Главная > КУЛЬТУРА > Балет-комедия для взрослых

Балет-комедия для взрослых


17-05-2014.
Балет-комедия для взрослых

Башкирский государственный театр оперы и балета закроет свой очередной сезон премьерой балета "Двенадцатая ночь" по комедии Вильяма Шекспира.
В нынешнем году весь мир отмечает 450-летие со дня рождения великого драматурга, и БГТОиБ не мог не откликнуться на эту знаменательную дату. Премьера намечена на 23 и 24 июня. Хореография и постановка - заслуженный артист Башкортостана Ринат Абушахманов, известный уфимцам по своим прежним работам - балетам "Том Сойер", "Марионетка", "Семь красавиц", многочисленным концертным номерам классической и современной хореографии.

- Ринат, чем привлекателен для Вас Шекспир? У Вас есть какая-то история рождения интереса к творчеству драматурга? И как это связано с Вашими хореографическими "размышлениями"?
- Когда мой брат заканчивал как актер театральный факультет Академии искусств, я посмотрел дипломный спектакль их курса "Двенадцатая ночь". Они очень интересно сделали его, по-современному взглянув на происходящее, добавили много юмора, задора, куража. Я ещё учился в хореографическом колледже и, естественно, не помышлял о сочинении танцев. Но, помню, тогда мне подумалось: а ведь можно и балет сделать! Именно по "Двенадцатой ночи", и именно комедию. Чтобы был не просто весёлый спектакль с комедийными элементами, а с начала до конца - комедия, опять-таки с современным юмором, на грани абсурда, может быть.
- Да, именно это скорее всего может привлечь современного зрителя...
- Судя по телевизионным шоу, представлениям, такой стиль востребован. Привлекает что-то экстравагантное, даже эпатажное. На Западе существует мнение, что россияне - народ угрюмый, редко улыбающийся. Может, потому, что нам не хватает комедий? В жизни-то их полно, хотя с печальным оттенком. Скорее, это сатира. А мы ждем весёлой, жизнерадостной комедии. Вот такое и хочется сотворить. В репертуаре нашего театра нет ничего подобного. Единственный весёлый спектакль - "Тщетная предосторожность". Но ведь этого мало!
- А Ваш балет "Том Сойер"?
- Это все же детский спектакль, прокатывается в дневное время. А нужен вечерний, для взрослой публики.
- Помню, именно после премьеры "Тома Сойера" зашла речь о балете "Двенадцатая ночь"...
- Да, автор музыки Павел Иванович Овсянников дирижировал спектаклем, ему понравилось, и он поделился замыслом - написать музыку на сюжет шекспировской комедии. Потом он присылал мне наброски, я ему отправил свой сценарий. Но, к сожалению, продолжения не последовало, не суждено было этому осуществиться.
- А сейчас на чью музыку Вы будете ставить?
- Музыка компилированная. Будут использованы сочинения Адана, Делиба, Бизе, Мендельсона. Сейчас работаю с этим материалом. Музыка образная, интересная, танцевальная...
- Как отнесся к этому дирижёр, музыкальный руководитель постановки Герман Ким?
- Ему пришлась по душе идея. Основу составит музыка Адана, примерно на семьдесят пять процентов. Так что не предвидится эдакого музыкального винегрета. Будет использована именно балетная музыка, предполагающая и танцы, и пантомиму.
- Итак, музыка есть. Каков следующий этап создания спектакля?
- Необходим сценарий, он у меня уже готов. Определены сюжетные линии, интриги, кульминации - в русле драматического первоисточника, не переписывая Шекспира. Все благодатно для балетного спектакля: действенные ситуации, яркие типажи, характеры. Так сказать, ни убавить, ни прибавить. Балет будет незатянутым, динамичным, в двух действиях, в ритме современной жизни.
- В основе хореографии - классический танец?
- Это само собой разумеющееся. Но в пространстве классики постараюсь найти для этого спектакля какой-то оригинальный стиль, где будет присутствовать вся палитра танца - от классического до гротеска. Согласно музыке скомпонованы номера, и я сейчас усиленно работаю над хореографией. Она практически сложилась в голове, многое перенесено в зарисовки и схемы на бумаге.
- В чем всё же особенности Вашей хореографической лексики?
- Честно говоря, мне трудно сформулировать, но попробую. В основе, образно выражаясь, три кита: классический танец, гротеск и некий острый характерный танец с элементами нелепости или абсурда. Но классический танец не тот, что мы видим, например, в "Жизели". Современным его я тоже не назвал бы, потому что это не модерн. Скорее всего это некий сплав неоклассики, гротеска и... просто юмора.
- Сценография передаст стиль эпохи или перенесётесь в современность?
- Только что мы разговаривали с художником Равилем Ахметзяновым. Мысли наши совпадают: хочется сохранить дух шекспировской эпохи. Естественно, в балете это невозможно детально отразить, хотя бы в тех же костюмах. Пусть будет изящная стилизация. В декорациях (в связи со сжатыми сроками подготовки) тоже не будет размаха, масштабности, конструктивных сооружений, ухода в детали. Может быть, получится нечто вневременное, но с намёком всё-таки на ту эпоху. Комедийный стиль спектакля диктует яркость, красочность декораций и костюмов. Пусть зрители ощутят праздник и в танце, и в оформлении.
- Исполнители определены?
- Работа найдется всем! В спектакле много персонажей - выразительных, разноплановых. Не будет таких понятий, как "ведущая пара", просто солисты и просто кордебалет. Главная героиня - Виола. И по значимости образа, и по танцу. Остальные персонажи можно выстроить в один ряд. Но все требуют и танцевально-пластического мастерства, и актерского, всем будет где развернуться, показать себя. Главное, чтобы артисты не боялись показаться смешными.
- Виола, видимо, придаст хореографии лирическую струю? Будут же па-де-де, адажио, как в классических балетах?
- Всё будет ломаться. Я расписал структуру именно как в классическом балете. Формы, сцены, действенные танцы, адажио... Но внутри эти формы хочу сломать. Скажем, привычный дуэт героя и героини будет изменен. Есть момент, когда Виола переодевается в мужское платье, превращается в юношу Цезарио, и получается двоякий дуэт. Непонятно, кто с кем танцует - парень с девушкой или два парня... Тут и ситуационный юмор присутствует. Одним словом, хочется отойти от привычных, традиционных форм грандиозных па-де-де. Для одного из героев, например, я планирую антре - начинается как классическая вариация, в середине - переход в пластический гротесковый юмор, а затем возврат в традиционную вариацию. То есть не будет чисто танцевальных форм, не будет чистых вариаций и так далее. Все-таки на дворе век двадцать первый. Основу построения берем классическую, но внутри её можно побаловаться.
- Такие интересные идеи - пусть всё получится!
- Спасибо! Постараемся.
Беседовала Нина ЖИЛЕНКО.

НА СНИМКЕ: Ринат Абушахманов.
Фото Евгения ВАЙДНЕРА.


Вернуться назад