Главная > КУЛЬТУРА > Родство театральных душ “Туганлыка”

Родство театральных душ “Туганлыка”


11-09-2012.
Родство театральных душ “Туганлыка”

Пятый Международный фестиваль тюркоязычных театров “Туганлык” (“Родство”), проходящий в эти дни в Уфе, стал настоящим праздником для всех его участников.

Зрителям он ежедневно дарит радость встречи с интереснейшими, зачастую уникальными спектаклями. Актерам и режиссерам - новый опыт, общение со старыми друзьями и неожиданные знакомства. К слову, здесь царит атмосфера удивительного единства и взаимопонимания, так соответствующая названию фестиваля. Жюри, возглавляет которое выдающийся режиссер Андрей Борисов, хранит непроницаемое молчание.
Невероятно сложную работу выполняет коллегия критиков во главе с Олегом Пивоваровым, главным редактором журнала “Театральная жизнь”. Каждый вечер отсматривая спектакли не только конкурсной, но и гостевой программ фестиваля, наутро на обсуждении критики делятся своими впечатлениями, раздумьями, сомнениями. И размышления о конкретном спектакле перерастают в размышления о судьбе тюркоязычного театра, театра русского, да и в конечном счете мирового. Необходимость таких аналитических разборов очевидна - она позволяет расположить театр, пьесу в общей системе координат, попытаться определить их место, значение, пути дальнейших творческих поисков.
Главными событиями “Туганлыка” являются, конечно, спектакли. Двадцать одно название видим мы в фестивальной афише. Спектакли идут практически на всех театральных площадках города. Порой зрителям приходится делать мучительный выбор - что же посмотреть сегодня, кому отдать предпочтение? В одном небольшом материале, безусловно, сложно рассказать обо всех уже прошедших спектаклях. Но все же есть сюжеты, события, факты, не поделиться которыми просто невозможно.
Первый конкурсный день поразил и запомнился спектаклем Стерлитамакского государственного башкирского драматического театра “Москва-Васютки”, поставленным Азатом Зиганшиным по пьесе Флорида Булякова. История двух стариков, уже давно покинутых детьми, доживающих свой век на отдаленной заброшенной станции, получила вселенское звучание. Спектаклем “о великом достоинстве прожитой человеческой жизни” назвал его Константин Щербаков, один из самых авторитетных членов коллегии критиков. “Жизни, которая измеряется не днями и годами, не нажитым добром, а сложившимися судьбами детей”, - заметила театровед Галина Вербицкая. И коллегией критиков принято решение обратиться к жюри с просьбой включить эту достойнейшую работу в конкурсную афишу фестиваля.
Спектакль Чувашского государственного театра юного зрителя имени М. Сеспеля “Серебряное войско” режиссера Станислава Васильева стал поводом для рассуждений о природе трагического, о трагедии, создаваемой современным автором на материале народного эпоса. Животрепещущая тема сохранения своего рода, памяти предков, своей национальной культуры, безусловно, прочитывается в этой постановке. Актуальность темы не явилась в данном случае залогом успеха художественного произведения.
В первый же день показан и спектакль “Мусье Жордан и дервиш Масталишах” Гянджинского государственного драматического театра Республики Азербайджан - комедия, поставленная к юбилею М. Ахундова, чьим именем назван театр. Комические ситуации, в которые попадают герои, захватывают зал. Но при этом критик Айсылу Сагитова отметила, что при всей целостности постановки в ней есть ряд серьезных проблем - от исполнения отдельных ролей до деталей сценографического решения.
Не только просмотр спектаклей, но и их обсуждение остро вскрывают проблемы современного театра. На нынешнем фестивале дебютировал созданный всего шесть лет назад Баткенский музыкально-драматический театр Республики Кыргызстан. Психологическая драма “Не будем расстраивать друг друга” в постановке Акылбека Абдыкалыкова вызвала множество вопросов - от эстетических до этических. Поразила, еще до начала спектакля, его тема. Что же происходит с нами, людьми, если дети бросают стариков, сдавая их, как ненужный хлам, в дома престарелых? Неужели даже на Восток, где старость всегда была в почете, ворвался дух черствости и нечеловеческой жестокости? И неутешительный ответ - вероятно, да, если об этом говорят со сцены. В этом маленьком театре, расположенном на границе с Таджикистаном, нет ни одного профессионального актера, что вызвало бурю дебатов в зале обсуждений: институтское образование - это заточение в определенные рамки или, напротив, необходимость постижения ремесла, которое никогда не помешает врожденному таланту и будет открывать все новые горизонты? Не мог не вызвать уважения тот факт, что для участия в фестивале кыргызской делегации пришлось преодолеть на “Газели” три тысячи километров, это четверо суток пути!
Вдохновенную оценку зрителей и критиков получил спектакль Нюрбинского государственного передвижного драматического театра “Богатырь кун кубээдье”. Поставленный Юрием Макаровым в жанре олонхо, он, как и многие фестивальные постановки, основан на мифологическом сюжете и посвящен борьбе первопредков якутов с темными силами. Сергей Яшин, известный московский режиссер, на “Туганлыке” - представитель коллегии критиков, отметил потрясающую ансамблевость постановки, мудрость и духовность исполнителей главных ролей. А главное, прямую связь с современностью - тоску по сильному защитнику, богатырю, готовому выступить за свой народ.
Одну из последних пьес Т.Миннуллина “Сон” представили Татарский государственный театр драмы и комедии имени К. Тинчурина и режиссер Рашид Загидуллин. Мелодраматическая история любви - от светлого начала, первых мгновений счастья до мрачного, в сгущенных красках явленного финала жизни - несет конфликтное противостояние романтического мировосприятия героини, стремящейся к звездам и мечте, и реалистического мировосприятия героя, человека, твердо стоящего на ногах. Но заданное режиссером присутствие Автора, живой оркестр, участвующий в действии, требовало иного, не бытового способа существования.
Гостевой спектакль Сибайского государственного башкирского театра имени А.Мубарякова “Давай поженимся”, поставленный Дамиром Галимовым, - непритязательная комедия положений, которую критик Андрей Ястребов рассматривал по законам этого жанра, не предъявляя к ней завышенных требований. Неприхотливая история поиска мужа по объявлению в газете ориентирована скорее на инстинкты - желание зрителя получить удовольствие от нелепых, смешных ситуаций.
Фестиваль продолжается. Ожидание встречи с настоящим, живым театром остро чувствуется перед началом каждого спектакля. Чтобы было над чем задуматься, чему по-хорошему завидовать, чему удивляться и восторгаться!

Елена ПОПОВА.
НА СНИМКЕ: фрагмент из спектакля “Богатырь кун кубээдье” (Якутия).
Фото Владимира КАРАБАНОВА.

Вернуться назад