Главная > КУЛЬТУРА > "Мы понимаем степень ответственности"

"Мы понимаем степень ответственности"


26-11-2014.
"Мы понимаем степень ответственности"


Сегодня, 26 ноября, Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева отправляется на гастроли в Германию, где представит балет "Лебединое озеро" на музыку Петра Ильича Чайковского. Почему именно "Лебединое", как проходят подобные поездки и о многом другом рассказала автору "Вечерки" художественный руководитель колледжа народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Леонора КУВАТОВА.


- Только что пришла с прогона, - пояснила Леонора Сафыевна, сгоняя с лица усталость и моментально загораясь. - Это всего третий спектакль с новыми исполнителями. Первый прошёл на сцене Башкирского академического театра, второй успели показать в Белебее, и сегодня ребята танцевали в третий раз. Вы знаете, небо и земля! Так выросли - и в технике, и актёрски, стали увереннее, смелее. Спектакль существует давно, сменилось несколько поколений исполнителей, но так получилось, что три года мы его не давали и сейчас ввели совершенно новых учеников. Сегодня я уже почти молчала, микрофон отдыхал. В поездке пройдет минимум пятнадцать спектаклей, по опыту знаю, что где-то к середине гастролей замечаний будет гораздо меньше.
- Почему выбрали именно "Лебединое озеро"? Чья идея и какова история постановки?
- Идея принадлежит прежнему директору Алику Салиховичу Бикчурину. Когда он впервые её озвучил, я пришла в ужас. Поставить "Лебединое" в театре - одно, а поставить в школе... Поначалу это казалось просто фантастикой! С другой стороны, мы изучаем наследие Мариуса Петипа, Льва Иванова, характерные танцы - испанский, русский, польский, венгерский... Всё это есть в балете "Лебединое озеро". Поразмыслив, решила, что не такая уж и безумная идея...
- То есть спектакль не просто для показа, интереса, это часть учебного процесса, часть образовательной программы?
- Безусловно. У нас есть предмет "сценическая практика". Не практикуясь, не научишься танцевать. Чем больше дети находятся на сцене, тем лучше они адаптируются, учатся держать линию (это очень трудно!), ориентироваться в сценическом пространстве, слушать музыку, быть в образе, носить костюмы, отрабатывать сценические движения. Например, просто подать руку партнёру - целая наука. Всё, что проходим в школе, соединяется в спектакле. Классический танец, характерный, историко-бытовой танец, актёрское мастерство, грим, костюмы, манера, стиль, эпоха...
- Считается, что станцевать балерине в "Лебедином" - значит получить аттестат зрелости. Это можно сказать и о солистах, и об артистках кордебалета?
- Совершенно верно. Чем еще привлекает постановка? Во всех театрах, где танцуют наши выпускники, идёт "Лебединое озеро". Это первый спектакль в репертуаре любого музыкального театра. Когда выпускник приходит в профессиональную труппу, ему очень трудно, идет огромный поток информации, нужно освоить репертуар. В "Лебедином" практически везде сохранена хореография Льва Иванова. Специально выбрала хореографию Мариинского театра. Только там - в трех актах; ну а я взяла на себя смелость и сделала в двух.
- По примеру Григоровича?
- Да! Музыкальные купюры тоже как у Юрия Николаевича. Делали это с профессиональными музыкантами, чтобы не резало слух, было грамотно, академично.
- Вы считаете себя ученицей Юрия Николаевича?
- Нет, что Вы! Прежде всего я педагог... Нет, прежде всего я балерина! Это то, что я делала много лет с упоением и счастьем. Когда перестала танцевать, долго переживала, а потом нашла себя в педагогической работе. Так вот, я не балетмейстер, не сочиняю хореографию, могу только перенести её. Так было с "Шопенианой" - тоже вариант "Мариинки", так и с "Лебединым озером". Но у нас получилось коллективное творчество педагогов. Например, с Вальсом в первом акте работала Олия Вильданова. Характерные танцы поставила Айгуль Насырова. Поставила замечательно. Сама яркая характерная танцовщица, она окончила ленинградскую школу. У неё есть вкус, чувство стиля. Эмма Тимиргазина репетировала "лебединые" картины в хореографии Льва Иванова. Людмила Шапкина, Галина Сабирова, Елена Фомина оттачивают технику и образность с солистами.
- Поставить танцы ещё полдела в спектакле, а как же сценография?
- Костюмы мы сочинили вместе с нашей швеёй Любовью Анатольевной Павловой. И сшили их в мастерской колледжа, где всего три мастерицы - зато какие! Они одели весь спектакль. Зрители отмечают удачные декорации. Озеро, говорят, как настоящее. Здесь потрудились театральные художницы, которыми и Григорович восхищается: команда под руководством Фании Низамовой. Они работали в сотрудничестве с Юрием Николаевичем, прошли, можно сказать, школу Вирсаладзе, Чербаджи. Занавес открывается - обязательно аплодисменты. У нас и лебеди плывут, как в старых театральных постановках. За границей это вызывает бурный восторг.
- Леонора Сафыевна, расскажите об исполнителях главных партий!
- У нас три исполнительских состава. Для главных героев по давней традиции выбираем наших выпускников, которые ныне работают в театре ведущими солистами. Скажем, один раз в Германию мы приглашали Гульсину Мавлюкасову и Ильдара Маняпова. Сейчас пригласили Динара Шакирова, Дениса Сибагатуллина, Амину Халикову. Динар работает пятый год, очень вырос, я рада за него. В БГТОиБ ему уже можно доверить партию Зигфрида. Приятно, что выпускники, став солистами в театре, с удовольствием участвуют в наших школьных спектаклях. Ребятишки смотрят на них с восхищением, учатся, подражают - это прекрасно!
- Среди тех, кто ещё учится, есть какие-то особенные?
- Партнерша Динара - Белла Оздоева, наша студентка, очень способная, ярко одарённая. Думаю, у неё большое будущее. Она будет выпускаться ныне у Галины Сабировой, раньше занималась у Людмилы Шапкиной.
- Леонора Сафыевна, чем полезны гастрольные поездки?
- Ребята много раз выходят на сцену, крепнут, набирают мастерство, опыт, меньше волнуются, слышат музыку... Одним словом, адаптируются к своей профессии. Это важно и бесценно. Можно сказать, уезжают учениками - приезжают артистами. Тут, конечно, чувствуется отсутствие своего учебного театра. Он необходим, и мы давно мечтаем о нём. В этих условиях гастрольные поездки - настоящая удача.
- В Германии известны города, где будете выступать?
- Из крупных городов - Франкфурт и Дрезден. В прошлый раз самое интересное было в Дрездене: концертный зал, где мы работали, располагается на той же площади, что и Дрезденский театр оперы и балета. Это даёт потрясающие ощущения.
- Поездка за границу для колледжа в наше время уже не сенсация...
- Но ведь эти ребята едут впервые, для них такой визит, естественно, событие, ответственность, своего рода экзамен.
- Сколько человек отправляется в Германию?
- Сорок два учащихся. Это полноценная балетная труппа. Наш театр 1 декабря в Италию выезжает в таком же количестве. Из взрослых, кроме меня, директор колледжа Олия Вильданова и преподаватель Гульнара Насонова. С нами всегда наш повар. Мы живём в отеле, где есть столовая, и наш повар нам готовит. У нас свой врач, свой звукорежиссёр, поскольку танцуем под фонограмму. Отель очень хороший, в центре Дрездена на берегу Рейна, всегда там останавливаемся.
- Без проблем обходится?
- Обычно всё спокойно. Наши ребята воспитанные, дисциплинированные. Переезды переносят хорошо. До Москвы, потом до Берлина - самолетом, дальше в Дрезден - поездом, по Германии - на автобусе.
- Другие хореографические школы тоже выезжают за границу?
- Это сейчас модно. Многие колледжи со спектаклями гастролируют. За границей такое приветствуется, там любят классический балет, хорошо встречают. Красноярск "Щелкунчика" вывозит, Пермь, кажется, тоже "Щелкунчика". Наши выступления обозначены как фестиваль классического балета. По сути это презентация нашей школы и, можно сказать, республики. Я запомнила выступление главы нашего региона Рустэма Хамитова перед премьерой "Корсара" Юрия Григоровича в Башкирском государственном театре оперы и балета, а также во время Дней Башкортостана во Франции. Рустэм Закиевич сказал, что башкирский балет, сотрудничая с хореографом мирового масштаба, выходит за рамки республиканской и даже российской значимости. Это выдвигает его на мировой уровень. Мне кажется, наш Башкирский хореографический колледж, носящий имя гения танца ХХ века, тоже становится мировым брендом. Мы понимаем огромную ответственность и постараемся оправдать доверие, не подвести.
Беседовала Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: фрагменты спектакля БХК "Лебединое озеро", который прошел на сцене Башкирского академического театра.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.


"Мы понимаем степень ответственности"

Вернуться назад