Главная > КУЛЬТУРА > Щедрый на открытия «Скупой»

Щедрый на открытия «Скупой»


27-03-2015.
Щедрый на открытия «Скупой»

Не устаю поражаться тому, сколь "всеядна" актерская натура в человеке, которому дан свыше дар лицедейства. Поясню, о чем веду речь: любой факт своей судьбы (или в ином случае скромнее - биографии) личность, облеченная властью... над зрительным залом, способна превратить в факт творчества. И каждый случай, день, движение души, состояние, эмоция, которые актер запомнил, сохранив в глубинах необычной кладовой, дают ему толчок, какую-то особенную краску к созданию великой роли, а может, просто интонации для реплики в спектакле, бывает, впрочем, ключевой... Но это только при условии, что мы имеем дело с подлинным талантом, что тот, кого Создатель при рождении перстом коснулся, не огорчил Его, направив Богом данное во благо...

Хурматулла Утяшев, актер Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, который сегодня, в день своего бенефиса, выйдет к любимому зрителю в роли Гарпагона, - из числа тех носителей столь непростой профессии, каковые относятся к категории мастеров. И это - выстраданное звание, поскольку ничего на сцене ему не давалось просто, и никто не убедит меня в обратном. Изначально обладая великолепным комплексом, имею в виду фактуру, рост, выразительное лицо, богатые тембральные краски, казалось бы, он обречен играть героев: людей со статью, "памятники" историческим фигурам, тем более с учетом того, насколько востребованы оные на подмостках флагмана национального искусства. Но... Хурмат Утяшев преодолел "болезнь" такого рода, выйдя на абсолютно иной уровень сценического существования. И роль в спектакле "Скупой" по знаменитой комедии Жана Батиста Мольера, ставшая подлинным подарком к юбилею мэтра, есть прямое тому доказательство. Равно как и образ Царя Эдипа, явившего нам абсолютно нового Утяшева - познавшего мученическое страдание, боль, которую подавить тяжело, но он и с этим справился, преодолевшего себя и возродившегося для уготованной ему судьбою миссии, аки птица Феникс из пепла...
... В нем всегда жила тоска по характерности, в чем убеждает меня галерея созданных им портретов людей, в чем-то смешных, подчас с ярко выраженной чудинкой, если не сказать - странностью. Некогда он восхитил меня тем, что замечательно отработал в капустнике, задуманном и осуществленном знаменитой троицей хохмачей из БАТД: Амиров - Гафаров - Зиганшин. А значит, сей порыв к смешному, точнее - через смешное рассказать о ком-то уязвленном, обиженном и даже одиноком - угнездился в его сердце, побуждая к созданию образов, любимых залом ничуть не меньше, чем бунтарь Макмерфи из спектакля "Пролетая над гнездом кукушки" по роману Кена Кизи. Тем, кто не знает, скажу: за эту роль народный артист России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, педагог - доцент Уфимской государственного института искусств Хурматулла Утяшев был номинирован на Национальную театральную премию "Золотая Маска". И ради нее он наголо обрил голову, тем самым на какое-то мгновение лишив дара речи ничего не подозревавших коллег, игравших с ним на московской сцене. И это далеко не единственная и не самая главная "жертва", которую Утяшев может принести на алтарь искусства. Чтобы это понять, достаточно увидеть очередную работу Хурматуллы Газзалеевича, опять разительно изменившегося, теперь уже для воплощения мольеровского образа.

Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: эти разные-разные роли Хурмата Утяшева.

Щедрый на открытия «Скупой» Щедрый на открытия «Скупой» Щедрый на открытия «Скупой» Щедрый на открытия «Скупой» Щедрый на открытия «Скупой» Щедрый на открытия «Скупой»

Вернуться назад