Главная > КУЛЬТУРА > Перед загадками старых картин

Перед загадками старых картин


27-02-2014.
 Перед загадками старых картин

Вчера в Уфимской художественной галерее (улица Революционная, 34) открылась уникальная выставка. Она получила название “Возвращение шедевра”. Речь о выставке одной картины - “Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой” (1618-1620) Питера Пауля Рубенса из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств.

Немногим более года назад мир облетела сенсационная новость: в Ирбите обнаружен подлинник Рубенса!
Картина, переданная в Ирбит из Эрмитажа еще в далеком 1976-м и числившаяся там копией с такой же картины, хранящейся в Вене в Художественно-историческом музее, после проведенных в 2012 году реставрационных работ... оказалась оригиналом.
В мае 2013-го Ирбит посетила старший научный сотрудник, главный специалист и хранитель фламандской живописи Государственного Эрмитажа Наталья Ивановна Грицай. Она не только подтвердила подлинность “Кающейся Марии Магдалины” (на снимке) и принадлежность ее кисти великого фламандца, но и дополнила атрибуцию информацией о том, что в создании шедевра принимали участие два лучших ученика Рубенса. Антонис ван Дейк работал над лицом Марфы, а Якоб Йорданс тщательно прописал ее фигуру, в особенности - сложенные на груди руки. Таким образом, картина из Ирбита является плодом совместного творчества сразу трех великих мастеров фламандской живописи.
Достойное соседство картине Питера Пауля Рубенса “Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой” составили несколько произведений художников Голландии и Фландрии из западноевропейской коллекции Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова.
Небольшая экспозиция не может претендовать на полноту представления о фламандской и голландской культуре, но вполне способна “рассказать” зрителю о наиболее характерных для того периода жанрах. Среди выставленных произведений разновидность морского пейзажа - марина “Морская сцена” Людольфа Бакхейзена; “Морская гавань” с ее размеренной жизнью, запечатленной неспешной кистью Абрахама Сторка; динамичная многофигурная композиция мастера охотничьих кавалькад и сражений Филипса Ваувермана “Нападение на обоз”; солнечный пейзаж “Песчаный откос” Яна Вейнантса, идиллическая пастушеская сцена Николаса Питерса Берхема и другие. Экспозицию дополнили несколько графических работ художников Голландии и Фландрии XVII века, а также лист нидерландца Яна Санредама - работа относится к тому периоду истории, когда Голландия и Фландрия были единой страной.
Организаторами проекта являются Министерство культуры Республики Башкортостан, Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации “Союз художников России” РБ, Уфимская художественная галерея, Башкирский государственный художественный музей имени Михаила Васильевича Нестерова.
Выставка будет действовать до 23 марта, время посещения - ежедневно с 11 до 19 часов без перерыва и выходных; в субботу и воскресенье с 11 до 18 часов.
Подготовила Лейла АРАЛБАЕВА.

Вернуться назад