты, сидя в зале, уже знаешь, что Моше эта астролябия в свое время укажет путь и вернет ему утраченную Мириам. Честное слово, следя за этими кадрами, вспоминала строчку Мустая Карима: «Я путь определяю не по звездам… А, как по звездам, по глазам людей…» Так и юный Моше, поверивший Киселёву, пусть и неохотно, но отдает ему крайне необходимую в тот момент астролябию под залог самого ценного, что есть у политрука – курительной трубки, перед смертью переданной Николаю отважным, запомнившимся герою на всю жизнь моряком… И годы спустя старинный прибор через море времени приведет Моше к Мириам, точная крохотная копия которой одним только взглядом превратит состарившегося Таля в соляной столп, а затем, мы понимаем это, соединит со ставшей уже бабушкой сестрой… А киселевская трубка мира так и останется у Моше, поскольку политрук уже ушел из жизни…
Авторы публикаций, о которых я упоминула ранее, очень опасались того, что Сергей Урсуляк пойдет по пути бесконечной жалости к жертвам геноцида еврейского народа, выжимая у зрителей слезы. Это первое. А второе, они прогнозировали другой перекос: тотальный уход иных персонажей фильма в местечковый юмор семитов, что, с точки зрения сих экспертов, не есть хорошо. Скажу вам честно, читатель, в фильме все это не имеет вселенских масштабов, мирно соседствуя и добавляя «Праведнику» жизни и каких-то ярких человеческих характеристик. Ведь даже в этом мраке и тумане жизнь не останавливалась, достаточно вспомнить уже названную мною сцену свадьбы Товы и Ферзя…
И, пожалуй, последнее, поскольку как бы мне ни хотелось рассказывать вам что-то еще и еще, материал в газету не может быть безразмерным. Так вот: речь о необычной паре, попавшей в отряд Киселёва – это еврей Исаак Нойман (Виктор Ланберг) и его супруга – немка Грета Нойман (Каролина Хубер), к которой в группе долгиновцев относятся не просто с опасением, а с ненавистью. То есть даже в таких обстоятельствах, объединяющих людей в большой беде, бацилле национализма найдется место – вот что страшно. И в этом смысле показательны слова старшего лейтенанта Киселёва: «Я, когда учился, не знал, кто еврей, а кто не еврей… Я людей на евреев и не евреев не делю, для меня главное, чтобы они хорошо били врага». Уже почти на финише марша долгиновцев отряд вновь напоролся на засаду. И бедная женщина не смогла спрятаться, оказавшись с двумя своими сыновьями – беленькими, словно одуванчики, почти арийцами, на открытой опушке леса. Спрятав их за стволом большого дерева, Грета, успокаивая близнецов, читает им на немецком стихотворение Иоганна Вольфганга Гете «Счастливые супруги», написанное великим немцем в 1802 году:
«Веселый дождик мая –
О нем молились мы, –
Ты видишь, дорогая,
Пролился на холмы…»
Читает так светло и ласково, что мальчишки чуть успокаиваются, а она, понимая: сейчас на опушку выскочат преследователи, шепнув детям: «Поспешите к отцу», выходит из укрытия, подобно матери-оленихе, в дикой природе уводящей опасность от своего потомства, и, продолжая произносить текст Гете, бежит:
«Смотри, кустарник колко
Вкруг церкви сплел намет,
Где горестная елка
На холмике растет
И где, к отчизне милой
Зовя наш смертный взгляд,
Родимые могилы
О вечном говорят.

Сверкают копья, латы,
И в грохоте мортир –
Смотри – идут солдаты,
Принесшие нам мир.
А впереди их кто же
С повязкой золотой?
Он так похож… О, боже,
То Карл, то наш герой!
На этих строчках из чащи выскакивает солдат Вермахта с автоматом в руках и подхватывает знакомые ему строчки…
«Вы немка?» – спрашивает он, лучезарно улыбаясь.
«Нет, – устало отвечает Грета, вместе со всеми прошедшая этот страшный путь по белорусским лесам и что-то важное для себя понявшая, – я еврейка!»
С лица «героя» из стихотворения величайшего поэта Германии (вот только вместо золотой повязки на нем каска с маскировочной сеткой) сползает улыбка, и он стреляет в свою соплеменницу…
…Я не знаю, что еще добавить, быть может, только одно, это к вопросу о ситуации расчеловечивания: на фильм Сергея Урсуляка обязательно нужно пойти. В том числе для того, чтобы понять для себя какие-то важные вещи. А еще, чтобы почтить память нашего земляка Праведника народов мира Николая Киселёва.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото из открытых источников.
Вернуться назад