Главная > КУЛЬТУРА > Старый Мастер был бы рад этому соседству...

Старый Мастер был бы рад этому соседству...


28-03-2014.
Старый Мастер был бы рад этому соседству...

На улице Волновой, 21, где расположен Мемориальный дом-музей Александра Эрастовича Тюлькина, многолюдно, тепло и уютно, как и почти сто лет назад, когда здесь, средь пышной зелени летом и непроходимых сугробов зимой, жил и творил Мастер. И именно здесь на открытие первой персональной выставки юных воспитанниц Детской художественной школы № 2 Агафьи Антиповой и Екатерины Суховой собрались родные и близкие, а также преподаватели и учащиеся ДХШ.

В небольшом зале, и по сей день сохранившем дух гостеприимства (а как иначе объяснить ту легкость, с которой заведующий музея Финат Набиуллин принял совершающих еще только первые и робкие шаги девочек), развешано двадцать работ. Каждая из них - особенная, со своей пусть пока небольшой, но интересной историей. Не поместившись на четырех белых стенах, часть из них перешла в узкий коридорчик, в небольшое окошко которого заглядывает тусклое мартовское солнце. Десять картин написано Агафьей, столько же - Катей. Несмотря на разницу уже сформировавшихся почерков, юных авторов объединяет любовь к истории родного города, к его стареньким улочкам, оранжевой осени, покосившимся домикам и полным достоинства зданиям с резными рамами на поблекших от времени окнах. Люди на картинах тоже есть, они живут в своем обычном ритме, спешат, гуляют, оглядываются, смеются - трудно разглядеть, легко догадаться...
- Почти все выставочные работы я написала на пленэре (техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях), которые проходят у нас в художественной школе два раза в год. Целую неделю на три часа в день мы большой группой под руководством преподавателя выбираемся на улицы столицы и пытаемся запечатлеть самые интересные уголки Уфы. А их очень много, - говорит Агафья Антипова.
И Главпочтамт на улице Ленина, и Кресто-Воздвиженская церковь, и особнячок, который занимает Министерство культуры, и улица Революционная, а также дворы, окраины, переулки получили благодаря воспитанницам ДХШ вторую, акварельную жизнь. И, несмотря на нежный возраст художницы, все изображенные "объекты" исполнены еле заметной, светлой ностальгии по уходящей красоте старого города. Несомненно, прочувствовать это настроение и воплотить его в картинах не так-то просто. Вот уже много лет подряд преподаватель Ольга Самосюк, которой, отметим, и принадлежит идея организовать персональную выставку Кати и Агаши, направляет своих воспитанников, стараясь развить и подчеркнуть индивидуальность каждого из них.
- Я рассчитываю на то, что девочки не бросят заниматься акварелью, а выставка обязательно останется в их памяти. С каждой группой мы, преподаватели художественной школы, занимаемся четыре года. Эти годы жизни мы отдаем им, поэтому, выпуская дипломников, конечно, хотим видеть результат. Не для себя, а для них, - признается Ольга Александровна.
По словам Ольги Самосюк, Катя и Агафья - девочки очень разные. Первая набирает композицию постепенно, практически не используя в работе чистые цвета. Столица в ее картинах живет, дышит, развивается. Романтичная, "вибрационная", как акварель, - это об Агафье, виртуозно передающей колористические переходы, мыслящей цветными пятнами.
Дипломная работа Кати "Старое и новое" о том, как сегодня удивительным образом совсем рядом уживается уходящая и нарождающаяся Уфа, поэтому-то над покосившимися крышами темных домиков поднимаются голубые небоскребы. Прошлое шаг за шагом отступает, отдавая место молодому и шумному мегаполису.
- С одной стороны, столица молодеет, а с другой - теряет историческое лицо, и это печально, - подчеркивает Финат Набиуллин.
...Первые гости выставки отметили, что персональная экспозиция в самом начале творческого пути - действительно важное событие и большая удача, а потому пожелали Кате и Агафье продолжать заниматься любимым делом, лететь на крылышках вдохновения и, конечно, трудиться. Кроме того выставка дает прекрасную возможность взглянуть на свои работы по-новому и попытаться их проанализировать.
- Самое главное у вас уже есть, - обратилась к виновницам торжества искусствовед Валентина Сорокина, главный хранитель Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова. - Это образность, духовная состоятельность и умение работать с акварелью. Я уже просмотрела некоторые листы и была действительно впечатлена, девочки пишут смело, в то же время акварелька у них воздушная, легкая!
Не за горами то время, когда перед обеими встанет сложный выбор: куда пойти учиться? Выльется ли тяга к рисованию в дело жизни или останется приятным воспоминанием? Агафья, обладая множеством интересов, среди которых не на последнем месте находится спорт (фигурное катание, горные лыжи, теннис), пока еще не определилась. Катя же, напротив, с творческого пути сворачивать и не думает.
- Конечно, я продолжу рисовать, - отвечает она на мой вопрос. - Возможно, в будущем стану архитектором или дизайнером.
Добавим: выставка будет работать до 20 апреля. Здесь, на Волновой, 21, - окраине мегаполиса и в каком-то смысле островке духовной жизни, как и на картинах юных авторов, непостижимым образом сплетаются новое и старое, классическое и современное... И мудрый Мастер был бы счастлив, что в его доме так уютно чувствуют себя совсем еще молодые дарования...
Ильвина ХУЗИАХМЕТОВА.
НА СНИМКЕ: Агафья Антипова и Екатерина Сухова.


Вернуться назад