Главная > КУЛЬТУРА > Звезда по имени Назифа

Звезда по имени Назифа


11-04-2014.
 Звезда по имени Назифа

В воскресенье, 13 апреля, особый день рождения отметит заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Республики Башкортостан, заслуженная артистка Республики Татарстан, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, изумительная певица Назифа Кадырова.

...Бог наделил эту женщину всем: красотой, талантом, обаянием, редкими душевными качествами, безупречным вкусом... И Божий дар Назифа отрабатывает сполна - ее потрясающая работоспособность изумляет: за сорок три года творческой деятельности в ее “послужном списке” скопилось огромное количество разножанровых сольных концертов, длительные гастроли по республике и бывшему Советскому Союзу, постоянное участие в крупных проектах от филармонического до правительственного уровня, выезд за рубеж в составах официальных делегаций и мастеров искусств - а это более ста стран... Недаром Назифу Кадырову называют живой легендой башкирской эстрады. Превосходный голос, музыкальность, пластичность, очарование... На сцене Кадырова разная: романтичная, задорная, шикарная, страдающая, ждущая и всегда любящая... Ни один ее концерт не похож на другой...
Нас, сотрудников невидимого фронта Башкирской государственной филармонии, сцене которой Назифа служит верой и правдой, вообще поражает ее внутреннее сияние и лучезарность. Ведь в нынешнее непростое время, когда мы работаем и живем как бы через сопротивление - обстоятельствам, условиям, улыбчивое лицо в повседневной жизни большая редкость...
Она всегда в превосходной форме - репетирует ли, заглянула ль на минуточку по делам: неизменно стильная, эффектная, будто только из салона красоты... В ответ на восхищенные возгласы смеется: “Сама себе стилист!”. Воистину Назифа являет собой образ настоящей звезды - в противовес иным западным знаменитостям, которые в быту выглядят, мягко говоря, уставшими...
В преддверии своего юбилея Назифа Жаватовна поделилась впечатлениями - о творчестве, о родной филармонии... Рассказала о том, что было, и о том, что будет...
- Филармония - это мой дом, моя школа. Здесь я сформировалась как певица, человек, личность. Здесь всегда царил особый дух творчества, начиная с дверей, где нас встречала солнечная Елена Сергеевна, которая просто заряжала своей энергией и светом. Меня вдохновляли многие люди: режиссер, композитор Шамиль Зуфарович Кульбарисов; художественный руководитель филармонии в то время, глыба, великая личность - Хусаин Файзуллович Ахметов...
Филармония - это академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова, который практически жил на сцене - репетировал, проводил концерты... Гаскаровцы подталкивали нас к работе, мы всегда пребывали в состоянии творческого запала. В БГФ постоянно звучала музыка - это вдохновляло. Дух филармонии был духом творчества. Все разговоры касались только искусства, новых музыкальных произведений, предстоящих концертов - мы жили этим.
Для меня филармония - это Фатих Иксанов, великолепный режиссер, который со мной ставил свою дипломную работу. В его театрализованном представлении “Каз омэhе” мы приобрели актерские навыки - читали стихи, пели; каждый жест, каждое движение было оправдано сценарием и продумано до мелочей.
Творческим трамплином для меня стала работа с вокально-инструментальным ансамблем “Ирандык” под музыкальным руководством Айрата Каримова, который считаю явлением на башкирской эстраде, это было новым веянием, тогда как раз набирали обороты ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Ансамбль имел огромную популярность у зрителей в республике, с ним мы ездили по всему Советскому Союзу. Гульсум Хабибуллина, вместе с которой нас свел ансамбль, учила меня всем сценическим премудростям: от движений на подмостках до нанесения грима. Я проработала в ансамбле четыре счастливых года - с 1971-го по 1975-й.
Очень большим творческим толчком для меня стало участие во Всесоюзном телевизионном конкурсе “С песней по жизни” в 1979 году, где я одна была выбрана из представителей всей уральской зоны (собралось много участников из Свердловска, Сургута, Челябинска и других городов и весей). Уровень конкурса оказался очень высоким - мне довелось сотрудничать с такими дирижерами всесоюзного масштаба, как Юрий Силантьев и Александр Петухов (Государственный эстрадно-симфонический оркестр России), Александр Михайлов (Государственный оркестр телевидения и радиовещания). Это была и личная победа, и огромный комплимент моей работе, а еще возможность общения и обмена опытом со многими профессиональными исполнителями и коллективами. Позже с оркестром Силантьева я гастролировала по Липецкой области, Украине, по всему Уралу. По линии Москонцерта, Росконцерта и Союзконцерта ежегодно гастролировала по СССР, участвовала в концертах в Москве, Ленинграде. Посчастливилось общаться с композиторами Евгением Мартыновым, Владимиром Мигулей, Марком Фрадкиным, Павлом Аедоницким, Яном Френкелем, певицами Розой Рымбаевой, с которой обменялись песнями - она пела мою “Мандолину”, а я её “Алатау”, с Надеждой Чепрагой, подарившей мне песню “Кодры Молдовы”, и многими другими исполнителями. Участвовала в Днях культуры и искусства в Москве, Каракалпакии, Чувашии, в пленумах Союза композиторов, проходивших в разных уголках СССР. Это было доверием - представлять песни наших композиторов на всесоюзном уровне.
Моя творческая жизнь была насыщена - много работала с Союзом композиторов и Союзом писателей. Выезжала на творческие встречи вместе с Загиром Исмагиловым, Римом Хасановым, Робертом Газизовым, Хусаином Ахметовым...
Особенным для меня оказался 1985 год. Год сорокалетия Великой Победы, чему я посвятила свою сольную программу “Не быть войне!”. В нее вошли двадцать три песни. Это были песни военных лет, а также произведения, специально написанные для программы композиторами Римом Хасановым, Салаватом Низаметдиновым, Розой Сахаутдиновой. Апофеозом концерта стала песня “Не быть войне!” композитора Нура Даутова на стихи Валита Илимбетова - она и дала название всей программе. Этот проект, режиссером которого был Виль Каримов, поражал мощной театрализацией. Для него были специально поставлены “проводы” и “встречи” - танцевальные миниатюры с участием Рашиды Туйсиной и Анвара Ишбердина; его отличал проникновенный конферанс Гульзамии Ситдиковой, бэк-вокал начинающей тогда свой творческий путь Айсылу Султановой и живое музыкальное сопровождение группы Бахти Гайсина, где я работала тогда вокалисткой. Программа имела большой общественный резонанс, ведь тематика войны оставалась и остается актуальной всегда - Афганистан, Чечня... И матери все еще теряют сыновей... Эту прочувствованность я позже привнесла в роль Мадины-апай в первой башкирской рок-опере “Звезда Любви”.
...Кстати, эта рок-опера о вечной любви “сквозь время и пространства” написана Салаватом Низаметдиновым на либретто Флорида Булякова. Она была поставлена на сцене Башкирской государственной филармонии по инициативе Зинфиры Абдульмановой в 2001 году и стала большим событием в культурной жизни республики, имела успех у зрителей, неоднократно отмечалась в публикациях и положительных отзывах музыкальной общественности. Впрочем, вновь предоставим слово Назифе Жаватовне:
- Вообще, сольных проектов у меня было много. Помню свой бенефис к двадцатипятилетию творческой деятельности, где были собраны лучшие мои песни. Это также было мощное действо с превосходными декорациями и десятью самыми яркими за весь мой творческий период концертными костюмами. За одну минуту я успевала не только переодеться, но и перевоплотиться в иной образ. Концерт шел по блокам, и мой самый любимый - “чеховский”, с соответствующей атрибутикой “а-ля дама с собачкой” - кружевной зонтик, шляпка... С этой программой я объездила всю Сибирь - Нижневартовск, Сургут, Ноябрьск, Радужный, Когалым...
И к тридцатилетию творческой деятельности, и к сорокалетию тоже ставила крупные проекты.
Хотя я и была эстрадной певицей, всё же, стремясь к совершенству, пробовала себя и в незнакомом для себя жанре, экспериментировала. Не хотелось застаиваться, быть “пленницей” сложившегося образа. Так, тяга к новому привела меня в рок-оперу “Звезда Любви”, в которой тесно переплетались темы войны и самых трепетных человеческих чувств... А десять лет назад специально для меня был создан моноспектакль “Половинки”, который поставили на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета в рамках моего юбилея. Вот где пригодились мои актерские навыки, ведь там приходилось не только петь - на протяжении спектакля шел диалог героини по телефону. Сначала она напугана и ненавидит своего невидимого собеседника, потом привыкает к нему, и он становится частью ее жизни; затем ждет звонка... Это тема любви женщины. В “Половинках” требовалось показать женское “я”, излить публике свою душу... И потом многие женщины узнавали себя в этом образе. Что ж говорить, было приятно: значит, я достучалась до сердец.
А далее начался период романса. Романс - очень сложный жанр, тут нужна и жизненная мудрость, и все переживания прожитых лет. Мне вновь хотелось вырваться из рамок своего амплуа. Я и раньше пела отдельные русские песни и романсы - выступать приходилось во многих уголках России, а она ведь многонациональная. А романсы - универсальный жанр, он доходит до сердца каждого. И результатом стал вечер романса “Зову тебя с надеждой и тоской...”, на котором прозвучало двадцать знаменитых, столь любимых слушателями вокальных миниатюр.
Сегодня пою и сольно, и с эстрадными коллективами. Готовлю бенефис к юбилею, где собраны разные песни из моего репертуара, в живом сопровождении оркестра, как было в те годы, когда только начала работать в филармонии. Я вообще противница “фанеры”, пение - большой труд, это не только мастерство звукоизвлечения, но и способность работать с оркестром или ансамблем вживую.
Отрадно, что сегодня в филармонии есть настоящие молодые голоса, никого выделять не буду, но рада, что преемственность сохраняется. Хочу пожелать молодому поколению творческого задора, роста, побед и успехов!
...Хочется добавить, что Назифа Кадырова, помимо творческой деятельности, активно занимается общественной работой. В течение многих лет она была депутатом городского Совета Уфы; а еще - председателем профсоюзной организации филармонии. Между прочим, в качестве главы профячейки наша героиня многое сделала для ветеранов БГФ, для детей-сирот подшефного уфимского детского дома № 1. А сегодня Назифа Жаватовна - председатель Совета ветеранов филармонии и всячески поддерживает старую гвардию.
О Назифе Кадыровой хочется рассказывать и рассказывать. После общения с ней “послевкусие” всегда бывает мягким, приятным. И плечи твои расправляются, и ловишь себя на мысли о том, что ты тоже должен держать себя в форме (“держать фасад”, как говорила одна старейшая сотрудница нашей филармонии).
Так позвольте же от лица поклонников таланта Назифы Кадыровой пожелать ей творческого долголетия, бесконечного оптимизма. И пусть она не перестает всех нас удивлять, удивлять, удивлять... Впрочем, так было, так есть и так будет!
А 23 мая в Большом зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова состоится бенефис выдающейся певицы Назифы Кадыровой (19.00).
С чувством восхищения и глубокого уважения,
Оксана ИВАНОВА.

Вернуться назад