Главная > КУЛЬТУРА > Народный артист России Владимир ОВЧИННИКОВ: «На Рахманинова должны равняться все музыканты…»

Народный артист России Владимир ОВЧИННИКОВ: «На Рахманинова должны равняться все музыканты…»


10-03-2023.
Народный артист России Владимир ОВЧИННИКОВ: «На Рахманинова должны равняться все музыканты…»

Начало весны в Уфе ознаменовалось открытием V Всероссийского фестиваля камерной музыки «Классика над Белой рекой». 1 марта Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова дала старт своему самому молодому творческому проекту.
С премьерной программой в Большом зале главной концертной организации Башкортостана выступил уроженец нашей республики народный артист России пианист Владимир Овчинников (Москва).

Перед концертом в фойе, оригинально украшенном тематическими баннерами и фотозоной, состоялся пресс-подход с участием гостя музыкального форума, организаторов и журналистов из республиканских СМИ. Владимир Павлович непринужденно общался с представителями прессы, с легкостью отвечая на самые неожиданные вопросы и делясь воспоминаниями из детства, проведенного в Белебее.
Фестиваль открыла министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова, тепло приветствовав слушателей и пожелав успехов «Белой реке».
Программу Владимир Павлович посвятил 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова – одного из своих самых любимых композиторов. Музыкант составил программу из сочинений, не так часто звучащих в концертной практике: в первом отделении была исполнена сложнейшая по технике и концепции (образы «Фауста» Гете) Первая соната ре минор, а во втором – фортепианные транскрипции известнейших романсов композитора. Это «Сирень», «Маргаритки», «О, не грусти», «Здесь хорошо», «Не пой, красавица», «В молчаньи ночи тайной», «Весенние воды». Каждую из них он предварил фрагментами стихотворений, звучащих в авторских вокальных версиях. Аудитория горячо воспринимала каждое сочинение: пианист дважды выходил на бис.
Концерт провела заслуженный деятель искусств Башкортостана Виктория Симонова. Открытие фестиваля, по многим откликам благодарных слушателей, удалось на славу и придало созидательный импульс всему проекту.
Мне хотелось бы поделиться с уважаемыми читателями «Вечерней Уфы» некоторыми фрагментами интервью маэстро, которое он дал представителям журналистского сообщества нашего города перед концертом, признавшись, что очень волнуется и решил немного отвлечься перед выходом на сцену.
О малой родине, маме и героической бабушке
– Моя мама, Нина Павловна Овчинникова, была музыкантом. Окончила Московское музыкальное училище имени Октябрьской революции по классу баяна и аккордеона. Ее оставляли в Москве, но она вернулась в Белебей. Если бы не вернулась, не родился бы я. Вот такая судьба. Мама работала в музыкальной школе, в детских домах, детсадах.
У нас дома было пианино. Говорят, что я начал играть в 3 года. Правда, сам этого не помню. Но я увлекся этим «черным ящиком» настолько серьезно, что нам посоветовали обратиться к музыкальному педагогу. Когда мне было 4 года, мы с мамой поехали в Москву, где познакомились с моим будущим педагогом Анной Даниловной Артоболевской. До моих 8 лет приезжали к ней два-три раза в год. Брали задание, уезжали домой, готовились, приезжали, показывали, что получилось. В первом классе я учился заочно, а когда перешел во второй класс, мы с бабушкой переехали в Москву, снимали квартиру. Она бросила в свои 67 все и 11 лет была со мной в столице!
В Башкирию приезжали как минимум три раза в год. Потом я довольно часто бывал в родных местах. Эта потрясающий край! Кумыс, молоко, замечательные леса с грибами и ягодами. Все мои друзья были счастливы туда приезжать.
Народный артист России Владимир ОВЧИННИКОВ: «На Рахманинова должны равняться все музыканты…»

Об Уфе, фестивале и конкурсном мире
Я впервые участвую в фестивале «Классика над Белой рекой». Судя по именам, которые в нем задействованы, – это заметное событие в культуре не только Башкортостана, но и России. Рад приглашению, рад снова приехать в Уфу – здесь много коллег, друзей, большинство из которых преподает в институте искусств. Я часто приезжал в столицу Башкирии, выступал и с оркестрами, и соло играл, и был членом жюри музыкальных конкурсов. Тут сложился приятный круг общения.
Показательно, что в Уфе проходят самые разные фестивали и конкурсы – она становится культурным центром не только Башкирии. Я желаю «Белой реке» продолжения и больших успехов!
Сейчас в конкурсном мире происходят сложные процессы. Конкурс имени Чайковского исключили из Федерации музыкальных конкурсов. Но он уже стал историей! На нем зажглись такие звезды! А все ассоциации – это примазывание к чужому успеху. Кстати, конкурс Вана Клиберна, который проводится в США, не отменил участия российских пианистов. Наша Анна Генюшене стала лауреатом, заняв второе место. Нельзя отменить законы Вселенной, это маразм, в котором Запад расписывается. Многие иностранные молодые музыканты хотят участвовать – буквально сегодня мне написал пианист из Швеции. Если европейцы не смогут приехать по объективным причинам, то будут китайцы, вьетнамцы, представитель Казахстана и так далее. Европа, к сожалению, демонстрирует малодушие… В целом музыканты – единоличники. Их трудно поднять на баррикады. Но многие имеют свой статус, свое мнение. Думаю, что с течением времени все вернется на круги своя.
О Сергее Васильевиче и русских композиторах
Выбор репертуара, который я представляю, связан с тем, что мы празднуем 150-летие со дня рождения Рахманинова, одного из моих самых любимых и почитаемых композиторов. Он был удивительным человеком – высоких моральных принципов. На него, я считаю, должны равняться все музыканты. Я много о нем читал. Хотелось бы с ним однажды встретиться… Его музыка самая русская, очень искренняя. Я часто исполнял вторую сонату, а первую играл редко: она масштабная, технически сложная, решил ее вынести на суд слушателей. Во втором отделении – транскрипции романсов. Всю жизнь мечтал петь, не получилось! Поет только душа! Романсы очень популярные. Прозвучат в обработках не только самого Сергея Васильевича, но и известного пианиста и композитора Эрла Уайлда.
В прошлом году прошел крупный конкурс, связанный с именем Рахманинова, ныне – в Великом Новгороде будет юношеский конкурс его имени. Рад, что имею отношение к этим проектам.
Кроме Рахманинова очень близки Скрябин, Чайковский, в целом русская музыка. Это особенно актуально в современных условиях, когда на Западе запрещают их играть! Нам надо знать их, любить, пропагандировать. Как Пушкин – наше все, так и Рахманинов, Чайковский – это тоже наше музыкальное все!
Конечно, музыкантам нельзя обойтись без Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана. Кстати, на Мамаевом кургане звучит музыка Шумана. Этот композитор вне времени и национальности.
О секретах мастерства
Однажды в беседе с пианистом Николаем Луганским я спросил, занимаются ли его дети музыкой. Он ответил: нет, потому что не горят этим. Я с ним согласен. Нужно всего себя посвящать выбранному делу, иначе не будет результата.
Надо быть очень сосредоточенным человеком. Глубоко погружаться, но не умозрительно, а с большой страстью, с любовью. Музыка – это эмоциональное искусство. В идеале надо заниматься восемь часов, быть истовым, отшельником. А ведь хочется еще и попутешествовать, погулять, наслаждаться природой!
Надо быть внимательным к самому себе. Я свою первую пятерку получил только в восьмом классе. Тогда у меня возник «спортивный» интерес. Должна быть и естественность при этом. Парадокс: многие дети, которые с огромным рвением занимались в школе, перегорали и уходили из профессии. Кто-то бьется-рвется и остывает. Музыка должна быть просто частью твоей жизни, но не заполнять все пространство.
О прекрасном в жизни людей
Даже если человек не выбрал музыку своей профессией, она должна быть в жизни каждого, особенно в детском возрасте. Возникает другой уровень сознания. Человек меняется. Сейчас много исследований на эту тему.
Музыка не может существовать отдельно от жизни. Впечатления – о картинах, о литературе, от общения с людьми. Воображение – это важный момент в понимании музыки, прекрасного. Ведь можно было бы всем слушать единственный диск с записью одного исполнителя! Но мы выбираем артиста, который близок по манере исполнения именно нам. А у каждого – свои предпочтения!
Все юные должны соприкасаться с искусством – через музыку, танец, художественное творчество. Это очищает душу.

ИЗ ДОСЬЕ «ВУ»
Владимир Павлович Овчинников родился в 1958 году в Башкирии. Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Алексея Наседкина). Лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале (Канада, II премия, 1980), Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, I премия, 1984). Победитель Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (1982) и Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания, 1987).
Музыкант выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический оркестр (Великобритания), Шотландский королевский оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга, лейпцигского Гевандхауса (Германия), Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова.
В числе творческих партнеров пианиста – дирижеры Владимир Ашкенази, Валерий Гергиев, Александр Дмитриев, Джеймс Конлон, Александр Лазарев, Дмитрий Лисс, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Марис Янсонс, Неэме Ярви и другие.
Концерты Владимира Овчинникова проходят в лучших залах мира, музыкант участвует в крупнейших международных фестивалях. В его дискографии – записи сочинений Чайковского, Танеева, Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского, Регера, Барбера.
Он работал в Королевском Северном колледже музыки в Великобритании. С 1996 года преподает в Московской консерватории, с 2005 года – на факультете искусств МГУ имени М.В. Ломоносова в качестве приглашенного профессора фортепиано. В 2011–2016 годах возглавлял Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.
Солист Московской филармонии, народный артист России (2005), член жюри многих престижных международных конкурсов, в том числе имени П.И. Чайковского (Москва).

Марина ЛУГОВАЯ.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Вернуться назад