Главная > КУЛЬТУРА > Иду на "Грозу"

Иду на "Грозу"


3-10-2012.
Иду на "Грозу"

- Ты зонтик дома оставила, а на улице такая гроза страшная!.. - обеспокоенная мама позвонила абсолютно не ко времени.
- Ладно, у меня тут своя "Гроза"! - буркнула я в трубку и, отключив "мобильник", спрятала его в портфель.
- Гроза! - Карина Ярмеева, исполнительница роли Катерины, ждала громового раската и медлила с репликой.
- Гроза! - режиссер Ирина Зубжицкая строго глянула в сторону команды, отвечающей за звук.
В этот момент над сценой громыхнуло нешуточно, в зале запахло озоном, и в партер НМТ хлынул воздух, то есть то, чего в последнее время катастрофически не хватало в театральном пространстве нашей республики.


Не стану лукавить, представления, во всяком случае законченного представления о спектакле "Гроза", который по пьесе Александра Островского ставит в Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима режиссер Ирина Зубжицкая (Санкт-Петербург), я пока не имею. В понедельник побывав на вечерней репетиции, увидела лишь черновой, с остановками прогон второго акта. А это не есть основание для рассуждений о работе, с коей публика познакомится 6 и 7 октября (именно в эти дни НМТ премьерой "Грозы" открывает двадцать третий театральный сезон). И в то же время не могу не сказать о том, что это сумеречное при свете "дежурки" бдение в практически пустом зале вселило в меня надежду. Надежду на то, что нас ожидает, скажем так, факт искусства. Нас ожидает спектакль, о котором, возможно, будут много спорить, говорить, отмечая актерские работы, сценографическое решение (художник Елена Авинова, Киров), костюмы (Екатерина Андреева, Санкт-Петербург)... И конечно же рассуждать о режиссерском замысле, поскольку Ирина Валерьевна коснулась темы, весьма и весьма значимой во все времена. Я говорю о природе греха, а эта тема, как считает Зубжицкая, судя по одному из интервью с ней, сегодня мало востребована. И, думаю, подтверждением ее "исследования" станет многое из того, что ужасает нас в нынешней жизни.
Но, повторюсь, не могу со стопроцентной убежденностью утверждать это, поскольку не видела первого акта и сужу лишь по второму, финальный монолог Катерины в котором произвел на меня ошеломляющее впечатление. Я очень рада за Карину Ярмееву, которая долго шла к этой роли. Актриса показалась мне абсолютно убедительной, покорив меня простотой, безыскусностью высказывания, что, собственно, и есть настоящая правда.
Мне чрезвычайно интересно было следить за Линаром Ахметвалиевым, который буквально препарирует азиатчину натуры Дикого; за молодым актером Дмитрием Гусевым, в чьем исполнении Кулигин становится человеком абсолютно нашего времени... Вообще, они все привлекают внимание - Кабаниха Людмилы Воротниковой, Борис Андрея Ганичева, Варвара Лады Николаевой, Кудряш Салавата Нурисламова, тоже, кстати, воплощение безудержной азиатчины, Тихон Дамира Кротова, обезумевшая Барыня Любови Никитиной, Феклуша-странница Александры Комаровой, служанка из дома Кабановых Глаша Иванны Калмыковой... В спектакле занята основная часть русской труппы НМТ, поддержанная юным людом из башкирской. Скажу больше, композитор Ришат Сагитов, отвечающий за музыкальное оформление спектакля, тоже получил в нем маленькую роль. Какую? Узнаете, придя на "Грозу", на которую я пойду совершенно точно. Добавлю лишь, что это не первый актерский опыт завмуза Национального Молодежного. А еще в постановочную команду входит хореограф Ярослав Францев, о котором не раз писала "Вечерка".
Вот, собственно, и все, что я имею право сказать вам о спектакле за три дня до его премьеры. Об остальном можно говорить только по свершении факта. К упомянутому же выше пока могу добавить, что имя Ирины Зубжицкой хорошо знакомо жителям Стерлитамака, поскольку в Государственном русском драматическом театре второго по величине города Башкортостана она поставила спектакли "Странная миссис Сэвидж" по пьесе Джона Патрика и "Правда хорошо, а счастье лучше" по пьесе Александра Островского. Публике Уфы режиссер Зубжицкая известна благодаря гастролям Нижегородского театра "Зоопарк" (на сцене НМТ), который привез две постановки Ирины Валерьевны - "Что случилось в зоопарке" по пьесе Эдварда Олби и "М-П" по мотивам повести Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки".
...Я почти не слышу того, что поднявшаяся на сцену Зубжицкая говорит актерам. Но это не суть важно, поскольку гораздо значимее для меня то, насколько уверена Ирина Валерьевна. Я чувствую: концепт сложился, он выстроен, готов и существует не гипотетически, а уже приобрел открывшуюся моему взору форму. Не знаю, смогут ли исполнители держать ее, сохраняя то, что требует от них режиссер, который после премьеры уедет из Уфы. Но пока все подчинено диктату постановщика, и я как зритель тоже отдаюсь во власть его воли, мучительно вслушиваясь в текст Катерины: "Руки крестом... Руки ведь сложат крестом?" Кажется, так или чуть иначе... Впрочем, главное в другом - оставшись без креста нательного, она все думает о том, ЧТО защитит ее за гранью жизни.
..."Душа-а моя прегрешна-а-я, что не пла-а-чешься? Ты пла-а-чь, душа, ры-ы-дай все-егда, тем уте-ешишься..." - я тихо покидаю зал, а вдогонку мне все летит-звенит этот голос, разрывая сердце и морозом сковывая дыхание... И у меня уже нет сил ему сопротивляться, но все же я нащупываю дверь и выхожу на улицу - под дождь и грохотание октябрьской грозы...



Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты репетиции - исполнительница роли Катерины Карина Ярмеева; Ришат Сагитов, Ирина Зубжицкая, Лада Николаева и Линар Ахметвалиев.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.


ДОБАВИМ...
В минувшее воскресенье мы побеседовали с художественным руководителем Национального Молодежного театра РБ Мусалимом Кульбаевым, и предметом нашего общения стали планы на очередной театральный год, включающие премьеры, поездки на различные фестивали, в том числе и на "Мост дружбы" - Международный фест, столь успешный для НМТ ("ВУ" писала о победе на нем спектакля "Ночевала тучка золотая"), а также уже воплощенные на стыке сезонов проекты. Такие, например, как сценическая версия пьесы Ульриха Хуба "У ковчега в восемь", которая пользуется большим успехом у зрителей. Напомню читателю и о том, что летом нынешнего года в НМТ сменился директор. Теперь Молодежный возглавляет Геннадий Мокшаев, имя которого долгие годы было связано с ГАРДТ.
Впрочем, к разговору о новых людях, трудах, днях и планах Национального Молодежного театра Республики Башкортостан мы еще вернемся.

Вернуться назад