Главная > КУЛЬТУРА > Дойти до точки золотого сечения

Дойти до точки золотого сечения


7-04-2015.
Дойти до точки золотого сечения

От Уфы до Казани - без малого шестьсот километров. Путь долгий, но нескучный, когда на гастроли отправляется целый актёрский коллектив. На передних креслах - солидные авторитеты Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. Ближе к автобусному хвосту - неугомонная молодёжь, увлечённая либо интеллектуальной викториной, либо озорной убойной “Мафией”.

На въезде в столицу Татарстана этот кортеж, уже плотно сбитый за десять часов гастрольного пути в единое целое, перекрывает... театральный сюрприз: навстречу уфимским друзьям с цветами, угощением, радостными улыбками и знаковым “кыз урлау” - умыканием Нурии Ирсаевой, которая на всё время казанских гастролей становится специальной гостьей Фарида Бикчантаева - главного режиссёра Татарского государственного академического театра драмы имени Галиаскара Камала. Что, впрочем, совершенно не изолирует её от остальных уфимцев: уже наутро открытия гастролей она появляется в студии радиоканала “Булгар”.
Сразу и не поймешь, почему казанские радио- и телеэфиры канала ТНВ пролетают в одно мгновенье, длятся они при этом хоть час, хоть поменьше... Не объяснят вам того ни худрук БАТД Олег Ханов, ни артисты Хурматулла Утяшев и Ильсияр Газетдинова, ни Ильсур и Гульнара Казакбаевы, ни другие приглашённые в студию уфимцы, вещавшие от имени Башкирского академического. Такая вот загадка особенного гостеприимства татарских масс-медиа. Так что к моменту начала гастролей Казань услышала, увидела и осознала, что уже в который раз приехал такой любимый, почти родной, долгожданный коллектив, умеющий доставить радость, потрясти, поразить...
...Нужно ли удивляться тому, что в зале Татарского государственного академического театра драмы имени Галиаскара Камала не было ни одного свободного места? Неприхотливое любознательное студенчество рассаживалось прямо на прилегающих к сцене ступеньках, почти вливаясь в действующий актёрский состав открывающей гастроли музыкальной комедии “Шауракэй” по произведению Мухаметши Бурангулова (режиссер Айрат Абушахманов).
Немногословное, но какое-то особенно душевное торжественное открытие с приветствием заместителей министров культуры обеих республик и ведущих актёров двух театров - с цветами, словами искренней радости и дружбы - стало началом насыщенной гастрольной недели уфимцев в столице Татарстана.
Стартовав знаковым спектаклем из своего репертуара, театр начал великую гастрольную вахту в Казани. Второй день сулил зрителям встречу с ранее не бывавшими на гастролях в их городе постановками - “Женской сюитой” Туфана Миннуллина (режиссёр Ильсур Казакбаев) и мелодрамой “Прости меня!” Игоря Германа (режиссёр Олег Ханов).
Известно ли вам, сколь велика мера ответственности тех, кто решился играть спектакль по пьесе татарского драматурга на сцене главного театра братской республики? Что скажет заполнивший зал зритель и строгий критик, не пропускающий ни одной уфимской постановки? Успех “Женской сюиты” превзошёл все ожидания: зал ронял слёзы и смеялся, с восторгом следил за романтической геометрией стремительной сценической жизни героинь ... А театроведы с увлажнившимися от нахлынувших чувств глазами говорили о новых способах прочтения смыслов и подачи текстов не просто хорошо знакомого, но родного для Казани автора и его произведения.
Начавшись “Женской сюитой”, второй гастрольный вечер завершился в полночь: Камерная сцена представила проект, в основу коего легла мелодрама Игоря Германа “Прости меня!” Вот тут-то мне и довелось увидеть Малый зал Театра имени Галиаскара Камала, переполненный неравнодушным зрителем, готовым несмотря на поздний час сопереживать троим героям германовской пьесы. Глядя на успевших за полчаса после “Женской сюиты” перевоплотиться в персонажей другого рода мыслей, жанра и поведения Сару Буранбаеву и Милену Сираеву, я думала о том, что подмостки для истинного артиста - благословенное место. Пока актер на них - он неутомим и бесстрашен: ни силы, ни вдохновение не оставят его.
Третий гастрольный день 5 апреля сулил встречу с “Черноликими” Мажита Гафури и “Жанной” Ярославы Пулинович. Завершив постановочную работу в Оренбурге, поспешил в Казань режиссёр обоих спектаклей Айрат Абушахманов. Перевернуть сцену, чтобы публика, занимая тесно составленные в её глубине триста мест, внимала разворачивающейся на всем пространстве зрительного зала трагедии “Черноликих” - это уже привычный для Уфы постановочный приём. Для Казани же - не просто новинка, а культурный шок. Следует ли удивляться тому, что спектакль вызвал живейший интерес весьма подготовленной театральной аудитории и представителей актёрского братства. Конечно, это был целиком абушахмановский день - начиная с “Черноликих” и продолжаясь “Жанной”...
Что дальше? Ажиотажное ожидание следующего дня, на который объявлен спектакль, несколько лет собирающий полные залы в Уфе и вызывающий интерес у принимающей стороны, - “Цена счастья”. Кстати, он - своего рода кульминация казанских гастролей, их точка золотого сечения.

Гузель ГАЛИМОВА,
Казань,
специально для “Вечерней Уфы”.
НА СНИМКАХ: фрагмент открытия гастролей; встреча на подъезде к Казани.
Фото Альберта НЕСТЕРОВА.

Дойти до точки золотого сечения

Вернуться назад