Главная > КУЛЬТУРА > Бесконечность апреля и любовь нигилиста Базарова

Бесконечность апреля и любовь нигилиста Базарова


5-09-2014.
Бесконечность апреля и любовь нигилиста Базарова

Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан активно готовится к открытию сто пятьдесят третьего театрального сезона.
“Вечерка”, кстати, писала о том, что уже начала работу Камерная сцена театра, где 29 августа состоялась премьера спектакля “Бесконечный апрель” по пьесе Ярославы Пулинович.
Поставила его режиссер Екатерина Мещанинова - выпускница Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова, того самого курса, из которого родилась Студия Союз Свободных Режиссеров (СССР), созданная на базе Башкирского государственного театра кукол. Ныне Катя - актриса театра “Северная сцена” (Новый Уренгой). В ее творческом багаже с десяток интересных актерских работ, в том числе в постановках своих однокурсников. За роль Бабушки в спектакле “Похороните меня за плинтусом” (режиссер Инна Швецова) она была совершенно справедливо удостоена премии “Открытие года” журналистского рейтинга “Пресса-2010”.
С актерами Русского академического театра молодой режиссер знакома давно, ведь именно здесь, на Камерной сцене, она поставила свой дипломный спектакль “Дожить до премьеры” по пьесе Николая Рудковского. А в прошлом году приняла участие в Творческой лаборатории современной драматургии, проводимой ГАРДТ. Тогда она впервые обратилась к пьесе современного екатеринбургского драматурга Ярославы Пулинович. Отрывок произвел впечатление и на зрителей, и на критиков. В итоге из него решено было сделать полноценный спектакль.
К работе была привлечена художник-постановщик Екатерина Августеняк, чье имя тоже известно уфимским зрителям. В декабре прошлого года она создала сценическое пространство спектакля “Охота на акул” по пьесе Елены Ерпылевой. Успешный, востребованный дизайнер, однажды она окунулась в стихию театра - и... Вот уже несколько лет сотрудничает как с небольшими независимыми, экспериментальными коллективами, так и крупными репертуарными театрами.
“Поэма воспоминаний” - так определила жанр режиссер Екатерина Мещанинова. ...Апрель. Петроград. В распахнутом настежь окне - мама, молодая, почти юная, зовет домой, а так хочется погулять еще... А вот другой апрель - в горле першит, температура, но от яркого рыжего апельсина, вкус которого ощущается почти физически, становится легче и радостнее... И снова апрель - блокада Ленинграда... И дальше, дальше... На грани ухода дни, месяцы, годы человеческой жизни сливаются в одно бесконечное воспоминание.
Здесь, как в кино, чередуются эпизоды, сменяют друг друга эпохи. Встречи, расставания, обретения и потери - целая жизнь героя проходит на наших глазах. Такая огромная красивая жизнь. Внучка Галя уже не успеет поговорить с дедом. Ей останется память...
В новой работе театра заняты заслуженные артисты Башкортостана Олег Шумилов и Айгуль Шакирова, народная артистка республики Татьяна Макрушина, артисты Ирина Бусыгина, Альфия Кашбуллина и Ирина Ибрагимова.
Возможно, в чьих-то глазах этот спектакль “реабилитирует” современную драматургию, так часто (и порой справедливо!) упрекаемую в стремлении говорить о действительности исключительно в резкой манере, сгущая краски и не оставляя надежды. В “Бесконечном апреле” можно услышать ноты Чехова и ритмы Бродского, уловить интонацию фильмов Тарковского - у каждого, думается, возникнут свои ассоциации с огромным культурным наследием двадцатого столетия. Хочется верить, что получившийся тонким, лиричным, глубоким спектакль обязательно найдет своего зрителя - неравнодушного, готового сопереживать, слушать, делить с героями радость и чувствовать их боль.
...А вот официально откроется театральный сезон постановкой, которая потребует от зрителя готовности принять совсем неклассическое решение хорошо знакомого произведения. Речь идет о спектакле “Отцы и дети” по знаменитому роману Ивана Сергеевича Тургенева. Для работы над ним в театр приглашен петербургский режиссер Петр Шерешевский, который одновременно выступает и автором инсценировки.
Актуальность тургеневского произведения сегодня не вызывает сомнений. Но постановщики предлагают говорить о сути, заключенной в нем, современным театральным языком, причем делают это принципиально и решительно. А потому не стоит ждать хорошо сделанной сценической иллюстрации текста. Здесь режиссер уходит от нарратива (сиречь, повествования), строя спектакль на ассоциациях, аллюзиях, фантазиях по поводу происходивших событий.
Что защищают отцы и против чего так рьяно готовы бороться дети? Каким сегодня увидим мы нигилиста Евгения Базарова? Что движет им в неукротимом желании отрицать любой “романтизм”? Смогут ли молодые ниспровергатели существовать без принципов, на которые так уповают старики, или окажутся в пустоте, в безвоздушном пространстве? А может, и вправду, пришла пора переустроить этот мир?
Как бы то ни было, в любые философские споры и революционные настроения рано или поздно вмешиваются живые человеческие чувства. И любовь, доселе считавшаяся лишь вздором, способна заставить переосмыслить самые серьезные убеждения...
Для театра эта работа есть попытка освоить, возможно, новое для себя пространство. Безусловно, будут у нового спектакля противники - те, кто, придя “на Тургенева”, столкнутся с “игрой в классику”. Как, совершенно точно, появятся у него и свои поклонники.
Достаточно сказать, что поколение “отцов” представляют заслуженные артисты России, народные артисты Башкортостана Владимир Абросимов и Владимир Латыпов-Догадов, народные артисты республики Александр Федеряев и Светлана Акимова. Столь солидный актерский состав уже вызывает интерес. Роли молодых героев доверили начинающим творческий путь театральным “детям” - Руслану Бельскому, Артему Аглиулину, Юлии Тоненко, Ирине Ибрагимовой, а также Анне Бурмистровой, недавно вернувшейся в коллектив ГАРДТ. Появятся здесь и некие “слуги просцениума” - Вячеслав Виноградов и Андрей Поведский, у которых будет своя особая миссия.
Есть ли точки соприкосновения у романа “Отцы и дети” Тургенева с картиной “Черный квадрат” Малевича? Художник спектакля Анвар Гумаров (сценограф, напомним, трагикомедии “Любовь - книга золотая” по пьесе Алексея Толстого, которым Русский академический открывал прошлый сезон) уверен, что есть. И, кажется, вполне убедительно сие доказывает. Разумеется, вместе с режиссером. Но судить об этом будем на премьере, которая, напоминаем, состоится 26 сентября, в день открытия очередного театрального сезона.
...Волнение, связанное с экспериментальным характером новой постановки, который не исключает, однако, профессионального уровня всех составляющих спектакля, конечно же, охватывает актеров, непосредственно занятых в нем, их коллег по цеху, службы постановочной части, театральных администраторов, “генералитет” ГАРДТ. Но творческий путь всегда тернист и, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского. А искрящийся напиток, коим будут наполнены бокалы первых зрителей сто пятьдесят третьего сезона, уже закуплен!
Елена ПОПОВА.

Бесконечность апреля и любовь нигилиста Базарова Бесконечность апреля и любовь нигилиста Базарова

НА СНИМКАХ: премьера спектакля “Бесконечный апрель” - актеры Айгуль Шакирова, Олег Шумилов и Альфия Кашбуллина; эскиз декораций к постановке “Отцы и дети”.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.


Вернуться назад