Главная > КУЛЬТУРА > Музыки башкирской краски покорили всю Москву

Музыки башкирской краски покорили всю Москву


14-11-2012.
Музыки башкирской краски покорили всю Москву

Странно, что эта история закончилась... А ведь казалось, проект так захватил всех его участников, что мы еще долго так и будем вместе репетировать, куда-то собираться, прилаживать черные бабочки на белые рубашки мальчишкам и подбадривать друг друга словами о значимости и благородном посыле происходящего. Более того, нам казалось, что эта музыка так и будет звучать в голове, даже когда вокруг тихо... Но вот мы вернулись в Уфу, распрощались на вокзале и разбежались по своим домам и делам. Как будто ничего и не случилось особенного. И тем не менее я уверена - это событие мы не забудем.

Для начала - кто это “мы”?
Во-первых, идейные вдохновители - чета Руслана и Ольги Рахмангуловых. Именно они не пропустили в календаре 2012 года юбилейную дату - 75-летие со дня рождения известного в Башкортостане пропагандиста искусства игры на баяне, композитора и педагога Анатолия Кукубаева и “заварили” всю эту “кашу”.
Во-вторых, баянных дел мастера - выдающиеся музыканты, педагоги Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова: профессор Раджап Шайхутдинов, который учился в Уфимском училище искусств у Анатолия Кукубаевича, а также прекрасные баянисты, лауреаты Международных конкурсов Александр Черных, Олег Мельников и сам Руслан Рахмангулов. Их виртуозное исполнение вызвало наибольший отклик у слушателей и высоко подняло планку исполнительского мастерства как знак мастерства композиторского.
В-третьих, ученики и студенты. Эта группа в основном сложилась из питомцев Среднего специального музыкального колледжа, которые уже проявили себя и в конкурсах, и в концертах. В общей сложности их было шестеро - ученик Детской музыкальной школы № 1 имени Наримана Сабитова Артём Голов и ученик ДМШ № 11 Ильдар Авзалов, учащиеся и студенты ССМК - аккордеонисты Ефим Матисов и Павел Орлов, баянисты Дмитрий Седухин и Дмитрий Щербинин. На их плечи легла ответственная миссия - сыграть то, что Анатолий Кукубаевич Кукубаев писал когда-то для своих учеников. И ребята с этим достойно справились.
К ним же в каком-то смысле можно отнести и замечательного баяниста, в силу молодости еще не примкнувшего к клану мэтров, преподавателя ССМК Рамиса Хакимова. Мужскую компанию народников в полном смысле слова украсила студентка четвертого курса УГАИ лауреат Международных конкурсов домристка Ирина Куравина. Она уже успела громко заявить о себе и выступлениями в составе известного ансамбля “Забава”, и сыгранным в прошлом году сольным концертом в двух отделениях в Шаляпинском зале Академии искусств.
В-четвертых, самую многочисленную часть составляют музыканты оркестров. В Уфе это был прекрасный коллектив народников из ССМК под управлением Минивалея Сафина и лауреат конкурсов различного ранга оркестр русских народных инструментов Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова, которым руководит доцент кафедры оркестрового дирижирования Оксана Буланкина. В Москве же (а уфимцы выступили на сцене Российской государственной академии музыки имени Гнесиных) играл коллектив, чей высокий профессионализм отмечен званием академического, он носит имя великой певицы Людмилы Зыкиной и называется, как и наша страна - “Россия”. Нужно ли говорить о том, что само участие этого ансамбля первоклассных музыкантов и их аплодисменты в адрес наших солистов и дирижера Оксаны Буланкиной стали лучшей оценкой стараний уфимского “десанта”.
Отдельную часть составляют представители “дружественных” смежных областей. Соло на курае в сопровождении дуэта баянистов и оркестра прозвучало в исполнении заслуженного работника культуры Башкортостана Нургали Каекбердина. Трудно было поверить в то, что он нечасто выходит играть с оркестром, настолько уверенно и спокойно вел музыкант свою партию. Выступление кураиста с “Башкирским сувениром” привнесло в программу неповторимый колорит, и его встречали благодарными аплодисментами и в Уфе, и в Первопрестольной, где звуки курая это не только интересный тембр, но и образ родной земли для всех башкир с московской пропиской. К общей радости, к концерту в Москве присоединился и молодой тенор, студент УГАИ Рафис Сирусин, мастерски и с душой исполнивший “Сибай”, “Кара Юргу” и “Ирандык”. К этой малочисленной группе, которую можно было бы назвать обрамлением баянного праздника, причисляю и себя, ведущую обоих вечеров.
И, наконец, имя, ради которого вся наша компания объединилась - Анатолий Кукубаевич Кукубаев.
Сейчас в это трудно поверить, но всего несколько десятков лет назад Уфа еще не блистала такой яркой баянной школой, которая сейчас признана одной из сильнейших в стране. А у баянистов и аккордеонистов Башкирии еще не был создан оригинальный репертуар, способный конкурировать с российским. И когда-то курай еще не рассматривался как инструмент, способный исполнять соло с оркестром. Из всего сказанного следует, что кто-то стоял у истоков рождения и школы, и репертуара... И одним из первых был заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат премии имени Саляма, член Союза композиторов Башкортостана Анатолий Кукубаевич Кукубаев.
Ныне же с его образом связывают несколько важных составляющих музыкального мира нашей республики: создание львиной доли национального башкирского репертуара для народных инструментов (от ученического до концертного), появление первых произведений для курая с оркестром и формирование программы для Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан.
В этой картине яркой краской звучит и педагогическая деятельность Анатолия Кукубаева - его работа в Училище искусств оказалась стартовой площадкой для баянистов, которые продолжают дело своего учителя на новом витке профессионализма. Среди них достаточно назвать заслуженного артиста России и Башкортостана Раджапа Шайхутдинова, заслуженных работников культуры республики Николая Махнея и Александра Беляева.
Так как же вышло, что про человека, чья роль хоть и велика, но в масштабах музыкального сообщества страны имеет локальное значение, вспомнили и в Москве? История началась тогда, когда двое музыкантов нашли в календаре памятную дату и решили подать документы на грант деятелям культуры и искусства Президенту Республики Башкортостан Рустэму Хамитову.
- Откуда взялась эта идея? - спросила я у супруги автора проекта Руслана Сайдановича Рахмангулова Ольги Викторовны.
- Этот проект начиная с февраля 2012 года мы вынашивали, словно ребенка. Мысль возникла не случайно - ведь Руслан по педагогической цепочке “внук” Кукубаева, поскольку у Анатолия Кукубаевича в Уфимском училище искусств занимался его педагог Раджап Юнусович Шайхутдинов. Зная, что на произведениях Кукубаева выросло не одно поколение баянистов, играя его музыку в ансамблях и оркестрах, Руслан не мог остаться безучастным к этой дате. Он был тогда директором Сибайского колледжа искусств, а я работала концертмейстером. Поэтому и проект мы сначала писали в расчете на небольшой состав, и именно этот грант и получили. Он был ориентирован на трио - Руслан, его друг и коллега, блестящий виртуоз-баянист Александр Черных и замечательный сибайский кураист Нургали Каекбердин.
Но, видимо, так было угодно судьбе - Руслана пригласили в Уфу на должность директора Среднего специального музыкального колледжа, и наш проект стал расширяться. В обойму вошли новые люди, в основном учащиеся ССМК и музыкальных школ, поскольку Анатолий Кукубаев много писал для детей и юношества. Потом естественным образом появились оркестровые произведения, и нашлись люди, которые искали потерянные ноты, пересылали из других городов партитуры Кукубаева - так, как это было с “Концертной пьесой для баяна”. Ее впервые исполнил с оркестром Николай Махней на Днях культуры Республики Башкортостан в Ижевске. А потом много лет ее никто не играл, так как нот в Уфе не было. И специально к нашему проекту были получены ноты, которые в короткий срок выучил и исполнил молодой преподаватель ССМК, баянист, лауреат Всероссийского конкурса Рамис Хакимов.
Может, было что-то очень искреннее и зажигательное в наших глазах, но все, к кому мы обращались с предложением провести концерты памяти Анатолия Кукубаева, с радостью соглашались и помогали, чем могли. Педагоги занимались с ребятами и в каникулы, дирижер Оксана Буланкина блестяще выстроила оркестровую часть программы. В Министерстве культуры республики наш проект приняла близко к сердцу сотрудник отдела профессионального искусства и образования Фируза Иншаровна Султанбаева, а в Москве огромную организационную работу взял на себя наш земляк, ныне известный баянист, лауреат Международных конкурсов и Президент фонда Фридриха Липса Александр Гатауллин. И, конечно, концерты не состоялись бы без поддержки Рустэма Закиевича Хамитова, который среди всех заявок на грант выбрал именно эту.
Самое же главное: наш замысел состоялся, потому что многие музыканты знали лично Анатолия Кукубаевича, ценили его творчество и человеческие качества.
Надо сказать, что прежде чем везти программу в Москву, ее “опробовали” на сцене Шаляпинского зала Уфимской государственной академии искусств. Он был полон, и вечер продолжался более двух часов. Звучали баян и домра, курай и аккордеон, исполнялись обработки народных мелодий и концертные пьесы, на сцену поднимались ученики и студенты, ансамбли и оркестр. И всем было ясно, что это - только вершина айсберга, и из всей созданной Кукубаевым прекрасной музыки можно составить не одну программу. Среди слушателей находились ученики и ученики учеников, любители народной музыки и профессионалы. Приехали и родственники мастера из Бирского района, откуда Анатолий Кукубаевич родом. Им приятно было услышать и то, что по инициативе художественного руководителя и директора Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан, заслуженного артиста России и народного артиста РБ Рамила Гайзуллина НОНИ даст благотворительный концерт в вотчине композитора, в деревне Бахтыбаево.
...Вечер памяти всегда имеет особенную ценность. Это и воспоминания, которыми поделились два профессора - Раджап Шайхутдинов и Вячеслав Беляков, и передача эстафеты памяти новым поколениям. Впечатлениями от концерта в Москве поделились с автором этих строк молодые участники проекта - ученики и студенты ССМК. Все они не новички, а напротив, люди бывалые. У каждого из них в “послужном списке” по несколько побед на конкурсах различного ранга.
Павел Орлов:
- Выступать в концерте в зале “Гнесинки” очень ответственно. Честно скажу, волновался. Но меня поддерживало то, что пришли и мои друзья по ССМК, которые учатся сейчас в Москве. И после таких выступлений понимаешь, что надо больше заниматься и есть к чему стремиться.
Ефим Матисов:
- Я вообще первый раз увидел Академию музыки имени Гнесиных, но сыграл без волнения. У себя труднее было. Москва мне понравилась, я бы еще остался...
Дмитрий Седухин,
Дмитрий Щербинин:
- Мы смогли попасть на мастер-класс к известным баянистам - Александру Гатауллину и Айдару Гайнуллину. Они показывали нам работу над мехом, мелодическое голосоведение. Нас слушали профессора, и мы чувствовали их внимание.
С тех участников концерта, кто постарше, конечно, и спрос был другой. Но каждый из них отметил свои “якоря”, которые помогли музыкантам хорошо выступить.
Ирина Куравина:
- У меня крепкий тыл - моя музыкальная семья, где папа и сестра играют на домре. А также я видела в зале профессора Виктора Семёновича Чунина, своего “педагогического дедушку” (мои педагоги Елена Камалова и Зифа Сафаргалина учились у него), который после выступления пожал мне руку. С ансамблем “Россия” проблем не было - как будто всегда с ними играла, настолько они хорошо чувствуют солиста.
Рамис Хакимов:
- У меня тоже возникло ощущение, будто я играю со своим коллективом. Выручило то, что был наш дирижёр - Оксана Сергеевна. А ещё радовало, что благодаря этому проекту появилась возможность исполнить такую сложную, яркую, виртуозную вещь, как “Концертная пьеса для баяна”. Надеюсь, теперь она будет звучать в программах.
Рафис Сирусин:
- Я даже не мог себе представить, что мне на первом курсе Академии искусств удастся спеть в Гнесинском зале, тогда как у себя в Шаляпинском ещё не пел... Но когда вышел, увидел в зале Ольгу Викторовну Рахмангулову, и первую песню “Сибай” пел ей. Услышав реакцию публики, вдруг почувствовал, что москвичи пришли именно за народными мелодиями, и стал петь для них просто и от души.
Но, конечно, среди героев вечера пальма первенства принадлежит мастерам. Наша Оксана Буланкина покорила московский ансамбль, а его директор, художественный руководитель и главный дирижёр Дмитрий Сергеевич Дмитриенко подчеркнул:
- Это крайне редкий случай в России, когда женщина-дирижёр может и очаровать, и подчинить коллектив за столь короткий срок - всего шесть часов репетиций! А ведь партитура Кукубаева часто имеет неквадратную структуру и сложную ритмическую организацию, изящно инструментована, что требует от дирижёра особого мастерства. Но коллектив воспринял уфимского дирижёра, что сказалось на отличном качестве работы. Оркестр и я лично благодарим Оксану Сергеевну за этот интересный концерт.
Оксана Буланкина:
- Я тоже под впечатлением от встречи с таким профессиональным коллективом. Они подошли к работе творчески. По их инициативе в партитуру были включены гусли, что прозвучало новой краской в музыке Анатолия Кукубаева. Главное, музыканты с желанием и готовностью восприняли нашу интерпретацию, и мы сыграли с удовольствием.
Нургали Каекбердин:
- Ещё с каким! Каждое выступление с оркестром для меня - огромная радость! Это и экзамен, и сотрудничество, и полёт. Сначала я был оглушён и несколько растерян таким количеством музыкантов за спиной. Только подумать - с ансамблем “Россия” пела сама Зыкина! Но благодаря дирижёру поверил в свои силы и получил огромное удовольствие. Отдельно хочу поклониться Руслану Сайдановичу Рахмангулову - за его отзывчивое сердце и чуткую душу музыканта!
Александр Черных:
- Благодаря проекту Руслана Рахмангулова мы словно прикоснулись к истокам, ощутили приток свежего воздуха. Мы играли в Гнесинской академии музыки, где когда-то учился Анатолий Кукубаевич и где зародились традиции отечественной баянной школы. Мы играли в Уфе, где Кукубаев жил и работал, и в Москве, причём перед такими профессорами, как наш Вячеслав Филиппович Беляков! Я переживал за молодых ребят, ведь перед ним плохо выступить просто нельзя. Но они справились - с блеском, технично, ярко исполнили свою программу. И, конечно, этот проект ещё раз показал потенциал башкирской профессиональной музыки и неподвластную времени красоту фольклора.
...Но в этой истории, наверное, не было бы изюминки, если бы не тот факт, что страстный пропагандист башкирской музыки, автор обработок народных песен и собственных композиций был по национальности... марийцем. Именно этот вопрос - как человек может понять, принять и стать частью другой культуры - я и задала на сцене концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных Артёму Голову, открывавшему нашу программу в Москве. Спросила я мальчика об этом не случайно. Его деда, Николая Голова, любят и помнят в республике как создателя прекрасных песен, хотя в программе автором их объявляют Наиля Галеева (такой творческий псевдоним взял Николай Афанасьевич еще в молодости, будучи баянистом и руководителем концертной бригады Башкирской государственной филармонии). В том, как Артём выглядит с баяном, как спокойно, вслушиваясь в себя, разворачивает меха, ощущается эта преемственность, любовь к музыке, унаследованная им от деда. Человек серьезный и вдумчивый, Артём произнес, пожалуй, самую важную для нашего материала и всей ситуации в целом фразу:
- Эти люди сумели очень тонко почувствовать всю красоту природы нашего края и полюбить народ Башкортостана. Поэтому они смогли рассказать языком музыки то, что видят представители разных национальностей в истории и жизни башкир. По-другому, на другом языке они говорить не могли.
Его слова звучат как продолжение того, что произнес когда-то Анатолий Кукубаевич: “Я пишу башкирскую национальную музыку. Я мыслю по-башкирски”.
Мы не знаем, как слово наше отзовется. Но нужно было видеть глаза слушателей в переполненном зале Академии искусств 17 октября и вдохновенные лица тех, кто пришел в Концертный зал РАМН имени Гнесиных 25 октября, чтобы понять: музыка Анатолия Кукубаева навсегда связана с неповторимым ароматом уральских степей (“На долине Ирендык”, “Башкирский сувенир”, “Горная песня”), смелым взглядом и удалью (“Веселые джигиты” и “Салаватцы”), прелестью девушек (“Девичья лирическая”) и размахом народного праздника (“Быстрый танец”, “Юаса”)...
И неслучайно наш московский концерт совпал с Курбан-байрамом. Вдалеке от дома маленькая группа из Башкирии оказалась внутри родной музыки, как в своей семье. Мы, люди разных возрастов и вероисповеданий, собрались, чтобы почтить память человека, оставившего нам большое наследство. Он сумел подарить (передать, озвучить) чувство, от которого так тепло на душе - чувство Родины, сопричастности всему, что связано с этой прекрасной землей. Он смог превратить его в ноты, которые не пылятся в архивах Союза композиторов, а ставятся на пюпитр и продолжают жизнь своего создателя - здесь, сейчас и в будущем.

Музыки башкирской краски покорили всю Москву Музыки башкирской краски покорили всю Москву

Музыки башкирской краски покорили всю Москву Музыки башкирской краски покорили всю Москву


Виктория СИМОНОВА,
заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
Уфа - Москва - Уфа.
Фото Александра
ЧЕРНЫХ.

Вернуться назад