Главная > ЭКОНОМИКА > Бренд как пропуск на полку

Бренд как пропуск на полку


5-12-2017.

Статистика показывает: сегодня до 60 процентов уфимцев делают покупки в торговых сетях. Происходит это не только потому, что сетевые магазины занимают львиную долю розничной торговли, но и потому, что сети стали активнее работать с местными производителями, широко открыв им свои двери.

Вспомните ситуацию, царившую несколько лет назад. В магазинах федеральных торговых сетей, при всем обилии ассортимента, местным производителям отводилась роль бедных родственников - товаров, произведенных в Башкортостане, на полках ведущих ритейлеров было совсем мало, пробиться сюда было весьма сложно. А все потому, что у китов розничной торговли была своя внутренняя политика. Возьмите тот же “Ашан”. В первое время там сплошь и рядом были импортные продукты либо российские, но привезенные из других областей.
Санкционная политика резко изменила ситуацию, открыв глаза крупным ритейлерам на местную продукцию. Да, этот товар не будет лежать и не портиться по полгода. Да, местные производители не могут обеспечить вагонные поставки. Но именно эту продукцию, к которой мы привыкли, так хотят покупатели. Опустив шлагбаумы для грузовиков с западной продукцией, “открыли шлюзы” для местных, и вот сегодня на рынке - изобилие мяса, молока, кондитерских изделий, сыров местного производства, появляется все больше мелких интересных производителей, с которыми хотят плотно сотрудничать торговые сети.
В этом можно было наглядно убедиться в ходе прошедшей недавно в Уфе торгово-закупочной сессии “День поставщика”, которую проводил Госкомитет РБ по торговле и защите прав потребителей. Главной целью мероприятия было создание эффективной площадки для прямого диалога производителей и представителей торговых сетей. Так вот, в поисках качественного, конкурентоспособного местного товара к нам прибыли представители 17 республиканских и федеральных торговых сетей. В их числе “Мэтро Кэш энд Керри”, “Лента”, “Ашан”, “Магнит”, “О’Kей”, “Полушка”, “Монетка”, “Альдо” и другие.
Такого широкого представительства сетей во время торгово-закупочных сессий никогда еще не было. А выбрать им было что. Свою продукцию предлагали свыше 100 республиканских предприятий. Были проведены сотни переговоров о поставках продукции, и в итоге на месте было заключено 15 крупных договоров.
Среди тех, кто предлагал свою продукцию торговым сетям, было ООО “Эра” из Илишевского района. В этот день предприятие наряду с другими 28 производителями стало дипломантом проекта “Продукт Башкортостана”. Представители торговых сетей по достоинству оценили ассортимент и качество продукции илишевцев, которые производят хлебобулочные, кондитерские изделия и молочную продукцию. Прекрасный бездрожжевой хлеб с семенами льна, великолепный адыгейский сыр (закваску делают сами), такие же натуральные, без добавок, творог, сметана...
- Объемы у нас пока еще небольшие, но будем их наращивать, потому что уфимские организации просят, - говорит представитель предприятия Зинфира Халимова. - К нам подходили представители торгующих организаций, спрашивали, когда вы будете возить в Уфу? Сегодня мы общались с “Монеткой”, “Ашаном”, “Пятерочкой”. “Ашану” очень понравилось, хотят подписать с нами договор.
Конечно, натуральная продукция таких производителей заинтересует покупателя. Ну как им пробиться на полки сетей, ведь объемы небольшие? Выход есть. Сегодня многие сети настроены на организацию у себя фермерских уголков. Они понимают, что мелкие предприятия, производящие натуральные продукты, в больших объемах работать не смогут. Поэтому они будут представлены в фермерских уголках. Этим занимается “Байрам”, подобные планы были и у сети “О’кей”. Потому и родился формат фермерских уголков, который сетям очень нужен. Яркий пример тому - с каким удовольствием тот же “О’кей” принимает на своей территории сырные ярмарки, бесплатно предоставляя площадку и вызывая настоящий покупательский ажиотаж.
Участники торгово-закупочной сессии были довольны. Общее мнение: в таком формате нужно продолжать работать. К примеру, в “Метро” заявили, что сделают все, чтобы от сети приезжали не только региональные, но и дивизионные представители, которые непосредственно принимают решение о закупках.
Даже те сети, в которых местной продукции раньше совсем не было, сейчас поворачиваются к ней лицом. Они в первую очередь заинтересованы в наших хлебобулочных изделиях, молочной продукции. С овощами намного сложнее, они в основном привозные. Наибольший прирост в ассортименте меда, казылыка. Многие малые предприятия сегодня занимаются производством сырокопченых изделий.
Здорово поднялись за год производители сыра, начали поставлять продукцию и в магазины, и в рестораны. Мягкие сыры, которые раньше были только импортными, начали делать башкирские производители.
На подъеме кондитерская сфера, появилось много малых предприятий, которые занялись этим делом. К примеру, фабрика сладостей из Туймазов, которая активно входит в сети, серьезно завоевывает рынок. На торгово-закупочной компании в “День поставщика” представители компании вели переговоры с “Ашаном”, и представители сети сказали, что будут брать продукцию: и качество хорошее, и упаковка соответствует запросам времени.
Список участников проекта “Продукт Башкортостана” пополнился еще 29 предприятиями республики. На сегодняшний день насчитывается 304 дипломанта проекта, которые в совокупности производят свыше 3 тысяч наименований продукции.
- “Продукт Башкортостана” набирает свою популярность. Ежегодно его участниками становятся более 70 самых разных предприятий, - сообщила председатель Госкомитета РБ по торговле и защите прав потребителей Гузэль Асылова.
О чем свидетельствует маркировка “Продукт Башкортостана”? Во-первых, что товар произведен на территории Республики Башкортостан. Во-вторых, что он изготовлен на производстве и в условиях, соответствующих технологическим и санитарным требованиям. И третий, немаловажный аспект для каждого потребителя, - это периодическая проверка качества продукции независимой лабораторией.
“Продукт Башкортостана” сегодня ключевой бренд региона. Это добровольная маркировка, которая дается абсолютно бесплатно для всех производителей, работающих на территории республики. Проект реализуется с 2013 года, и практика показывает, что покупатели гораздо активнее приобретают эти товары. Узнаваемость бренда повысилась именно с этой маркировкой, со значком “Продукт Башкортостана” на котором указано: “Выбирай своё, покупай родное”, “Здоровые и качественные продукты”.

Сергей ОСАДЧИЙ.
НА СНИМКАХ: во время вручения дипломов “Продукт Башкортостана”; выбирай своё, покупай родное.


Вернуться назад