Главная > КУЛЬТУРА > "Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел..."

"Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел..."


17-05-2016.
"Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел..."

Конечно, меня потряс мальчик. Собственно, не было в пространстве Большого зала ГКЗ "Башкортостан", где проходил финальный этап программы Первого международного конкурса скрипачей Владимира Спивакова, человека, которого бы оставил равнодушным ребенок, поцелованный при рождении Создателем. И даже те, кому ре-мажорный Концерт для скрипки с оркестром Людвига ван Бетховена, выбранный Даниэлем Лозаковичем для третьего тура, показался, быть может, не выигрышным, понимали: то, что сейчас происходит на сцене, - сродни чуду.

Безусловно, мальчик вырастет, его отношение к жизни будет меняться, но если он сумеет сохранить те чистоту, сравнимую разве лишь со слезой невинного ребенка, и первозданность восприятия мира, так отличавшие его исполнение от игры собратьев-соперников, то мы смело может утверждать, что в дни конкурсных баталий нам выпало счастье слушать гения, который появляется на свет раз в столетие. Недаром же Ильшат Муслимов - первая скрипка Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, сопровождавшего выступления финалистов, сказал (а мне передали его слова) о том, что первый младенческий крик Даниэль Лозакович издал спустя век после рождения выдающегося скрипача Яши Хейфеца. Вот уж действительно - раз в сто лет... Во время субботнего исполнения Концерта я изредка бросала взгляд на Муслимова, сидевшего за вторым пультом, поскольку вместе с НСО на Первом Спиваковском в Уфе играли солисты оркестра, возглавляемого Владимиром Теодоровичем, и видела, что Ильшат волновался, с трепетом (в каком-то смысле даже "болея") воспринимая выступление пятнадцатилетнего представителя Швеции.
В Гала-концерте победитель Спиваковского конкурса исполнил Концерт Бетховена уже иначе - прошли ночь и день, мало ли о чем думал мальчик за это время, да и вердикт свой жюри вынесло, волнения отступили... А на третьем туре он был очень собран, и скрипка Страдивари в его руках звучала не просто чисто и глубоко, но была мудрой не по годам, имею в виду - не по годам для заставившего замереть зал темноволосого подростка...
А еще часть своих симпатий я отдала скрипачке из Страны восходящего солнца Маи Судзуки, разделившей вторую премию с венгеркой Агнеш Лангер (третья премия - россиянин Леонид Железный). Мне казалось, японцы, о
чьем трудолюбии и страсти к техническому совершенству слагаются легенды, не могут столь сильно взволновать слушателя, как удалось это ей, исполнявшей Концерт Феликса Мендельсона настолько проникновенно, что возникало ощущение некой личной истории Маи Судзуки, с помощью музыки удивительного немецкого романтика рассказавшей нам о себе.
...Четверо названных выше участников конкурса, на шесть дней приковавшего внимание музыкальной общественности столицы Башкортостана, были удостоены необычных наград. В качестве приза каждый из них получил скрипку работы известных мастеров. И Даниэлю, игравшему на инструменте, предоставленном ему меценатом, художественный руководитель конкурса Владимир Спиваков вручил раритет, созданный в XIX веке туринцем Карло Джузеппе Оддоне. Как знать, может быть, когда-нибудь мы услышим его в руках юного Лозаковича... Все возможно, ведь Глава нашего региона Рустэм Хамитов, специально пришедший на третий тур, а на следующий день открывавший церемонию награждения лауреатов, пообещал, что в 2018 году в Уфе пройдет Второй международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова. А вдруг повзрослевший к тому времени Даниэль приедет к нам в качестве гостя, и мы сможем убедиться, что мальчик, поцелованный при рождении Создателем, с годами не изменил себе, оставшись столь же чистым...

Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: в день закрытия конкурса - Даниэль Лозакович и Владимир Спиваков; призы конкурса; Маи Судзуки.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.






"Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел..." "Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел..."

Вернуться назад