Главная > ЭКОНОМИКА > Посчитают все..

Посчитают все..


17-08-2018.
Об инвентаризации бесхозных построек, поддержке «квадратом» бизнеса, учете городских лесов и многом другом говорилось в ходе пресс-конференции, посвященной итогам деятельности Управления земельно-имущественных отношений уфимского муниципалитета за первое полугодие-2018.
С журналистами беседовали заместитель главы Администрации столицы Руслан Тухватшин, начальник ведомства Раиль Еникеев и его заместитель
Юрий Танюкевич.


С неба деньги не падают
Итак, в городе продолжается сплошная инвентаризация неучтенных и бесхозных объектов недвижимого имущества. Рабочие группы ежедневно обходят дворы. Продвигается дело нелегко, особенно летом, когда люди разъехались по садам-огородам: собственников попросту не найти.
- Начали инвентаризацию с объектов незавершенного строительства. Закончить ее хотелось бы в этом году. Потом уже будем отслеживать оформление прав собственности, - сообщил Раиль Еникеев.
Как уверяют специалисты, по завершении инвентаризации бюджет получит немного - около 50-100 миллионов рублей. Все же в основном речь идет о проверке садов и жилой застройки, а налоговая база по ним сравнительная невысокая. Главная проблема, которую, по мнению спикеров, надо решить, - неравномерное распределение налоговой нагрузки.
- Кто не платил, тот и не платит. А кто платит, из-за индексации налогов с каждым годом отдает все больше, - говорит Раиль Амирович.
Он припомнил, насколько требовательны к муниципалитету бывают граждане, когда речь заходит о благоустройстве, однако денег в казне хватает не на все. Между тем на Управление возложены функции главного администратора неналоговых доходов, только за первое полугодие 2018-го управление принесло в бюджет треть поступлений. Еникеев заключает: «С неба деньги не падают». Согласно графику столица должна завершить год с результатом в 4 миллиарда рублей, а план за шесть месяцев выполнен на неполные 96 процентов. Нарушений в данной сфере - пруд пруди. Представителям СМИ демонстрируют слайды: вот чей-то коттедж на берегу реки Белой, на кадастровом учете он не стоит, а вот уфимский ипподром «Акбузат» - оказывается, не всего его постройки «умещаются» в пределы сформированного земельного участка.
- Мы проделали очень большую работу. Создали цифровую карту города, в основу положили ОФП - ортофотопланы. Это не просто фотографии, это отсканированный материал с высокой точностью приближенности. На него мы наложили кадастровые деления, границы... Там хорошо видно, кто из собственников-землепользователей вышел за пределы, а кто, наоборот, не дошел. Где-то вообще самозахват, - объясняет спикер.
Всего по состоянию на 2 августа удалось проверить свыше 37 тысяч земельных участков: 415 из них - с признаками самовольного захвата, 94 - используются не по целевому назначению. Из 33 тысяч обследованных зданий 20 тысяч - жилые, а 335 объектов похожи на бесхозные.

Кто владеет нашими дворами
Нередко между жильцами многоэтажек разгораются споры из-за незаконного захвата парковочных мест или установки шлагбаумов. Подобная свобода воли допускается лишь в отмежеванных дворах - принадлежащих собственникам. В остальных случаях «самодеятельность» быстро пресекают.
Как сообщили в ходе пресс-конференции, сегодня работа по постановке таких участков на кадастровый учет продвигается: в процессе - 78 кварталов, охватывающих 1 256 домов, вопрос по ним планируют решить уже в декабре. Всего же вместе с прилегающими территориями на учет поставлены лишь 1 169 уфимских жилых зданий - 17 процентов от общего числа; 6 тысяч
864 многоэтажки зарегистрированы по отмосткам, или, иначе говоря, по фундаменту. Это значит, большая часть горожан не имеет возможности свободно распоряжаться землей под своими окнами: ставить, где захочется, детские площадки, бельевые, огораживать парковки... И только упомянутые 17 процентов, проведя общедомовое собрание и приняв соответствующее решение, вправе без согласования с муниципалитетом вершить судьбу дворовых площадей.
- Когда-то все эти земли формировали по отмосткам: не зная площади, без разработанного на тот момент проекта планировки, проекта межевания. Вот такие данные и легли в основу кадастрового учета. Сегодня вы являетесь владельцем квартиры и одновременно сособственником земельного участка под домом, - объясняет Раиль Еникеев. - Наша задача - ускоренными темпами по мере возможности сформировать под всеми многоквартирными зданиями земельные участки с учетом прилегающих территорий, чтобы жители могли полноценно ими распоряжаться.
Действовать муниципалитет начал с дворов в историческом центре столицы, дальше стал двигаться в направлении других районов. Кстати, если двор отмежуют, платить еще и земельный налог не придется (законодательство подкорректировали) - только стандартный налог на имущество. Как утверждает Руслан Тухватшин, городу данные работы прибыли не принесут, напротив - для их выполнения необходимо потратить 68 миллионов рублей. Так, стоимость организации разработки одного проекта межевания составит минимум 300 тысяч.
По словам Раиля Амировича, по инициативе и на средства собственников такие вещи не делают.
- Есть огромное желание, но управление на это не идет. Было несколько таких случаев, однако мы отказали: подобные проекты не учитывали интересы соседних домов, - говорит он.
Добавим, что узнать статус именно вашей многоэтажки можно, изучив онлайн-карту на сайте Росреестра.

Скрытая поддержка бизнеса
Отдельно с журналистами обсудили нюансы использования нежилого фонда. За полгода от приватизации в столичную казну поступило 32 миллиона рублей. Что касается договоров купли-продажи, за это время оформили 37 объектов общей стоимостью 374 миллиона, притом 17 из них на льготных условиях (по 159-ФЗ) приобрели бизнесмены: купили помещения, которые прежде арендовали.
Как отмечает Юрий Танюкевич, с тех пор как закон вступил в силу, предприниматели приватизировали свыше 1,5 тысячи муниципальных объектов. Сделки принесли около 7,8 миллиарда рублей, обратной же стороной медали является явное падение эффективности использования арендуемых площадей.
- Город теряет ликвидные помещения, которые раньше приносили доход в виде аренды. К примеру, общая площадь договоров аренды в 2010-м составляла 487 тысяч квадратных метров, а к 1 июля 2018-го - 181 тысячу. Убыток, исходя из размера средней арендной платы, - 550 миллионов рублей в год. Фактически речь - о скрытой поддержке малого и среднего бизнеса, пусть и небольшой, - рассуждает он.
Дело в том, что с прошлого месяца изменились правила выкупа арендованных предпринимателями «квадратов». Если прежде были установлены некие временные рамки, то теперь выкуп стал бессрочным: единственное условие - на дату подачи заявления бизнесмен должен арендовать помещение в течение двух и более лет. Изменились и правила рассрочки: как объяснил Юрий Танюкевич, до 1 июля по республиканскому закону ее давали на семь лет, а теперь - на пять.
Особый акцент спикеры сделали на попытке привлечь предпринимателей к не слишком ликвидным «квадратам» (цоколям, полуподвалам). Так, решается вопрос по освобождению от арендной платы на период ремонтных работ. Кроме того...
- Существует положение: раз объект не был реализован на торгах, а его техническое состояние признано неудовлетворительным, есть возможность приобрести его по льготной схеме. Первый год бизнесмен уплачивает 10 процентов от арендной платы, во второй год - 50, и только потом он выходит на выплату полной стоимости, - объяснил Юрий Владимирович.
Впрочем, несмотря на выгодность варианта, пока отдачи от него практически нет. По новой схеме провели 6 аукционов, на которых выставлялось 57 помещений. Реализовать из них удалось только 4.
Добавим, что, по данным Управления, в аренду ныне сдается лишь 9 процентов муниципальных площадей, именно они приносят реальный коммерческий доход (в 2018-м - 165 миллионов рублей). Остальные 90 с «хвостиком» используются для деятельности муниципальный учреждений, каковых в столице 565.

А МУПов все.. меньше
Кстати, за десять лет в Уфе значительно сократилось число муниципальных унитарных предприятий - со 132 до 47. Притом 2 из них ныне - на стадии ликвидации. Спикеры настаивают на том, что оптимизация касается МУПов малоэффективных, не приносящих обществу пользы. О проблемах кричат и цифры: с прибылью в 2017-м отработали только 23 предприятия, 18 - с убытком, 2 - вышли в ноль. Город получил от деятельности МУПов символические 12 миллионов рублей.

К НКО есть вопросы
Отвечая на вопрос о помощи некоммерческим организациям (НКО), Юрий Танюкевич сообщил, что работа идет, но нынешнее положение дел не позволяет поддерживать НКО так активно.
- Был удивлен количеству некоммерческих организаций в Уфе, счет - на сотни. Притом большинству из нас их наименования ни о чем не скажут. Лишь под художественные мастерские передано около 300 помещений, - поделился он. - Проверки и отсутствие жалоб от жильцов говорят о том, что используются они по назначению. Однако вопросы вызывает эффективность применения «квадратов». Сегодня мы готовим предложение по созданию, может быть, некой системы грантов, потому что от наших льгот отдачи не видим. Будто они предоставляются в никуда!

В Уфе создадут лесничество
Кроме того, спикеры рассказали о постановке на кадастровый учет лесных угодий. В последний раз границы «расчерчивали» лет десять назад, и сегодня эта информация, мягко говоря, устарела. Руслан Тухватшин в красках объяснил почему:
- До того доходило... По ориентировкам, которые нам в свое время достались, земельный участок с лесами находился посередине реки Белой. Это же нонсенс!
По его словам, наделы с зелеными угодьями настала пора упорядочить. В будущем создадут Уфимское городское лесничество, его разделят на пять лесничеств: в центре города, в Черниковке, в Забелье, в Зауфимье и в Дёме. Впрочем, это лишь начало большого пути. Четких сведений о том, что будет после, пока не озвучивают, да и к компетенции Управления данный вопрос не относится. Сами спикеры надеются однажды увидеть новые комфортные лесопарковые зоны для отдыха и просто ухоженные, здоровые зеленые угодья. Общая площадь лесов в мегаполисе - свыше 21 тысячи гектаров.
Арина АСТАФЬЕВА.


ЯЗЫКОМ СТАТИСТИКИ
Всего за шесть месяцев 2018-го от использования и распоряжения земельными участками в городской бюджет мобилизовано 1 миллиард 81 миллион рублей. От арендной платы за земли - более 903 миллионов, от продажи участков - 160 миллионов, от реализации объектов нежилого фонда - почти 375 миллионов рублей.
По состоянию на 1 июля УЗИ заключено более 20 тысяч договоров на аренду земельных участков. На наделы для проектирования и строительства многоэтажных домов с 2016-го подписано 177 договоров. Всего в нынешнем году на торгах реализовано 237 земельных участков общей площадью 43 с лишним гектара. Общая площадь наделов, расположенных в административных границах Уфы, - 70 тысяч 790 гектаров.

Вернуться назад