Главная > КУЛЬТУРА > Идите в оперный, все звезды будут там!

Идите в оперный, все звезды будут там!


30-10-2012.
Идите в оперный, все звезды будут там!

Сегодня, 30 октября, как уже анонсировала "Вечерка", в Башкирском государственном театре оперы и балета состоится торжественное закрытие
VIII Открытого конкурса музыкантов-исполнителей имени Наримана Сабитова. И если вы, дорогой читатель, отложив все дела, посвятите этот вечер походу в БГТОиБ, то, уверяю вас, останетесь в выигрыше. Ведь конкурсные баталии выявили немало ярких индивидуальностей, среди которых есть настоящие звёзды.


И поскольку основные награды уже определены, могу смело назвать победителей (только у пианистов третий тур завершился вчера поздно вечером, результаты его мы узнаем прямо на церемонии закрытия. А пока необыкновенно ярко показал себя восемнадцатилетний Хосуе Гонзалес Агилар из Коста-Рики, город Сан-Хосе. Сейчас юноша учится в ЦМШ при Московской государственной консерватории).
Итак, среди скрипачей призовые четыре места "разложились" так:
Первая премия - Меруэрт Карменова, Москва;
Вторая премия - Валерия Сидоренко, Москва (многие знают эту обаятельную девушку, поскольку она выпускница нашего Среднего специального музыкального колледжа);
Третья премия - Сергей Чесноков, Москва;
Четвертая премия - Эвелина Багларова, Ростов-на-Дону, у неё также спецприз за лучшее исполнение "Баллады" Наримана Сабитова.
У вокалистов же картина следующая:
Женщины
Первая премия - Дина Хусаенова (Уфа) и Ольга Пешкова (Екатеринбург);
Третья премия - Диляра Идрисова (Уфа).
Мужчины
Первая премия - Артур Каипкулов (Уфа) и Борам Ким (Южная Корея, Сеул);
Третья премия - Ян Лейше (Уфа) и Глеб Ким (Кыргызстан, Бишкек).
Вторая и четвертая премии и в мужской, и в женской группах не присуждены. Добавлю: у певцов тоже есть спецприз за лучшее исполнение произведения Наримана Сабитова, его удостоились Борам Ким и Ольга Пешкова. Для Артура Каипкулова жюри ввело ещё один специальный приз - за лучшее исполнение башкирской народной песни - такое сильное впечатление произвело на членов "высокого суда" его исполнение во втором туре песни "Кахым туря"!
Были определены также и дипломанты. Ими стали скрипачи Асия Гарипова (Уфа) и Роман Рогив (Казань, он - тоже выпускник нашего ССМК), певцы Азат Гизатуллин (Уфа), Елена Сымон (Москва) и Элина Галимуллина (Казань-Красноярск). От всей души поздравляем всех конкурсантов! Это действительно серьёзная победа!
С радостью поделюсь с читателями "Вечёрки"и тем, что массу удовольствия, как от интриги - кто же лучший, так и от обилия талантливых молодых музыкантов, я получила на всех прослушиваниях. По всем специальностям выступали одарённые, целеустремлённые, подающие надежды, дерзающие, верящие в себя и в успех молодые люди. Пусть некоторым не всё удалось, тем не менее они победили... себя. Хочется также выразить огромную благодарность их педагогам и концертмейстерам.
Радость усилилась во мне, когда решения жюри совпали с моими собственными оценками. Но этим пока и ограничусь - более глубокий анализ впечатлений (а их масса!) ждет вас, читатель, в ближайших номерах любимой газеты.
А пока удалось коротко поговорить о результатах в скрипичной номинации с заместителем председателя жюри, заслуженным артистом России, доцентом Московской государственной консерватории Александром Тростянским.
- Мы все счастливы тем, что на Сабитовском конкурсе состоялось настоящее открытие Большого музыканта - я говорю о Меруэрт Карменовой. У неё, конечно, были и другие победы на некоторых творческих состязаниях, но здесь она раскрылась, покорила всех. Меруэрт играла на уровне финала очень хорошего международного конкурса. Мы ещё услышим о ней, это настоящий мировой уровень. Само присутствие инструменталистов такого уровня и высокое качество всех четырёх победителей говорит о престиже Сабитовского конкурса, - подчеркнул Александр Тростянский.
С автором сих строк поделился своими мыслями о конкурсной ситуации в нашей стране главный редактор российской газеты "Музыкальное обозрение", заслуженный деятель искусств РФ, Председатель Совета Ассоциации музыкальных конкурсов России Андрей Устинов:
- Конкурсное движение в России быстрыми темпами идёт на спад, и причины этого очень серьёзные.
Первое - внутри самого конкурсного движения происходит его дискредитация. Что это за конкурс - из одного тура, с пятнадцатиминутной программой?! И премии, и лауреатские звания, и размещение за границей - это стало бизнесом для предприимчивых педагогов. Таких конкурсов становится всё больше, денег там тоже всё больше. Конкурсы, которые претендуют на сложные программы, европейский серьёзный уровень, должны иметь в разы более серьёзное финансирование.
Второе - лицо конкурса определяет тот, кто его проводит, кому он нужен. А конкурс может высоко поднять престиж города. Пример - маленький городок в Италии Больцано (около ста тысяч жителей), где есть один из самых престижных в мире, ежегодный Международный конкурс пианистов имени Ферруччо Бузони.
Третье - конкурсам в России мешает дороговизна передвижения по стране. Например, дорога от Уфы до Москвы - это десять тысяч рублей плюс проживание и питание - не легче ли слетать в Берлин или Франкфурт... И Европу посмотреть, и в международном конкурсе поучаствовать, и заметят тебя, услышат, что-то предложат...
Четвёртое - социальная невостребованность музыкантов у нас в стране. Поэтому сегодня понимающие родители стремятся увезти детей (еще в раннем возрасте) за границу - учиться, а потом устроиться.
Оптимизм состоит в том, что наша родная земля родит таланты, их не становится меньше!..
Достоинств у конкурса имени Наримана Сабитова множество. Главное - он имеет уникальное лицо. Он, можно сказать, мультимедийный. Жюри включает высоких профессионалов в каждой специальности, а также - "мультимедийных" музыкантов. Поэтому не возникает "клановости", список лауреатов-"сабитовцев" прошлых лет - это самое настоящее попадание в "десятку": пианисты Эдуард Кунц и Павел Домбровский, скрипач Евгений Субботин, сопрано Альфия Каримова и многие другие...
Оценивая нынешний Сабитовский конкурс, скажу: дело не в количестве участников. Например, в течение всех конкурсов не было такого замечательного уровня скрипачей. Все четыре места - настоящие, крепкие, талантливые музыканты. Или вокалисты: участвовали несколько человек высокого уровня - не просто пения, а культуры! Это очень важно. Назову, например, Яна Лейше - голос, может быть, и небольшой, а какая высокая культура!
Конкурс, который завоевал такой авторитет, должен иметь регулярность. Разрыв в четыре года - это удар по Сабитовскому состязанию. Сам конкурс должен быть "долгоиграющим", с крепкой историей и потенциалом, но фундамент закладывается сегодня. Это должно быть не разовое мероприятие, а постоянно работающий институт - со всеми его атрибутами.
Важно, что Сабитовский конкурс всегда пользовался российской поддержкой - со стороны Ассоциации музыкальных конкурсов России, всероссийской газеты "Музыкальное обозрение". У этого конкурса авторитетное жюри - в частности, председатель Александр Чайковский - известнейший композитор, пианист, музыкальный деятель.
Этот конкурс подтягивает, развивает все институты - не только культуру музыкантов-солистов, но и, что очень важно, уровень участвующих в нём оркестров, профессиональных учебных заведений, и культуру слушателей. Он может обрасти новыми специальностями. Перспективы у него весьма и весьма широкие.
...В заключение этого материала повторю: друзья, приходите сегодня в Башкирский государственный театр оперы и балета! В 19 часов состоится торжественное закрытие VIII Сабитовского - награждение победителей и феноменальный концерт.



Присутствовала на всех конкурсных прослушиваниях
Светлана ПЛАТОНОВА.
НА СНИМКАХ: "золотой" пьедестал вокалистов - Борам Ким, Дина Хусаенова, Артур Каипкулов и Ольга Пешкова (выступления в третьем туре).
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Вернуться назад