Главная > КУЛЬТУРА > Под знаком Крейцеровой сонаты, или Второе пришествие «рахманиновцев»

Под знаком Крейцеровой сонаты, или Второе пришествие «рахманиновцев»


19-10-2012.
И вновь наши края, а речь об Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова, посетили музыканты, так понравившиеся всем, кто несколькими месяцами ранее, в мае, слушал их в Шаляпинском зале УГАИ. Напомню: по всем ведущим консерваториям страны проходит проект "Трио имени Рахманинова и его друзья - молодым талантам России". Как и обещано, к основному костяку трио - пианисту Виктору Ямпольскому и виолончелистке Наталии Савиновой присоединяются музыканты со всего мира. Ныне это скрипач Яир Клесс, уроженец Израиля, один из ведущих европейских педагогов (он преподаёт в университете Граца, Австрия, а также в британском Манчестере), возглавлявший струнный факультет Тель-Авивской Музыкальной академии, а затем и саму академию, постоянный участник и член жюри престижных конкурсов и фестивалей.

Второй гость Уфы - кларнетист Серджио Дельмастро. Он окончил Туринскую консерваторию, работал в оркестрах Королевского театра в Турине, в "Милано-классика", в Венеции и Падуе, на телевидении и радио в Риме, выступал с известными музыкантами - Юрием Башметом, Виктором Третьяковым, и коллективами - "Солистами Москвы", "Итальянскими виртуозами", "Солистами Венеции", "Пражским квартетом"... Дельмастро имеет студентов в Милане и Цюрихе, занимается историческим исследованием инструментов разных эпох, играет также на кларнете домоцартовского времени.
Готовясь ко второму концерту проекта "Трио имени Рахманинова и его друзья - молодым талантам России", автору сих строк нестерпимо захотелось обратиться... ко Льву Толстому. Дело в том, что в программе был объявлен только Бетховен, первой же - его Крейцерова соната. Безусловно, читатель согласится со мной в том, что одноименная повесть Толстого - это сильнейшее по психологическому воздействию произведение. Его экранизаций существует, сколько я знаю, четырнадцать (россиянам хорошо известна та, в которой роль Позднышева сыграл выдающийся актер Олег Янковский), а также множество сценических версий. Целый блог фанатов обсуждает духовную связь писателя и композитора (есть статья под названием "Как Толстой слушает Бетховена"). Да! Душераздирающие сцены, где описываются мучения ревнивца и неминуемое убийство жены героя, в совместном музицировании с заезжим скрипачом обнаружившей больше страсти, что было для несчастного супруга неприемлемо. Осмысливаются и суждения Толстого о страшной силе музыки...
Впрочем, не суть важно, обращались ли москвич Виктор Ямпольский и Яир Клесс из Израиля к литературному шедевру Льва Николаевича. Бетховенский стиль, как мы привыкли, кажется, требовал столь же неистовых эмоций. Но в октябрьском концерте слушатели, до отказа заполнившие Шаляпинский зал УГАИ, внимали интеллигентному, взаимоуважительному, без бушующих катаклизмов и взрывов диалогу рояля и скрипки. "Настоящее европейское понимание и стиль", - так оценил игру гостей педагог-виолончелист Марк Афанасьев (чьему вкусу вполне можно довериться, и его слова относятся ко всему вечеру). Тем не менее бурное окончание первой части Крейцеровой сонаты вызвало у моей маленькой соседки справа активный порыв аплодисментов, и, когда на неё резко зашикали - она расплакалась. И в течение всей остальной программы подспудно присутствовал вопрос: что делать, если исполняется пьеса из трёх частей, а публика аплодирует после каждой из них? Конечно, форма классического концерта не подразумевает взрыва эмоций между частями... Но знатоки утверждают, что во времена Бетховена, если после какой-то части не аплодировали, это означало провал. Бывало, даже часть повторяли, если овации долго не стихали. Мешают ли эти аплодисменты? Ведь по ним можно, как в режиме онлайн, отслеживать интерес публики к исполнению: в какой момент и что понравилось больше. То есть рукоплескания - одна из форм диалога артиста со слушателем...
А публика в зале собралась пёстрая: дети, пенсионеры, снобы из музыкальных учебных заведений... Угоди-ка всем! Сам проект рассчитан на консерваторцев. Именно в консерваторских городах Трио имени Рахманинова играет и даёт мастер-классы бесплатно. В этом, очевидно, и заключён "патронаж" Министерства культуры России. Правда, ничто не вечно под луной, и проект не может быть бесконечным... А жаль. Благодаря ему в мае мы услышали превосходного австрийского певца Вольфганга Хольцмайера, уникального специалиста по вокальному творчеству Шуберта и Бетховена. Ныне "рахманиновцы" привезли европейских скрипача и кларнетиста, которые вне проекта вряд ли бы сюда добрались.
Сама программа лично у меня вызывает восторг своей логикой. Ведь даже у одного композитора - повторю, ныне это был Бетховен, - есть масса непохожих друг на друга произведений. В программе же Трио был внутренний стержень, логика движения идей и образов. Мне показалось, что все стороны могучего бетховенского дарования приоткрылись перед нами: и драматизм, и такая мужественная лирика, и противопоставления света и тени, и незатейливые простонародные мелодии и ритмы, и утверждение позитивных сил, вера в добро и великие идеи. После Крейцеровой сонаты мы услышали шутливые, изящные Вариации на тему Венцеля Мюллера "Я портной Какаду" для фортепиано, скрипки и виолончели и масштабное, насыщенное контрастами Трио опус 38 для кларнета, виолончели и фортепиано.
А теперь коротко о мастер-классах. Мне было доверено помогать Серджио Дельмастро на занятиях с нашими кларнетистами в качестве переводчика. Именно поэтому о "штудиях", связанных со скрипкой, виолончелью и камерном ансамблем, рассуждаю не понаслышке: удалось побеседовать с участниками и очевидцами. Все оценки - восторженные. Пианистка Аня Интересова "в красках" говорила о том, что урок и беседа с Виктором Ямпольским помогли ей окончательно уверовать в правильность избранного пути служения музыке. Ученики-виолончелисты и скрипачи были весьма довольны работой Наталии Савиновой и Яира Клесса: "Всё - по делу, всё - по существу!"
Что же касается кларнета, то я свидетельствую: Серджио Дельмастро весь день (без обеда!) посвятил "академикам", занимался с каждым желающим (а их набралось чуть ли не десяток), отвечал на все вопросы. Гость был в восторге от качества самого звука: "Это - проявление школы, не во всех российских консерваториях, где мне пришлось вести мастер-класс, такое внимание к красивому звуку". Красивый звук, соглашусь с Серджио, - это влияние педагога, а почти все были учениками профессора Ильдара Махмутовича Султанова. Когда время истекло и из Камерного зала нас попросили - поднялись в класс, где итальянец поучаствовал и в импровизированном джазовом джем-сейшне. И сам аккомпанировал на фортепиано - по памяти! - в известных ему и - на слух! - в неизвестных произведениях. Договорились обменяться нотами и приехать в гости в Милан (у каждого из нас осталась итальянская визитка)...
Все, кто общался с Трио имени Рахманинова и его друзьями, желали продолжения их полезного дела. Актуальный проект и в первую очередь бетховенский концерт вызвали у уфимских музыкантов бурные и продолжительные эмоции. Скажу и о том, что имели место даже дискуссии и несогласия. Что же, нет ничего более ужасного, чем скучное...
Светлана ПЛАТОНОВА.
НА СНИМКЕ: Виктор Ямпольский и Наталия Савинова.

В ТЕМУ!
"- Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! - вскрикнул он. - У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, - вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу..."
Из повести Льва ТОЛСТОГО "Крейцерова соната".

Вернуться назад