Главная > КУЛЬТУРА > «Заставил мастер камень говорить о силе собственной в скульптуре…»
«Заставил мастер камень говорить о силе собственной в скульптуре…»7-09-2023. |
Исполнилось сто лет со дня рождения народного художника БАССР Бориса Дмитриевича Фузеева (1923-1997), одного из ведущих мастеров искусства башкирской скульптуры второй половины ХХ века. …Лето 1940 года стало для Бориса Дмитриевича счастливым. Ему удалось осуществить свою юношескую мечту – он поступил на скульптурное отделение Московского института прикладного и декоративного искусства. Но через год грянула война. Как и многие сверстники, он был мобилизован на трудовой фронт – строил противотанковые сооружения под Вязьмой и Смоленском. Затем недолгое обучение в школе военных фельдшеров и фронт. Воевал первоначально в 3-й гвардейской воздушно-десантной бригаде, затем в 63-й бригаде 7-го механизированного корпуса 2-го Украинского фронта. Суровой была служба младшего лейтенанта Фузеева. Десанты в тыл врага, кровопролитные бои на Днепре в районе Канева в 1943 году, затем – на Ясско-Кишиневском направлении. Он был контужен, но вернулся в строй. День Победы встретил в Чехословакии на подступах к Праге. Но до возвращения домой было еще далеко. В составе 2-го Забайкальского фронта прошел трудными дорогами Большого Хингана, участвовал в боях за освобождение Мукдена, Харбина. После окончания войны с Японией служил в Порт-Артуре и Дальнем. В 1946 году Борис Дмитриевич вернулся в Москву. Голова двадцатитрехлетнего уже столько пережившего красивого статного мужчины, русского богатыря, была сплошь покрыта пеплом седины. Его поколению довелось преодолеть еще и трудности послевоенных лет – разруху и голод. Желание учиться, освоить профессию придавало силы. Рядом был замечательный учитель – Матвей Генрихович Манизер. Крупнейший в стране монументалист и замечательный скульптор-портретист, он уверенно передавал ученикам свое реалистическое мастерство. О том, что это было именно так, свидетельствует одна из ранних работ Фузеева «Право на отдых», выполненная для центрального павильона ВДНХ в Москве сразу после окончания института. Ее композиционная слаженность, четкость формы показали серьезную профессиональную подготовку молодого автора. В 1953 году Борис Дмитриевич приехал работать в Уфу. Башкирская пластика переживала тогда период своего становления, только начинала выходить из мастерских скульпторов на улицы городов Башкирии и в выставочные залы. Фузеев активно включился в этот процесс. Уже в 1955 году исполненная им монументальная скульптурная группа «Победа» стала неотъемлемой частью художественного облика города, украсив фасад одноименного кинотеатра. Понятен искренний пафос победы, воплощенный в образах воина, рабочего и колхозницы, ибо этим чувством жила вся страна, а ему, фронтовику, оно было особенно дорого. При реконструкции кинотеатра произведение было демонтировано, и очень жаль, что эта первая монументальная скульптура в республике, несущая высокий гражданственный смысл, до сих пор не возвращена на свое место – когда кинотеатр переживал не лучшие времена, ее сменила не слишком удачная копия… …ХХ век своими светлыми и драматичными сторонами вписался в творчество мастера, оно стало отражением жизни людей, переживших войну, строящих мирную страну, стремящихся к красоте и духовности. Масштабное отображение в произведениях Бориса Фузеева нашла тема Великой Отечественной войны. Это, прежде всего, монументы и памятники павшим на полях сражений в страшное лихолетье. Для городов и районов нашей страны им создано около двадцати таких изваяний. Одни, как памятники в городе Аша Челябинской области и в Бирском районе Башкирии, он решает в виде однофигурных композиций с изображением воина, олицетворяющего несгибаемую волю советского солдата. Для мемориала в поселке Раевка Альшеевского района он находит иное решение, создавая монументальный ансамбль, центром коего стала – стела из светлого мрамора, на фоне которой высится фигура Родины-матери, венчающей лавровым венком память павших. На примыкающих к стеле горизонтальных плоскостях помещены чеканные рельефы с изображением военных сцен с одной стороны, с другой – торжественно-скорбного поминовения героев у Вечного огня. Рельефы усиливают эмоционально-смысловое воздействие всего ансамбля. Идеалы мужественности, патриотизма советского человека, отстоявшего независимость Родины, с такой же глубиной воплощены Борисом Фузеевым в серии памятников Героям Советского Союза – М. Шаймуратову, Г. Кубакаеву (оба – 1963), В. Паширову (1964), М. Сыртланову (1971), Г. Овчинникову (1987). Выполненные в бронзе, граните, чугуне, они всегда воплощают конкретный образ героя, одновременно претворяя типические черты воина, гражданина своего Отечества. Человек, прошедший через суровые испытания войны, стал героем многих станковых произведений мастера, таких как композиции «Воин-победитель» (1985), «После боя» (1988), «Ветераны. Однополчане» (1990) и целого ряда скульптурных портретов. Ощущением широты русского характера и бесстрашия наполнен образ полного кавалера орденов Славы отважного разведчика-фронтовика Г.М. Подденежного. Автор тонко прослеживает нюансы душевного состояния героя, передавая в лице, взгляде тревогу, беспокойство за день сегодняшний и одновременно твердую уверенность в своих силах. Выявляя в «Портрете бывшего командира авиаполка П.М. Большакова» черты мужественной личности, скульптор показывает в нем и душевное обаяние, человечность. Высокую духовность несет этот портрет, столь созвучный с образом самого автора. Излюбленным жанром Фузеева-станковиста был портрет. Кроме вышеназванных произведений им создана обширная галерея портретов современников. Его герой множественен – «Слесарь Хусаинов» (1963), «Нефтяник» (1974), «Доктор медицинских наук Д. Лазарева» (1977), «Ветеран колхоза Марьям» (1984) и другие. Сегодня мы с большим вниманием вглядываемся в лицо старого, но сильного человека – Худайбердина-бабая, чей портрет скульптор создал еще в 1964 году. Голова старика словно вырастает из глыбы гранита. Перед нами образ человека с характерной башкирской бородкой, нависшими бровями, скрывающими взгляд, который направлен не столько на зрителя, сколько в себя, в свои мысли. Сохраняя природную форму камня, сливая с ней изображение, автор подчеркивает этим связь человека с природой, с землей. Со временем это произведение обрело характер портрета-памятника человеческой мудрости, его природной силе. В этой работе воплощена одна из граней творческих поисков мастера – стремление воплотить в скульптуре образ башкирского народа, его характер, темперамент. Созвучны этому портрету такие работы Фузеева, как «Башкирка» (1967), «Юбиляры» (1969), «Зур нэнэй» (1986). Человеческое достоинство, красоту, мастерство портретиста Борис Дмитриевич сумел воплотить и в суровой выразительности мужских портретов, и в нежном звучании женских образов – «Валя» (1972), «Студентка» (1977). Обаяние современницы увлекло скульптора, создавшего лирический портрет «Лаборантки» (1974). Автор увидел в юной девушке пробуждающуюся женственность, внутреннее обаяние, ее чистый взгляд на мир. Перед зрителем – красота, источающая внутренний свет. Характер образа подсказал скульптору выбор материала – белого мрамора, цвет и мягкая обработка которого замечательно играют на изображение героини. В историю российского, башкирского искусства Борис Фузеев вошел и как большой мастер монументальной скульптуры. В 1973-м он завершил большой труд по созданию памятника первооткрывателям татарской нефти в городе Лениногорске, над которым работал не один год. Несколько монументов он выполнил в творческом сотрудничестве с замечательным башкирским скульптором Тамарой Павловной Нечаевой. Один из них – памятник первооткрывателям башкирской нефти в городе Ишимбае (1964), в котором передано ощущение физической мощи и духовной силы человека, обнажающий недра земли. Большим событием для республики стало открытие созданного этими авторами в 1981 году в Уфе памятника Шагиту Худайбердину (архитектор Ф.И. Рехмуков). Ими было разработано несколько вариантов композиции, но окончательное решение пришло, когда выяснилось место установки мемориала. Небольшое пространство с зеленью сквера около Дома печати определило его сравнительно небольшие размеры – 6 метров высоты, позволившие органично вписать памятник в эту архитектурную среду. Он высечен из серого гранита и представляет полуфигуру героя, словно вырастающую из блока камня, который в свою очередь пластически слит с постаментом. В образе Шагита Худайбердина авторы подчеркивают душевную стойкость, волевую собранность и человеколюбие. Благородство смыслового содержания скульптуры, культура пластического решения обуславливают ее выразительность и жизненность. Лучшие произведения Бориса Дмитриевича Фузеева хранятся в собрании Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова, среди них одна из последних его работ – «Крылатая» (1994) – женский торс, выполненный в русле античной традиции. Прекрасно вылепленное женское тело исполнено красоты, первородной силы. Это образ Ники, символизирующий торжество победы, жизни, светлого начала. Теплый цвет и фактура едва отливающего золотым оттенком светлого песчаника гармонируют с тонкой поэзией, внутренней озаренностью этого произведения, которое стало лебединой песней вдохновенного мастера, творца и человека – Бориса Дмитриевича Фузеева. Валентина СОРОКИНА,
искусствовед, заслуженный работник культуры России и Башкортостана, лауреат премии имени Павла Третьякова. НА СНИМКАХ: Борис Дмитриевич Фузеев; а это он в годы войны; работа скульптора «Зур нэнэй». Фотографии предоставлены автором. Вернуться назад |