Главная > КУЛЬТУРА > "Отцы и дети": масштаб конфликта столь велик, что выплеснулся на подмостки

"Отцы и дети": масштаб конфликта столь велик, что выплеснулся на подмостки


19-09-2014.
 "Отцы и дети": масштаб конфликта  столь велик, что выплеснулся на подмостки

Ровно неделя остается до открытия очередного, сто пятьдесят третьего сезона в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан.

Итак, 26 сентября, в пятницу, состоится премьера спектакля по роману Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети".
...Идут последние репетиции. Рвущийся из закрытых дверей зрительного зала убойный ритм культовой рок-группы Rammstein не оставляет сомнений в том, что время действия "опрокинуто" в сегодняшний день. Нет здесь ни столь привычного для "классического прочтения" романа театрального павильона, светлых комнат, где бы уютно существовали знакомые со школьной скамьи герои, нет тургеневских девушек в костюмах XIX столетия. Есть пустое пространство, залитое белым светом, и черный квадрат, позволяющие режиссеру Петру Шерешевскому фантазировать на заданную автором тему, выстраивать ассоциативные ряды и играть со смыслами.
Есть текст, который звучит так, будто написан сегодня, сейчас, по следам происходящих совсем рядом событий. Сценическая версия романа в данном случае принадлежит самому режиссеру, и завершенный ее вариант появится, вероятно, лишь к премьере, ибо практически к каждой репетиции Петр Юрьевич вносит уточнения, поправки, меняет куски и отрывки местами - чтобы ничего не было пропущено, сказано в проброс, не услышано. Идет настоящий творческий процесс, в который включены, безусловно, и все исполнители. При всем том, создатели спектакля остаются верны классику, предельно бережно относясь к первоисточнику.
В роли Базарова на сцену выйдет совсем молодой актер Руслан Бельский. Перед ним поставлена архисложная задача - сыграть героя, который на смертном одре вдруг начинает вспоминать и оценивать прожитую жизнь, все им сделанное, пережитое, прочувствованное. Чем была его дружба с Аркадием Кирсановым? Любил ли он Одинцову? Был ли, в конце концов, принципиален спор с Павлом Петровичем и существует ли тот самый пресловутый конфликт отцов и детей?
На сценической площадке театральные "отцы" - заслуженные артисты России, народные артисты Башкортостана Владимир Латыпов-Догадов, Александр Федеряев, Владимир Абросимов, народная артистка республики Светлана Акимова - с "детьми" Артемом Аглиулиным, Юлией Тоненко, Анной Бурмистровой, Ириной Ибрагимовой, Вячеславом Виноградовым и Андреем Поведским не конфликтуют. Напротив, ощущается сложившийся ансамбль, сплоченная единой целью команда, участники которой говорят на одном языке.
Говорят о вещах важных, серьезных. Но строят разговор так, что он будет интересен и тем, кто хорошо знаком с творчеством Тургенева, и тем, кто едва об "Отцах и детях" вспоминает (а подчас и знает).
Наверное, после финальных аплодисментов постоянные зрители традиционно будут ждать появления на сцене художественного руководителя ГАРДТ Михаила Рабиновича, а также всю труппу театра. Они обязательно выйдут, но позже, ближе к полуночи, ведь этот премьерный вечер плавно перетечет в... ночь, а точнее "Театральную ночь".
...Поскольку коллектив Русского академического театра не мог остаться в стороне от массовой акции, которая уже во второй раз пройдет по всей республике, параллельно с прогонами "Отцов и детей" идут репетиции некоего массового действа. Масштаб оного на сегодняшний день может оценить, пожалуй, лишь инициативная группа, во главе которой стоит заместитель художественного руководителя театра Елена Кондояниди. И, поддерживая общую концепцию, Русский академический расскажет "на ночь" знакомую всем сказку "Снежная королева", правда, совсем в неожиданном варианте. Приправленная волнующими подробностями и неподражаемым юмором, она вовлечет в свой круг пришедших зрителей - заготовленное количество интерактива, розыгрышей, конкурсов позволит всем желающим на себе испытать прелести и тяготы театрального бытия.
Елена ПОПОВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты репетиции спектакля "Отцы и дети".
Фото Александра ДАНИЛОВА.

 "Отцы и дети": масштаб конфликта  столь велик, что выплеснулся на подмостки

Вернуться назад