Главная > ЭКОНОМИКА > Раскрутить колеса

Раскрутить колеса


11-12-2018.
Как известно, врио Главы РБ Радий Хабиров в середине октября на оперативном совещании в Правительстве республики потребовал навести порядок в сфере пассажирского транспорта. Он распорядился вытеснить с рынка нелегалов, поставив срок - 1 декабря. В ходе встречи чиновников, перевозчиков и прессы, организованной изданием «Коммерсант-Уфа», были подведены промежуточные итоги этой работы, обсуждались проблемы переходного периода.

Большие автобусы – в приоритете
Первые решительные шаги последовали, 23 октября. В ходе рейдов было составлено 2855 административных материалов, 95 протоколов, 73 автобуса было арестовано. Понятно, что в одночасье отладить систему невозможно. Проблемы выразились в нехватке автобусов на коротких и пригородных маршрутах, увеличении интервала движения. «Ситуация с каждым маршрутом обсуждается отдельно», - пояснил председатель Госкомтранса республики Тимур Мухаметьянов.
Начальник отдела организации перевозок Управления транспорта и связи Администрации Уфы Альберт Сафаров назвал эти трудности закономерными. «С рынка ушли 1300 нелегалов, работавших на 27 маршрутах. Осталось 2000 автобусов, к ним для восстановления баланса добавили порядка 500. Далее, так как планируется ориентир на автобусы большой вместимости (в количестве не более 1700), транспорта станет еще меньше, то есть интервал движения вырастет», — отметил он.
Недостаток автобусов и водителей был отчасти компенсирован бывшими нелегалами. «Башавтотранс» нанял 100 водителей с собственными автобусами и принял на работу 40 водителей, которые сели за руль машин госперевозчика. Но этого явно мало. «Башавтотранс» хочет наладить работу в две смены, чтобы автобусы ходили по городу до 23.00.
- Мы набираем водителей, нам нужны порядка 300 человек, - сказал заместитель генерального директора предприятия Сергей Паскин.
Постепенно будет меняться автобусный парк. «Башавтотранс» с помощью бюджета республики приобретает 100 больших автобусов, закупочные процедуры уже начаты. 74 новые машины будут работать в Уфе, 26 - на пригородных маршрутах.
В первые дни транспортной реформы возникли серьезные проблемы на пригородных маршрутах, в частности, в Михайловку, поселок 8 Марта, Новую Максимовку. К примеру, вечером на остановке «Улица города Галле» собирались десятки пассажиров, а после 22.00 уехать в тот же поселок 8 Марта можно было только на попутке и на машинах «бомбил», которые оккупировали остановку. Прошло совсем немного времени, и маршрутки с закрывшегося 375-го перешли на официальный 115-й, сегодня они курсируют от Алексеевки до Галле, причем с небольшим интервалом движения и до 22.30. А вместо прежнего 287-го маршрута продлили 220-й, следовавший из микрорайона Белореченский.
Постепенно идет отладка и на других направлениях. Возобновилась работа по 21 официальному маршруту, на 18 из них изменены схемы движения, а на 7 увеличено количество автобусов. После 23 октября в городе появились автобусы со «странными» номерами маршрутов. «Приписки «как 290» делаются для удобства пассажиров», - пояснил Альберт Сафаров.
Больше всего критики получали ПАЗы, и вполне заслуженно: неприглядный внешний вид, грязь внутри салона. Но с дорог Уфы они полностью не исчезнут, городу нужны автобусы средней вместимости, считают специалисты. Предположительно, до 177 «пазиков», прошедших проверку безопасности и качества, останутся на маршрутах. Ранее эксперты указывали, что частные перевозчики не смогут закупить большие автобусы - например, стоимость НефАЗа составляет порядка 9 миллионов рублей.
По словам Тимура Мухаметьянова, со следующего года в Уфе будет вводиться контрактная система с теми перевозчиками, кто работает по регулируемым тарифам, доля их будет стремиться к 15%. К 2023 году количество работающих по госконтрактам должно вырасти в два раза. Именно к этому году реформу планируется завершить.
А еще будет создано Уфимское железнодорожное кольцо, оно интегрирует городскую электричку в систему общественного транспорта и немного освободит улицы города от пассажиров из Шакши и других удаленных территорий, которые за 21 рубль смогут добраться до многих точек Уфы. Обеспечиваться это будет и единым проездным билетом, с помощью которого пассажир сможет в течение определенного времени пользоваться услугами автобуса, трамвая или троллейбуса, электрички и службы речных перевозок.
Все виды транспорта должны быть оснащены системами безналичной оплаты за проезд. Это позволит решить проблему неучтенных средств или занижения объемов пассажироперевозок для ухода от налогов. До начала реформ годовой объем «черного рынка» в Уфе оценивался в 4 миллиарда рублей.

Трамвай прибавит скорости
Что касается электротранспорта, нагрузка на него с начала транспортной реформы (и сокращения автобусных перевозок) выросла на 15%, отметили руководители МУЭТ. В целом они смотрят на ситуацию оптимистично: Администрация столицы сейчас исправно выплачивает средства, энергетики согласились «заморозить» часть долга (40 миллионов рублей; в середине года долг МУЭТ перед энергетиками составлял 115 миллионов), предприятие готовится к акционированию. Перед новыми владельцами встанет задача обновить парк — износ техники составляет 96%. Сфера электротранспорта в мегаполисе обязательно будет прибыльной, уверены в МУЭТ.
Проблем в пассажирских перевозках Уфы в свое время добавило решение разорвать прямое трамвайное сообщение севера и юга города. В 2008 году это казалось правильным: проспект Октября от трамвайных путей освободили, полос добавилось, пробок стало меньше. Теперь же снова ставится вопрос о воссоединении этих частей города скоростным трамваем. Но на это тоже понадобятся немалые деньги.
- Порядка 2 миллиардов рублей по нашим подсчетам надо, чтобы воссоединить север и юг, - сказал заместитель директора МУЭТ Радик Зарипов. – И это по предварительным данным, ведь многое будет зависеть от стоимости выноса коммуникаций, так что точной суммы пока нет.
Столица Башкортостана является одним из немногих городов-миллионников, где нет скоростного общественного транспорта. Председатель Госкомтранса РБ рассказал, что рассматривалось три варианта развития в Уфе скоростного электротранспорта: подземно-надземный по примеру Волгограда, монорельс, как в Москве, или стамбульский вариант - метробус. Наиболее предпочтительным является вариант строительства линий скоростного трамвая.
«Мы выиграли соответствующий грант Банка развития БРИКС. Он будет нашим консультантом в области реализации этого инвестиционного проекта. А в 2019 году мы займемся поисками инвестора. Работы ведем совместно с Министерством транспорта России», - отметил Тимур Мухаметьянов. По данным Госкомтранса РБ, интерес к проекту проявляют бизнес-круги Китая, Турции, Ирана, Катара.
Предварительно проект строительства скоростного трамвая в Уфе оценивается в 6-7 миллиардов рублей. Впервые уфимцы услышали о нем весной 2013 года. Первая очередь должна была пройти по эстакаде вдоль улицы Блюхера на участке от остановки «Госцирк» до ГДК. Финансировать проект планировалось с привлечением средств Европейского банка реконструкции и развития. Под линию началась вырубка лесопосадок, что вызвало большой общественный резонанс, который в конечном итоге привел к остановке работ.
Что касается инфраструктуры, то, к примеру, электронных табло на каждой остановке (их в Уфе порядка 1200) ожидать не стоит: цена каждого — не менее 500 тысяч рублей (итого 600 миллионов). Стоимость обычной таблички гораздо скромнее — 1,5 тысячи рублей (всего 1,8 миллиона). Самый же реалистичный и удобный вариант — мобильное приложение. «Башавтотранс» уже имеет приложение «Открытый транспорт», до 1 января 2019 года туда будут добавлены остальные легальные перевозчики.
До 15 декабря все транспортные средства будут подключены к спутниковой системе ГЛОНАСС. Это позволит более точно устанавливать число автобусов и контролировать интервал движения на каждом маршруте.
Задача по обновлению подвижного состава, по созданию прозрачной системы перевозок назрела давно. И вот наконец «процесс пошел». Моментального улучшения ситуации пассажиры не почувствуют, но в итоге город получит современную систему пассажирских перевозок, без которой транспортная инфраструктура развиваться не сможет.

Вернуться назад