Главная > КУЛЬТУРА > Когда театр жив!

Когда театр жив!


15-09-2012.
В Уфе завершился V Международный фестиваль тюркоязычных театров "Туганлык". Подведены итоги и названы победители (хотя, что есть победитель на театре?). Но в памяти вновь и вновь будут всплывать красивые, одухотворенные лица актеров, поразившие в самое сердце сцены из спектаклей, разговоры о судьбах театра, его путях и перепутьях. А потом, при следующих встречах с теперь уже друзьями из Казахстана, Крыма, Турции, Гагаузии, Алтая и многих-многих других стран и республик, эти воспоминания, верится, оживут.

Спектакль Дагестанского государственного Кумыкского музыкально-драматического театра имени Алима Паши Салаватова "Богатая женщина" режиссера Ислама Казиева вызвал множество мыслей и размышлений критиков (заметим, жюри, активно посещавшее на сей раз все обсуждения, хранило стоическое молчание!).
Андрей Ястребов, философ, профессор ГИТИСа (всех регалий членов коллегии критиков перечислить нереально, поверьте!) отметил, что это работа, в которой чувствуется достойная театральная школа. Режиссеру удалось преодолеть обаяние интерпретаций Чехова и Гоголя и предложить самостоятельный эстетический комментарий современной бездуховности. Пьеса азербайджанского драматурга, безусловно, несет отпечаток конфликтов русской классической литературы. Ценность режиссерского видения состоит в том, что он вынес приговор антиморали. При этом многие акценты кажутся слишком навязчивыми. Но постановщику все же удалось организовать в едином смысловом поле гротеск современности и мечтательный идеал каждого из нас о торжестве человеческого духа. Надо отдать должное Андрею Леонидовичу - каждое его вступление было настолько емким и целостным, философски насыщенным, но удивительно доступным для понимания, что в Уфе образовалась целая армия поклонников его, не побоюсь этого слова, творчества.
Неизгладимое впечатление на всех зрителей, без различий степеней и талантов, произвел экспериментальный спектакль Восточно-Казахстанского областного театра драмы имени Жамбыла "Поскольку человеком я зовусь". Его поставил Рустем Есдаулетов, режиссер, с которым в Казахстане связывали большим надежды. Его работы получили высокие оценки специалистов на разных фестивалях. В тридцать два года он трагически ушел из жизни. И этот показ актеры театра посвятили ему. Спектакль этот - о тех мучительных страхах, сомнениях, терзаниях, которые настигают людей в момент, когда в кромешной тьме вдруг загорается огонь! Огонь света, знания, человечности. И как тяжело бывает решиться пойти за этим огнем. Ведь во тьме удобнее, легче, проще. И мгновенно вспоминается Мустай Карим и его Прометей. Как же сложно сделать этот шаг навстречу новому, навстречу Человеку! Живущие в непроглядной черноте, зыбучей глине люди боятся воды. Но, как точно и тонко заметила критик Галина Вербицкая, лишь только герои погружаются в эту воду, они совершают акт омовения, очищения, не только физического, но и духовного. И встречаются с самими собой. И рядом вдруг оказывается другой человек. И они идут по шаткому мосту, раскачивающемуся, как колыбель - потому что Человек родился.
Достойно в афише фестиваля смотрелся спектакль Уфимского государственного татарского театра "Нур" "История одного недоразумения", поставила который Ольга Смирнова. Сожаление критиков вызвал факт, что попал он лишь в гостевую программу (кстати, после первого "гостя" - Стерлитамакского спектакля "Москва-Васютки", поразившего выдавших виды критиков, язык не поворачивается назвать ее "программой-off"). Но стилистика спектакля, его форма, равно как и актерские работы, несомненно, не могли быть не отмечены. И как приятно, что у нас, уфимцев, которые не смогли попасть на этот спектакль во время "Туганлыка", еще будет возможность увидеть историю, когда в самый обычный день на центральной площади города вдруг появляется памятник самому обычному дворнику. И задуматься над тем, что такое добро...
Еще один уфимский спектакль - "Старший сын" Национального Молодежного театра имени Мустая Карима режиссера Ильнура Муллабаева, также участника гостевой программы, был положительно оценен театральными критиками. И действительно, прав Константин Щербаков, заметивший, что главное о своем времени сказали Александр Вампилов и Александр Володин, и они уже стали классиками. И в спектакле нашей "Молодежки" вампиловская тема звучит очень мощно.
Ну а спектакль "Затмение" Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, поставленный Айратом Абушахмановым по великой пьесе Мустафы Сафича Каримова "В ночь лунного затмения", стал одним из фаворитов конкурсной афиши "Туганлыка". Споры и размышления о заимствовании художественных приемов в искусстве, степень цитирования и уровень осмысления и собственное отношение к использованным цитатам, конечно же, имели место быть на обсуждении. Председатель же коллегии критиков Олег Пивоваров высказал мысль о том, что все в искусстве когда-то да было, а эта работа Башкирского театра вписывается в общий контекст театрального искусства.
Были спектакли, от которых, памятуя о прошлых встречах, ждали большего. До сих пор мы вспоминаем о трагедии "Макбет" Крымско-татарского академического музыкально-драматического театра. И, конечно же, на этом фестивале ждали не менее яркого художественного высказывания. Однако драма "Аслыхан" режиссера Рината Бикташева стала яркой лишь внешне. Большая поэзия Эшера Шемье-заде не нашла адекватного способа сценического воплощения. Драма обернулась мелодрамой, - заметила в своем анализе театровед Айсылу Сагитова. И возникла бурная, эмоциональная дискуссия о том, что спектакль ставится не для критиков, а для зрителей, а зрителям нравится! В данной ситуации теоретики и практики театра были примирены режиссером Сергеем Яшиным, стоящим на "Туганлыке" в рядах представителей критической мысли. Вообще все выступления Сергея Ивановича, четверть века бывшего у руля Московского театра имени Н.В.Гоголя и по воле чиновников без объяснений причин освобожденного недавно от занимаемой должности (думаем, феноменальная в своей ненормальности ситуация с одним из ведущих столичных театров, напоминающая скорее рейдерский захват, знакома вам, уважаемый читатель!), наполнены неподдельными переживаниями о судьбе русского театра, что всякий раз находит живой отклик в зале.
Потому не может и не должно быть оппозиционного противоборства создателей театрального произведения и его профессиональных зрителей - критиков. Ведь все они делают одно общее дело, верно служа Театру, бережно сохраняя его идеалы и традиции в наше слишком непростое время. А то, что театр жив, лучше любых слов доказывают спектакли "Туганлыка". И разговор о них мы еще продолжим.

Елена ПОПОВА.

Вернуться назад