Главная > КУЛЬТУРА > Он словно соткан был из творчества и света

Он словно соткан был из творчества и света


20-10-2012.
Он словно соткан был из творчества и света

Однажды, вскоре после того как я стала работать в оперном театре (это был 1998 год), в литературную часть БГТОиБ вошел мужчина - не очень высокого роста, но крепкого телосложения, говорящего о том, что человек твердо стоит на земле и уверенно чувствует себя в жизни. Сразу обращало на себя внимание его лицо - открытое, приветливое, с умными, внимательными глазами.

- Зильфат Рауфович Басыров, скульптор, - представился он.
Так мы познакомились. Художник как раз увлекся личностью Рудольфа Нуреева, ему нужны были фотографии, рисунки... Это сейчас можно нырнуть в интернет и на многочисленных сайтах найти сотни снимков, запечатлевших танцовщика и на сцене, и в жизни. А тогда у нас не было ксерокса, о существовании сканера мы даже и не знали... Переснимали иллюстрации из книг и журналов, которые нам дарили зарубежные гости театра, сестра Рудольфа - Розида Евграфова, и были довольны. Подборкой фоторепродукций я осчастливила и Зильфата Рауфовича.
Через какое-то время он снова пришел:
- Вы ведь много писали о Нурееве, мне бы познакомиться с публикациями...
Чувствовалось, что он полностью в плену образа. Ему нужно было как можно больше знать о танцовщике, его жизни, творчестве, взглядах, муках и радостях... В результате родилась еще одна работа - бюст Рудольфа Нуреева. К сожалению, я увидела ее гораздо позже, когда Зильфата Басырова уже не было среди нас. Он ушел из жизни как-то внезапно, в 2000 году. Но Зильфат Рауфович успел сделать мне подарок - буклет о своем творчестве, профессионально и любовно составленный искусствоведом Светланой Евсеевой (Игнатенко). Здесь много интересной и ценной информации о художнике: замечательная вступительная статья, хроника жизни и творчества, каталог произведений, множество иллюстраций - репродукций работ и личных фотографий, библиография, его собственные записки и удивительные, образные, глубоко лиричные и философские стихи. И на моем экземпляре - дарственная надпись Зильфата Рауфовича, сделанная красивым, истинно художническим почерком и напоминающая об этом светлом, добром человеке и моей причастности к одному эпизоду из его биографии.
К стыду своему, я по-настоящему открыла для себя этого человека только сейчас, когда стала готовить материал о нем. Прочитала в журнале “Бельские просторы” его воспоминания о годах учебы в Уральском художественном училище в Нижнем Тагиле - восхитилась литературным дарованием. Удивительно многогранная личность!
В Башкирию переехать сагитировал его в 1965 году писатель Вазих Исхаков, и все лучшие произведения Зильфат Бысыров создал на этой земле. Свои произведения исполнял в тонированном гипсе, пластилине, бронзе, граните, меди. Самые известные его портреты - “Комдив Бахтизин”, “Кинзя”, “Салават Юлаев”, “Сюимбике”, “Шайхзада Бабич”... Вдохновенная серия работ, посвященных просветителю Акмулле... Его очень привлекали и волновали образы гражданского и героического звучания. Но как теплы и поэтичны в его воплощении женские лики! “Раушания”, “Айгуль”, “Русалка”, “Воробышек”, “Романтик”, “Купальщица”, “Златовласка”... Сколько в них красоты, душевности, тонкости!..
С Башкирским государственным театром оперы и балета судьба связала художника еще в 80-е годы. Когда будете проходить по улице Ленина мимо Аксаковского народного дома, обратите внимание на фигуры муз, украшающие фасад здания. Остановитесь на минутку, полюбуйтесь. Как органично вписались Евтерпа и Терпсихора в уютные ниши, специально для них предназначенные, но долгие годы пустовавшие...
О том, как создавались эти музы, рассказывает сам Зильфат Рауфович в своих записках:
“Как-то заместитель министра культуры по строительству Г.А.Рылов мне говорит: “Начинаем ремонт Оперного театра. Там ведь при строительстве было запланировано много скульптур как на фасаде, так и в интерьере. Хотелось бы как-то оживить театр. Хотя бы фасад. Для двух ниш на уровне второго этажа нужно сделать две фигуры. Ты подумай”.
Я принял предложение и начал работать. Познакомился с архивными материалами, с первоначальным проектом театра. Конечно, если бы изначально удалось все сделать так, как планировалось авторами проекта, то театр выглядел бы иначе - богаче, торжественнее, наряднее. Но, увы! Денег всегда не хватало, да и война помешала.
Я провел подготовительные работы, сделал эскизы и показал их руководству. Они были приняты, но с условием: одна фигура должна быть башкиркой. А из двух фигур муз выбрать одну - это мое право: либо Терпсихора, либо Евтерпа. Но решение должно быть классическим. Но как объединить практически в одной композиции фигуру мифологическую и фигуру в национальном костюме? Я попытался объяснить, что это ход надуманный. Но убедить начальство мне не удалось. Приехавший через полгода Л.Е.Кербель поддержал мнение верхов, хотя сами эскизы ему понравились. Я понял, что словом тут ничего не докажешь. Необходим другой метод убеждения - пластический, в объеме... Вылепил я три фигуры в пластилине размером 72 сантиметра по вертикали каждая, то есть в одну треть будущей фигуры: фигуру музы танца, фигуру музы театра и фигуру башкирки. Первая фигура - с лирой, вторая фигура - с маской в одной руке и со свитком - в другой. А что дать в руку башкирке? Перебрал все инструменты - как говорится, “от курая до фортепиано”. Остановился на цветке курая. Размер, выбранный мною, требовал много времени, но в то же время давал возможность проверить все детали, чтобы при лепке в большом размере не мучиться уточнениями. Хотя при увеличении изменения в пропорциях всегда происходят.
Время было потрачено не зря. Споров более не было. Мое изначальное предложение приняли. Но при этом решили сохранить и фигуру башкирки, правда, для Башкирского драматического театра. Красивая получилась фигура и, на мой взгляд, убедительная. Фигуры я вылепил быстро. За лето обе фигуры муз были готовы. Началась чехарда с переводом фигур в материал. Необязательность Художественного фонда сильно затягивала все наши работы, часто срывались сроки исполнения заказов. Так оказалось и здесь. Только через шесть лет после долгих и утомительных мытарств и унижений удалось выколотить фигуры из меди и осенью 1993 года установить их на месте.
...Как тепло приняли мою работу люди! Благодарили, желали успехов, беспокоились, как бы не испортили фигуры ночью, ведь время было не самое лучшее... Люди радовались: красота торжествовала на улицах Уфы. Как это было приятно! Но многие даже не заметили изменений на фасаде театра. И как ни странно это покажется кому-то, я радовался этому больше всего: значит, фигуры настолько удачно вписались в ниши, что многим казалось, будто они были в них изначально. Это было настоящее счастье! Наконец-то в Уфе появились мои работы. Дай бог, не последние”.
Главное - приносить людям радость и добро. В этом - весь Басыров. На известный постулат Огюста Родена “Делая добро другим, не надейся остаться безнаказанным” художник-поэт ответил:
Все равно к людям иду с Добром.
Не ожидая от них награду.
Может, Он сделает Добро Другому?..
И Добро найдет ко мне дорогу...
Вот вам жизненное кредо художника, человека, гражданина.
Таким запомнили Зильфата Басырова друзья, коллеги, родные, все, кто знал его. Тепло пишет о нем искусствовед Эвелина Павловна Фенина в статье “Памяти друга”, анализируя его творчество, отмечая многогранность таланта, обаяние личности.
- Удивительно светлый человек был, - вспоминает главный хранитель Художественного музея имени Михаила Нестерова Валентина Мефодиевна Сорокина. - Талантливый станковист, работал увлеченно с разным материалом - камнем, деревом, металлом. Человек большой внутренней культуры... Мы ездили с ним в Татарстан на открытие музея в его родном селе. Он думал о молодежи, о школьниках, об их эстетическом воспитании и много работ подарил местной школе. Все, что его окружало, излучало доброту. Как уютно было в его мастерской... Порядок, чистота... Это в обиталище-то скульптора! На стенах развешаны листочки с его стихами... А знаменитая басыровская коллекция колокольчиков!..
Колокольчики хранятся у сына скульптора - Василя Зильфатовича. Он бережно и свято относится к памяти и наследию отца. Собрал воспоминания о нем и готов издать книгу, но нужны спонсоры. Это он принес в БГТОиБ бронзовый бюст Рудольфа Нуреева, который сейчас хранится в театральном эрмитаже - музее нашего великого земляка. Пока это произведение не является собственностью театра, тоже требуются меценаты, чтобы сделать ценное приобретение.
Недавно меня расстроил один случай. В интернете я нашла сообщение о том, что холл старейшей музыкальной школы № 1, носящей имя Наримана Сабитова, украшает бюст этого замечательного композитора работы Зильфата Басырова. Захотелось посмотреть, полюбоваться. Не обнаружив его в холле, я поднялась на второй этаж к директору школы. Римма Падарбаева возглавляет это известное и престижное учебное заведение с 2000 года. Но мои вопросы привели ее в смущение. Когда и при каких обстоятельствах скульптура попала в школу, было ли торжество по этому поводу, а главное - где она сейчас?
- Знаете, - явно чувствуя неловкость, сказала Римма Минихановна, - вот вы сейчас спросили - и мне самой стало интересно. Подробностей я не знаю. А скульптура хранится... Она не в очень хорошем состоянии...
Директор по телефону разыскала ветерана школы Раилю Рауфовну Сафаргалиеву, передала мне трубку, но ответов на вопросы я от нее не услышала. Римма Минихановна пообещала провести, так сказать, частное расследование, выяснить все обстоятельства и сообщить мне.
Мы говорили об этом, когда с Василем Зильфатовичем пришли к художественному руководителю Башкирского государственного театра оперы и балета Рустэму Наримановичу Сабитову. И я заверила двух сыновей - композитора и скульптора, что в школе обещали заняться этим делом, и, надеюсь, бюст Наримана Гилязовича в скором времени будет восстановлен и вернется на почетное место для всеобщего обозрения.
...Весной в нашем театре побывал известный танцовщик, режиссер, продюсер Андрис Лиепа. Увидев басыровскую работу в музее Нуреева, он пришел в восторг, беспрестанно щелкал его фотоаппарат. Оказывается, Андрис и сам немного занимается лепкой, поэтому оценил скульптуру вполне компетентно и профессионально. Кроме того, он хорошо знал Рудольфа, много общался и работал с ним, танцевал в его балетах и уверенно отметил выразительность образа, точную передачу внутреннего духа Нуреева, его дерзость и мятежность. Андрис предложил сделать небольшие копии бюста и дарить их гостям, участникам нашего Нуреевского фестиваля. Эта идея и раньше не раз звучала в стенах БГТОиБ. Вопрос решается. Возможно, уже со следующего фестиваля танцовщики разъедутся по разным уголкам России и всего земного шара с небольшой скульптурой - образом гениального танцовщика, воплощенного талантливым, светлым, добрым человеком - Зильфатом Басыровым.

Он словно соткан был из творчества и света


Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: Зильфат Басыров за работой; портрет Рудольфа Нуреева.


ИЗ ДОСЬЕ “ВУ”
Зильфат Рауфович Басыров, скульптор, график. Народный художник РБ (2000). Лауреат премии имени Мифтахетдина Акмуллы (1992).
Родился 15 сентября 1927 года в селе Старое Курмашево Мензелинского кантона Татарстана. Жил и работал в Уфе. Умер 19 ноября 2000 года.
Закончил скульптурное отделение Московского технологического института местной промышленности (1962). Член Союза художников СССР (РФ) с 1968 года.
С 1967 года - участник республиканских, декадных, зональных, всероссийских, всесоюзной и зарубежной выставок.
Председатель правления Союза художников Башкирской АССР (1985-1987).
Автор памятников-монументов, бюстов в Башкортостане, Татарстане, Узбекистане, Пермском крае; портретов из дерева, камня; произведений по мотивам татарского фольклора (мелкая пластика); графических серий, акварелей, книжных иллюстраций. На родине Басырова в селе Старое Курмашево Актанышского района Татарстана создан музей Мастера.
Двадцать девять его работ (скульптура, графика) хранятся в Башкирском государственном художественном музее имени Михаила Нестерова.
Награжден орденом “Знак Почета” (1986).

Вернуться назад