Главная > КУЛЬТУРА > Башкирский академический выбрал путь куртуазного "мольеризма"

Башкирский академический выбрал путь куртуазного "мольеризма"


21-03-2015.
Башкирский академический выбрал путь куртуазного "мольеризма"

Сегодня в Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури заглянет, не удивляйтесь, читатель... сам Жан Батист Мольер. Заглянет, дабы самому увидеть реакцию публики, уже в каком-то смысле отвыкшей от того, что на этой сцене ставят западную классику... Тем более - комедию господина де Мольера!

Впрочем, последнее время тщательно завитой парик великого драматурга частенько мелькает в кулуарах БАТД: мэтру любопытно, что нового в "мольероведении" могут сказать "академики", на чьей сцене наш земляк - режиссер Искандер Сакаев ставит спектакль по пьесе Жана Батиста "Скупой". Кстати, перевод с русского на башкирский осуществил исполнитель заглавной роли - народный артист России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, доцент Уфимского государственного института искусств Хурматулла Утяшев. Причем это не первый случай, когда Хурматулла Газзалеевич, образно говоря, берется за перо... Что же касается самого постановщика, то он тоже делал "перевод" знаменитой пьесы, о чем свидетельствует в том числе и строчка в новехонькой программке: "Музыкально-пластическая партитура и сценическая редакция текста - Искандер Сакаев".
И если быть последовательной, то на язык сценографии и изящества костюмов, стилизованных под век восемнадцатый, все это "перевел" художник Альберт Нестеров. Ну а в качестве прямых помощников, как я понимаю, подвизались в процессе переноса мольеровского сюжета на подмостки БАТД танцмейстер Сулпан Аскарова, а также специалист по свету, создавший очень сложную "партитуру", Илшат Саяхов.
"Скупой" любит наши подмостки. Я помню версию режиссера Игоря Черкашина и художника Владимира Королёва, воплощенную на сцене Государственного русского драматического театра Стерлитамака, и помню также спектакль итальянца Паоло Эмилио Ланди (сценография и костюмы - Маттео Сольтанто) - в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан. И это не предел, потому как материал настолько актуален, что реплики и монологи героев и доныне "стреляют" в тебя со снайперской методичностью. Другой вопрос, о чем ставил "Скупого" Искандер Рауфович, но... Об этом мы, во-первых, сегодня же узнаем; а во-вторых, у меня есть устойчивые подозрения на предмет того, что режиссер, уже имеющий сложившиеся почерк и манеру "письма", вновь пошел нетривиальным путем, "препарируя" и собственно "организм" БАТД, и стандарт существующего мышления - на театре вообще, в стране, в головах обывателя, в конце концов... Сакаев талантлив, импульсивен, эмоционален, но разумом при всей своей горячности в процессе репетиции он обладает холодным. Умеет все взвесить и оценить. Думаю, и выбор на роль Гарпагона Хурмата Утяшева, с которым Искандер уже делал "Царя Эдипа", удостоенного весьма лестных отзывов критиков (в частности, москвички Ирины Леонидовны Алпатовой), анализировавших спектакли на последней "Театральной весне", не случаен. Ему нужен был умный, яркий актер, способный поломать свою природу, не бояться быть на сцене некрасивым, жалким или смешным, а может, и одно, и второе, и третье одновременно... А Утяшев, набравший "массу тела", из таких. Добавлю - 27 марта, в Международный день театра, он вновь будет играть роль Гарпагона - в бенефисном спектакле, приуроченном к своему юбилею.
И ещё. Воздушно-куртуазная пена воланов, манерные мушки, насурьмленные брови, искусственный румянец напомаженных щёк, туфли с пышными бантами - всего этого на сегодня в театре в избытке. В спектакле занята чертова дюжина актеров (даже с учетом игры в паре) - и все интересны, необычны и... держатся, бедолаги, из последних сил. Непросто работать в новой для себя манере. Но возможно. И еще как возможно. Господин де Мольер кивает мне в ответ на это заявление. Всем удачи. И - ни пуха ни пера!

Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: Искандер Сакаев (в центре) с артистами, занятыми в спектакле; такой роли у Хурматуллы Утяшева еще не было.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Башкирский академический выбрал путь куртуазного "мольеризма"

Вернуться назад