Главная > КУЛЬТУРА > Пусть он ушёл – горит его звезда

Пусть он ушёл – горит его звезда


29-01-2016.
Пусть он ушёл – горит его звезда

Помню, как трудно было писать о Хашиме Фатыховиче при его жизни. Как передать богатство, многогранность, живость натуры, тонкий юмор, игру ума, душевную доброту? Все слова казались тусклыми и слабыми. Но теперь, когда его нет, это, поверьте, ещё сложнее. Прав Юрий Николаевич Григорович, утверждавший, что истинную ценность личности современники осознают лишь после того, как человека не станет. Теперь, окидывая мысленным взором огромный путь Хашима Мустаева, его творчество, деяния, труды, понимаешь, что это был человек-планета. Невозможно кратко описать даже основные жизненные вехи. Он сам пытался втиснуть своё бытие в семьсот крупноформатных страниц альбома воспоминаний "Далёкое и близкое", но и тысячи листов не хватило бы...
Мы называли его башкирским Зельдиным, надеялись, почти уверовав в то, что он доживёт до векового юбилея. Предпосылки к тому были реальные: всегда в прекрасной физической форме, ясная голова, постоянно в работе, творчестве, среди людей. В роду Мустаева немало долгожителей. Например, его дед Хамасадык-картатай прожил сто четыре года. А ведь оставалось совсем немного - Хашиму Фатыховичу шел девяносто восьмой. Конечно, силы и дух подорвала безвременная смерть любимой дочери. Фарида - его гордость, его ангел-хранитель. Он не продержался без неё и полгода. А мы без него практически уже сорок дней...
Имя Хашима Фатыховича Мустаева широко известно в мире культуры. И не только республики. Хотя прежде всего он принадлежит к славной когорте деятелей искусства Башкортостана, много сил, знаний, души, таланта, отдавших профессиональному становлению республики. Его называют Рыцарем башкирского балета, но точнее сказать - Рыцарь башкирского искусства.
Поражает творческий диапазон Мустаева: музыкант, драматический актёр, либреттист, педагог, балетмейстер, сценарист, писатель... Каждая ипостась достойна отдельной повести, но главным делом его жизни всё-таки был танец. Он стоял у истоков становления в республике и классического танца, и профессионального народного.
Учебу в Ленинградском хореографическом училище (кстати, в одном классе с Юрием Григоровичем) прервала Великая Отечественная война. Хашим вместе с другими учениками вернулся в Уфу. Но уже в сентябре 41-го добровольцем ушел на фронт, откуда был отозван в 1943 году по государственной, так сказать, необходимости. Именно так Правительство Башкирии расценивало постановку первого национального балета "Журавлиная песнь" на музыку Льва Степанова и Загира Исмагилова. Мустаев стал первым исполнителем партии Арсланбая. В "Бахчисарайском фонтане" Бориса Асафьева блистательно танцевал партию хана Гирея, составляя потрясающие дуэты с нашими знаменитыми балеринами - Зайтуной Насретдиновой и Тамарой Худайбердиной.
Успев уже стать ведущим солистом, после войны он заканчивает учёбу в ЛХУ. Его оставили в Кировском театре, на сцене которого Мустаев протанцевал двадцать три года. Работал и дружил с Юрием Григоровичем, Олегом Виноградовым, Рудольфом Нуреевым, Натальей Дудинской, Константином Сергеевым, Ниной Анисимовой... У меня сохранились программка и билеты в Кировский театр от 12 января 1958 года. В хачатуряновском балете "Спартак" Леонида Якобсона рядом с Аскольдом Макаровым, Аллой Шелест, Инной Зубковской танцевали Юрий Григорович и Хашим Мустаев. Он участвовал в знаменитых парижских гастролях 1961 года и был свидетелем драматических событий в аэропорту Ле Бурже, когда Рудольф Нуреев попросил у Франции политического убежища.
...И снова родная Уфа. Нетленную страницу в историю национальной хореографии Мастер вписал, поставив балет "Черноликие" на музыку Халика Заимова и Александра Чугаева. Положенная в основу либретто повесть Мажита Гафури так глубока и жизненна, так вдохновляла исполнителей, что публика замирала. Большой друг Хашима Мустаева Махмуд Эсамбаев, побывав на генеральной репетиции, сказал: "Я много видел балетов, поставленных талантливыми балетмейстерами, и балет "Черноликие" смело ставлю в один ряд с лучшими достижениями советской хореографии".
Хашим Фатыхович дружил с Файзи Гаскаровым. Тот и назвал Мустаева как преемника на посту художественного руководителя своего детища - ансамбля народного танца. Файзи Адгамович тяжело переживал отставку и ревностно следил за деятельностью "новичка". Но в конце концов признал, что Мустаев "ничего не испортил".
Почти полвека, до последних дней своих, верой и правдой Хашим Фатыхович служил Башкирскому государственному академическому ансамблю народного танца имени Файзи Гаскарова, щедро отдавая ему талант и вдохновение. Его хореографические композиции и миниатюры "Азамат", "Ирендык", "Картины прошлого", "На зов курая", "Бурзяночки", "Танец с кубызом" и другие видели во многих странах мира. И жители республики хорошо знают мустаевские танцы - то поэтичные, лирические, то богатырские, эпические...
А его балетная студия "Лейсан" при Дворце культуры нефтяников! Сколько замечательных танцовщиков он воспитал, какому количеству артистов дал путёвку в большую балетную жизнь... Многие известные солисты Башкирского балета прошли его школу, и как хорошо, что ещё при жизни они благодарили Учителя. Навсегда Хашим Фатыхович Мустаев останется для них путеводной звездой, примером вдохновенного творческого горения.
Нина ЖИЛЕНКО.


Пусть он ушёл – горит его звезда

В понедельник, 1 февраля, исполняется сорок дней с того мгновения, как сердце Хашима Фатыховича Мустаева остановилось...
НА СНИМКАХ: это Хашим Фатыхович у себя дома (2011 год); в балете "Бахчисарайский фонтан" с Зайтуной Насретдиновой.
Фото Александра ДАНИЛОВА
и из архива автора.

Вернуться назад