Главная > КУЛЬТУРА > «Каждая моя роль открывает во мне другую меня»

«Каждая моя роль открывает во мне другую меня»


3-03-2023.
«Каждая моя роль открывает во мне другую меня»

Безусловно, героиню для первой полосы номера, который выходит накануне Международного женского дня, мы выбирали специально. И, кажется, в своем выборе не ошиблись. Знакомьтесь, читатель: ведущая актриса Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, заслуженная артистка Башкортостана, номинант Национальной театральной премии России «Золотая Маска» Римма Кагарманова!
«Актерство, не в обиду представителям сильного пола, которые избрали сию стезю, будет сказано, – это женская профессия», – уверена Римма Кагарманова. Наверное, размышляет Римма, потому, что каждая женщина хочет быть в центре внимания и использует для этого все – включает свое обаяние, харизму, природные данные и инстинкты. А где это можно сделать полноценно? Конечно же на сцене! Все, что присуще женщине – все это чрезвычайно важно в актерском мастерстве.
Не секрет, что в душе каждой маленькой девочки, когда в той просыпается женское начало – появляется мечта блистать на сцене. Но вот то, когда Римма Кагарманова, ныне ведущая актриса Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, точно решила стать актрисой, она и сама не помнит. Впрочем, теперь ее имя хорошо знакомо ценителям театрального искусства. Заслуженная артистка Башкортостана, в чьем послужном списке собраны сплошь главные роли: Шафак в «Затмении» по трагедии Мустая Карима, Сауле в «Джуте» по пьесе Олжаса Жанайдарова, Галимы в «Черноликих» по драме Мажита Гафури, Фираи в «Весне без тебя» Зифы Кадыровой и образ заглавной героини в спектакле, объездившем почти всю страну, «Зулейха открывает глаза». Именно за эту роль она была номинирована на Национальную театральную премию России «Золотая Маска».
…А все началось, как мне кажется, с роли Кармен в 2007 году со спектакля «Wanted Кармен!» по новелле Проспера Мериме. Для актрисы это стало и испытанием, и подарком судьбы. Тогда Римма была другой – совсем еще молодой, моментами суровой, безапелляционной, очень эмоциональной – такой же, как и ее героиня. На эту роль режиссер из Якутии Сюзанна Ооржак выбрала именно ее благодаря кастингу. И Кагарманова смогла создать такую Кармен, которую до сих пор помнят зрители. Этот образ стал первой ступенью в профессиональном росте актрисы. Он помог ей найти свое место в театре, каковой по праву считается флагманом национального искусства республики. Именно после роли Кармен актриса Кагарманова почувствовала уверенность.
Далее наступило затишье. Но все изменилось после рождения первого ребенка. После декретного отпуска, когда Римма вышла на работу, режиссер Айрат Абушахманов отметил в беседе с актрисой, что она стала заметно мягче, глубже, ушла ее напускная дерзость. И предложил роль Шафак в своей сценической версии трагедии «В ночь лунного затмения». Создавая этот образ, Римма открыла в своем творческом «арсенале» новую грань… На первый взгляд, Шафак и Римма очень разные. Кто такая Шафак? Терпеливая, сдержанная, чрезвычайно умная; в ней соединены все те качества, которые присущи башкирской женщине. Она никогда не говорит ни слова против, живет, постоянно думая о других. Ее душа подобна свече – дыхнешь легонько на огонек – и он… погаснет.
«Каждая моя роль открывает во мне другую меня»

«Играя Шафак, я четко стала понимать, что в каждом человеке, в каждом актере живет свой характер. Природа дала нам все – мы ее создания, часть единого целого. И только генетика, воспитание, окружающая среда развивают в каждом какие-то индивидуальные черты - что-то подавляют, что-то, напротив, открывают. Когда я работала над ролью Шафак, поняла: моя Шафак во мне спала, была где-то очень глубоко, скрыта даже от меня… Эта роль открыла во мне именно свойственные моей героине черты характера. И я еще больше обрела уверенность в себе как актриса», - вспоминает Римма.
Отмечу, что Римма Кагарманова прогрессирует от роли к роли. При всей, казалось бы, хрупкости, бестелесности ее героинь, они обладают великой внутренней силой, несгибаемым стержнем, способны выдерживать и преодолевать большие беды и лишения. Особенно это читается в образе Сауле в постановке «Джут» режиссера Айрата Абушахманова.
«Просто счастье играть в таком спектакле! После каждого показа моя героиня меня приводит в состояние изумления, потрясает своим характером. Боже мой! Как могло такое случится? Какая она сильная, моя Сауле! Очень трепетно отношусь к этой истории. Я счастлива тем, что в моей жизни есть она», - делится впечатлениями актриса.
А ее Галима из «Черноликих» – хрупкая душа, девушка-стебелек, нежный цветок, израненный, смятый религиозными фанатиками. И при этих составляющих сюжета Римма смогла создать образ счастливой и жизнелюбивой дочери Башкирии. И все качества Галимы в процессе работы вновь открыла в себе наша героиня.
«Каждая моя роль открывает во мне другую меня»

Каждая роль учит Римму чему-то. «Не я их придумываю, они открывают во мне меня. Работая над ролью, в своей душе я прохожу своеобразный квест, складываю пазлы. Мои героини наделяют меня новыми навыками, учат принимать жизнь, найти свое место в нашем мире», - размышляет актриса.
Ее Зулейха – это прекрасная актерская работа, созданная большим трудом и в то же время филигранно выточенная, с учетом мельчайших деталей – говорящие глаза, передающий любое движение души взгляд, голос, звучащий подобно инструменту, мимика, движения рук, пластическая выразительность. Римма, у которой в душе живет дух бунтарства, и Зулейха, на первый взгляд, – противоположности. В отличие от своей героини, которая всегда умеет найти точки соприкосновения со всеми и со всем, Кагармановой привычнее бороться за место под солнцем, за свою жизнь, за свою любовь. Но именно роль Зулейхи научила ее принимать то, что она не может изменить, и с мудрым пониманием к этому относиться.
Римма в жизни чрезвычайно любознательный человек. Одно из любимых занятий – чтение книг. Она всегда в поиске, стремится познавать что-то новое, неизведанное. Согласитесь, это очень ценные качества для актрисы.
Два минувших года стали для Риммы временем изменений. Пандемия, рождение третьего ребенка сильно повлияли на ее мировоззрение. Мир меняется, и все, что происходит сейчас в нем, откликается в ее душе. И Римма признается, что она сама меняется… И это главная причина того, что Кагарманова отказалась от некоторых своих ролей. Как считает сама актриса, она уже не сможет играть ту или иную роль так, как было задумано режиссером…
А это значит, что Римма Кагарманова снова стоит на распутье – на одном из переходных этапов своего творческого пути.
«Трое моих детей научили меня любить, быть любимой, быть терпеливой и быть превыше всех жизненных мелочей. Я поняла, что такое искреннее чувство, поняла, что значит быть любимой», - как-то поделилась скупая на подобные признания Римма.
«Каждая моя роль открывает во мне другую меня»

Это говорит о том, что актриса снова находится в поисках себя. Потому и мучают ее вопросы: что еще ты можешь сыграть, какую грань человеческого характера понять, принять, протранслировать залу, найти подобное в себе, какую еще сторону боли, любви, счастья сможешь донести до зрителя?..
Вселенная ее услышала… И Римма создала совершенно новый образ, не похожий на те, которые пришли в ее жизнь раньше. В мелодраме «Весна без тебя» по книге писательницы из народа Зифы Кадыровой главный режиссер Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури Айрат Абушахманов настолько изменил Кагарманову, что она даже заговорила иначе, найдя новую голосовую краску! Римму в этом спектакле трудно узнать. Ее Фирая – простая деревенская женщина. Сильная, уверенная в себе. Когда смотришь на героиню Риммы, так хочется прижаться к ней, положить ей голову на колени, рассказать обо всем, что гложет душу, и вдоволь наплакаться. И Фирая Риммы Кагармановой тебя поймет, даст мудрый совет, впрочем, только в свойственной ей манере.
Но и это еще не все. Сегодня Римма открывает для себя новый мир в театральном искусстве – познавая приемы жанра вербатима. Совсем скоро в репертуаре Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури появятся сразу два документальных спектакля режиссера Римы Харисовой. Желание поработать с доцентом театрального факультета Уфимского государственного института искусств Римой Талгатовной Харисовой у нашей героини возникло давно. И летом, когда формировалась группа для экспедиции в Зилаирский район – за материалом к этим вербатимам, в нее пригласили Кагарманову. Так вот: не было предела Римминой радости! А побывав в районе, напрямую пообщавшись с жителями сел и деревень, Римма вновь открыла и себя, и еще одну грань своей профессии… Придете на премьерные спектакли «Хранители» и «Наследники» (дилогия эта идет два вечера подряд) – поймете сами.
...А пока, завершая рассказ про нашу героиню, хочу сказать, что Римма Кагарманова в каком-то смысле больше, чем исполнительница своих ролей. Каждая роль этой удивительной женщины оставляет не только в ее душе, характере, судьбе свой след, но и заставляет задуматься над какими-то важными сущностными вопросами нас, зрителей, начать работать над собой. Согласитесь, это свойство, характерное для большой актрисы. Как сказала сама Римма, не она ведет созданные ею образы по жизни, а героини ведут ее по новым неизведанным тропам судьбы. На каждом этапе своей земной юдоли у нее новые роли. Когда она была взбалмошной, дерзкой, юной – пришла Кармен, после рождения первого ребенка она стала нежной, трепетной матерью, стала тоньше – и к ней пришла Шафак. Потом уже встретила Зулейху, Сауле, Фираю... И у каждого преданного зрителя БГАТД в душе живет своя Римма Кагарманова. Лично для меня она – Сауле, которая готова жертвовать собой ради любви, жизни, детей и самое главное, что касается лично актрисы – ради творчества.
А какой мы увидим нашу любимую актрису в дальнейшем – это уже другая история...
Ирина ЗАХАРОВА.
Фото Романа ШУМНОВА и из архива БГАТД.

Вернуться назад