Главная > КУЛЬТУРА > Большой подарок для больших талантов и трудяг

Большой подарок для больших талантов и трудяг


11-10-2012.
Большой подарок для больших талантов и трудяг

Да, это стало настоящим подарком. Маленькие музыканты своим неустанным трудом, стараниями любимых педагогов заслужили право играть с большим оркестром на Большой сцене - в родной республике, в родном городе. Подарок был приурочен к старту торжеств, связанных с сорокалетием Среднего специального музыкального колледжа. И сделали его ребятам взрослые - артисты Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан.

Дети в ССМК особенные. На программке концерта с солистами, а речь об учениках колледжа, значится “научное” слово - “профилированное” (наверное, это нововведение инновационных изысканий какого-нибудь спеца от образования). И данный “профиль” для питомцев колледжа - музыка. Вещь на сегодня, как, в общем-то, и всегда, непростая (расслоение внутри любимого многими искусства сейчас самое невероятное: рок, поп, фолк, джаз; музыка электронная и электроакустическая, танцевальная и фоновая; авангард, модерн, постмодерн и так далее, и тому подобное). Непростая и потому, что для профессионального обучения в рамках столь объемной “дисциплины” будущему исполнителю приходится потратить одиннадцать лет начального и среднего периода, а ещё лет пять в консерватории. Посчитали? То есть не меньше шестнадцати лет. А дальше, возможно, и аспирантура, и диссертация... А за инструментом такие ребята должны проводить каждый день и по многу часов. Да, собственно, без того ясно, что музыка - искусство, требующее от человека многого. Борис Пастернак писал: “Искусство требует человека целиком”. Это ли не сложность? Кроме того, пределов познанию нет, а уж в искусстве сие так очевидно...
Вот в такую ситуацию погружаем мы детей, прошедших отбор в нашу элитную школу.
Итак, дети у нас не простые, а одарённые. А как можно определить, насколько ребёнок одарён? Конечно, опыт, “сын ошибок трудных”, приходит на помощь преподавателю. И вот мы видим - на Большой сцене Концертного зала Уфимского училища искусств пианистов, скрипачей, виолончелистов, домристов, аккордеонистов, валторниста, флейтистку, кураиста...
Каждое произведение исполнялось с оркестром. Устроители позаботились и о разнообразии, и о представительности жанров, стилей, настроений.
Впрочем, обо всем по порядку. Жанр особой сложности, имею в виду концерт для какого-либо инструмента, соревнующегося с оркестром, фигурировал в программе вечера аж пять раз. Для скрипки - чрезвычайно известный Концерт Феликса Мендельсона старательно и чистенько играла Настя Мамяшева (класс Леонарда Ишбулатова), произведение Наримана Сабитова - вдумчивая, как бы погружённая в себя Асия Гарипова (класс Лилии Богомоловой). Для фортепиано - моцартовское Анданте - мягко, тоже очень старательно, прослушивая каждую нотку, исполнила кореянка Ли Сион. Девика Ахметова познакомила нас с французским стилем, с композитором Франсисом Пуленком - оказалось, весьма любопытно, свежо (обе - класс Валентины Стариковой). Крепыш Тимофей Владимиров (класс Татьяны Погодиной) лихо “победил” и Концерт Дмитрия Шостаковича, и заинтересованный зал.
Все солисты приложили максимум усилий, поэтому необходимо назвать каждого. Валторнист Айгиз Рыскужин (преподаватель Рафис Якупов) и Эльмира Ахматханова (флейта, педагог Гульфия Сафуанова), если наберут мастерства, могут в будущем попасть в хороший оркестр. Маша Кудрявцева ярко, задиристо исполнила “Еврейские мелодии” Александра Цыганкова на домре - и волево повела за собой оркестр, увлекла и публику. Дуэт Фидании Байназаровой и Алины Исмагиловой (класс домры Марины Сафиной) выступил с бодрой пьесой, пронизанной национальным колоритом. Говорю о “Скерцо” Загира Исмагилова. С непростой Фантазией Мурада Ахметова (фольклор у этого композитора “замешан” на современном его слышании) сумел успешно справиться кураист Арслан Умурзаков.
Осталось упомянуть ансамбль виолончелистов “Алтынай” под руководством и при участии Ларисы Фасхитдиновой (они “пропели” на своих струнах задушевный “Вальс” Евгения Доги из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”) и аккордеонистов с “раскрепощёнными” аргентинскими красками “Либертанго” Астора Пьяццолы - Ефима Матисова и Павла Орлова (педагог Ирина Мельникова).
Напоследок нельзя не сказать ещё об одном. Каждый юный музыкант в программке был отрекомендован многими мелкими строчками. В них - перечисление лауреатских званий, стипендий, регалий международных и иных конкурсов и фондов. Сейчас это важно. Здесь - критерии и доказательства талантливости, трудолюбия, целеустремлённости юных музыкантов, а также авторитет их педагогов. А в будущем, во взрослой жизни? Всё ли мы даём одарённым малышам, чтобы справиться с реалиями сегодняшнего дня?
Сорокалетний путь школы, Среднего специального музыкального колледжа, заставляет верить, что “профиль”, сиречь профессия музыканта, может быть и счастливым, и успешным. Об этом сказал со сцены Уфимского училища искусств, выступая за несколько мгновений до начала концерта, недавно приступивший к своим обязанностям директор ССМК Руслан Сайданович Рахмангулов. Он, как, кстати, и стоявший за пультом в тот вечер художественный руководитель Национального симфонического оркестра РБ Рустэм Сулейманов, и многие артисты НСО, - выпускник нашей Школы. Впрочем, фамилий питомцев, прославивших и Средний специальный музыкальный колледж, и родную республику, сегодня уже не уместить в рамки настоящей статьи.



Светлана ПЛАТОНОВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты концерта, состоявшегося в зале Уфимского училища искусств.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Вернуться назад