Главная > КУЛЬТУРА > Страна волшебная - балет

Страна волшебная - балет


12-06-2015.
Страна волшебная - балет

В воскресенье, 7 июня, Отчетным концертом в ГКЗ “Башкортостан” поставили точку в восьмилетнем обучении артисты балета классического отделения Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева.
Большая сцена залита жарким светом софитов и практически до предела заполнена молодыми артистами, где-то в темноте рукоплещет зал, плавно падает занавес, укрывая подмостки, еще мгновение - он касается пола... “Ура!” Сродни взрыву - все выплескивающиеся в это мгновение эмоции, что копились и нагнетались последние недели.


“Ура!” Танцовщики кидаются к педагогам: “Спасибо! За науку, за терпение!” Тем временем на сцене уже яблоку негде упасть, каждый спешит поздравить героев вечера. Фотовспышки, цветы, слезы, смех... “Ура!” Завершился еще один учебный год в хореографическом колледже.
- Все молодцы, поздравлю! А ты про себя всё сама знаешь, - Леонора Куватова обращается к девочке в белой пачке. - Самая большая победа - победа над собой. В этой профессии предела для совершенства нет. Впрочем, и говорить об этом можно бесконечно. Всё позади! Платье-то красивое для выпускного вечера есть?
- Да! - отвечает артистка и обнимает художественного руководителя. Она все еще чувствует себя ученицей...
Двадцать один артист вышел в мир большого классического балета. Действительно, позади остались восемь лет учебы, экзамены по общеобразовательным предметам и профильным дисциплинам. Увенчал этот марафон выпускной концерт.
Перед началом в фойе царило особое оживление. Родственники, друзья, педагоги с цветами спешили в зал занять места. Гостей встречала директор колледжа Олия Вильданова.
- Мы все невероятно волнуемся, - признается Олия Галеевна. - Сегодня у нас премьеры. Сложные. Два номера посвящены 70-летию Великой Победы. И в финале сюрприз подготовили.
Традиционно вместе с выпускниками в “отчётнике” выступают все воспитанники. Начали вечер учащиеся младших классов торжественной мазуркой.
Первое отделение явило имперский дивертисмент из балета “Пахита” на музыку Людвига Минкуса и Риккардо Дриго. Лучшей проверки на прочность, чем исполнить хореографию Мариуса Петипа, и не придумаешь. Вершина классического русского балета, виртуозность плетения кружевных па в вариациях, стремительные туры, высокие поддержки, причудливые ансамбли - вот где можно показать, чему научился. В партии Пахиты выступила выпускница колледжа Бэлла Оздоева, дипломант Всероссийского конкурса молодых исполнителей. Ее партнером стал солист Башкирского государственного театра оперы и балета Динар Шакиров.
Получился своеобразный одноактный балет, выгодно показывающий умения разных учеников: классическое па-де-де главных героев, па-де-труа (Мария Стрельцова, Ольга Цветкова, Тагир Тагиров), сольные номера, так называемые двойки - Виктория Толмачева и Елена Данилова, Инна Авдеева и Софья Артемова, Регина Абдюшева и Разиля Мурзакова, пять вставных вариаций в исполнении учеников старших курсов.
Подобный большой номер закрыл концерт - это была “Арлекинада” на музыку Риккардо Дриго для четырех солистов и кордебалета. Оба номера поставил заслуженный артист России Юрий Бурлака. Профессор Московской государственной академии хореографии был специально приглашен в Уфу для работы. Юрий Петрович известен как реставратор классических балетов, и для юных артистов стало настоящим подарком участие в этих номерах и работа с мэтром. А публика по достоинству оценила и класс мастера, и танец учеников.
Кроме “Арлекинады” во втором отделении классику представили выпускница Регина Абдюшева и уже упомянутый Динар Шакиров, исполнив па-де-де из балета Петра Ильича Чайковского “Спящая красавица”. В роли легендарного “Умирающего лебедя” Сен-Санса - Фокина показалась Бэлла Оздоева. Лихо и задорно Ольга Цветкова и Ильдар Ибраев станцевали па-де-де из “Пламени Парижа” Асафьева - Вайнонена.
Пленительными одалисками порхали по сцене Адель Мигранова, Мария Переменщикова, Екатерина Кувардина, Татьяна Краснокутская, Елена Данилина, представляя фрагмент из “советской” классики - балета “Тысяча и одна ночь” азербайджанского композитора Фикрета Амирова.
Несомненное достоинство отчетных концертов - здесь можно увидеть питомцев БХК с разных курсов. Так, особо обратили на себя внимание второкурсники. Например, запомнился легкий, “прыгучий” Арлекин Тагира Тагирова из “Арлекинады”. Разиля Мурзакова лихо скрутила тридцать два фуэте, чем восхитила зрителей и приятно удивила педагогов.
Поддержали друзей учащиеся народного отделения. Зажигательный танец “Маламбо” подарили всем первокурсники, лауреаты Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов Сергей Боссет и Ильяс Фазлыев. А затем вместе с остальными учениками-народниками исполнили “Флотский танец”. Оба номера поставил их педагог Ильнур Аюпов. Зал ликовал!
Современную хореографию продемонстрировали Инна Авдеева и Глеб Алферов, “рассказав” историю одного портрета. Артем Осипов философствовал в хореографии Ролана Пети. Его задумчивый акробатический этюд “Мертвые листья” тепло приняла публика.
К слову о публике. Вы, дорогой читатель, конечно, понимаете, что зал в воскресный вечер был особо расположен к выступающим. Для родителей, родственников, друзей подобный концерт - настоящий праздник, они не скупятся на аплодисменты и крики “браво”... Но в этот особенный вечер случилось подлинное потрясение, когда та самая публика затихла, словно став одним целым, боясь вздохнуть, спугнуть магию, вершащуюся на подмостках...
Два хореографа, два номера, два призыва... Речь о тех номерах-посвящениях Великой Победе, за которые волновалась госпожа директор в начале представления.
...Вечные темы музыки Альфреда Шнитке - страдание, предательство, преодоление смерти - волнуют и вдохновляют молодого хореографа Саръяна Сулейманова. Не первый раз он обращается к произведениям этого загадочного композитора (любители балета наверняка вспомнят дебютную миниатюру Саръяна под названием “Безумие” на сцене БГТОиБ). Номер отчетного концерта “Отголосок памяти” рассказывает о последних минутах жизни солдата, когда он в бреду вспоминает свою любимую. Два человека, опаленных войной, без будущего, встречаются в последний раз... Трагизм в том, что это лишь плод воображения солдата. В музыку, драматичную до невозможности, вплетаются то острые, ломкие движения, то полные чувственности поддержки. Встреча-порыв, встреча-крик, встреча-отчаяние, встреча-разлука - то, чего быть не может. Екатерина Хлупнова и Ян Валеев полностью растворились в образах и заставили сидящих в зале поверить, проникнуться происходящим настолько, что, даже когда номер завершился, они не сразу очнулись...
Другой номер создал для воспитанников колледжа Ринат Абушахманов. Этот хореограф уже хорошо известен своими большими балетами, но особое место в его творчестве занимают философские малые формы. “Танго смерти” на музыку Карла Дженкинса исполняют как учащиеся младших классов, так и старшекурсники. Яновский концлагерь подо Львовом, где страшнейшие преступления против человечества свершались с особым цинизмом - под музыку, которую исполнял оркестр узников. Музыканты играли разные произведения, но свидетели тех событий упорно говорили о некоем Танго смерти. От подлинного танго осталось лишь восемь тактов, по которым трудно восстановить мелодию. В наши дни народная молва почему-то нарекла так одно из произведений современного английского композитора. “Палладио” Карла Дженкинса, по сути, стилизация на музыку времен Вивальди. Но ее экспрессия, пряность, захлестывающая эмоциональность поднимают в душе целую бурю чувств. Ринат Абушахманов предложил зрителю свою версию. Лагерь, узники в робах, нарастающий ритм, вводящий в транс... Перед расстрелом рубахи нужно снять - кто следующий? Пульсация музыки, взрывы, сполохи движений... Давным-давно развеялся пепел, в голубом небе беспечные облака, на улице резвится детвора, кто-то дурачится, кто-то дарит любимой девочке пряник. Кто-то играет в “войнушку”. Миг - и это уже не игра. Снова круг заключенных, трансовый ритм... Словно сквозь года тянутся руки невинно убиенных: “Люди, помните!” - говорят они... Помнить, чтобы не забыть, помнить, чтобы не повторилось!
...Зря волновалась Олия Галеевна - сюрпризы удались! Последний подарок выпускникам - трогательное видео, где за пару минут пролетела вся их ученическая жизнь. Фотографии запечатлели нынешних уже артистов еще совсем малышами: первые уроки, первые выступления, репетиции, гастроли, концерты, веселая школьная жизнь (к слову, идея принадлежит директору колледжа). Зал аплодировал, но громче всего аплодисменты и радостный смех раздавались из-за кулис, главные зрители этого номера находились именно там.
Действительно - артисты! Они показали владение классическим танцем, артистическое дарование - глубину проникновения в образ. Они ведут за собой в волшебный мир пластики всех, кто готов идти за ними. И не просто так первые слова они говорят педагогам там, за кулисами, после концерта. Олия Вильданова, Леонора Куватова, Галина Сабирова, Эмма Тимергазина, Елена Фомина, Вячеслав Журавлев, Резида Халикова, Гульнара Насонова, Айслу Панина, Надежда Бирюкова и многие другие - незабываемые, ставшие родными, больше, чем учителя. Так устроена эта профессия: артист балета всю жизнь остается учеником. Пусть теперь занятия станут проходить не в родном колледже, но они будут. В ближайшее время выпускники отправятся в театры Екатеринбурга, Ростова, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и, конечно, Уфы. Мы будем стараться отслеживать их успехи. Ну а через год снова придем на отчетный выпускной концерт, чтобы удивляться и восхищаться уфимской балетной школой.

Инна СЕРГЕЕВА.
На снимках: финальные поклоны; сцена из номера “Танго смерти”; Па-де-труа из балета “Пахита” - Мария Стрельцова, Тагир Тагиров, Ольга Цветкова.
Фото Рифата ВИЛЬДАНОВА.


Страна волшебная - балет Страна волшебная - балет


Вернуться назад