Главная > ЭКОНОМИКА > О тарифах и плате граждан за коммунальные услуги

О тарифах и плате граждан за коммунальные услуги


5-08-2014.
В начале августа жители нашей республики начали получать платежные документы за ЖКУ за июль. Для того чтобы разобраться, какие механизмы ограничения роста платы граждан за комуслуги существуют, что такое коммунальные и жилищные услуги и как самостоятельно проконтролировать правильность начисления платы за потребленные ресурсы, вашему вниманию предлагается следующая информация.

Итак, с 1 июля нынешнего года произошло плановое изменение тарифов на коммунальные услуги. Они утверждаются постановлениями Государственного комитета РБ по тарифам по каждой ресурсоснабжающей организации в рамках предельных уровней, ежегодно устанавливаемых Федеральной службой по тарифам отдельно по каждому региону. С конкретными тарифами, принятыми по муниципальным образованиям, можно ознакомиться на официальном сайте Госкомитета по тарифам в базе тарифных решений (tariff.bashkortostan.ru).
В структуру платежного документа на оплату ЖКУ помимо коммунальных, которые регулируются государством, входят и жилищные услуги (содержание и ремонт жилого помещения и общего имущества, управление МКД). Стоимость жилуслуг государством не устанавливается, ее определение является правом собственников квадратных метров, которое реализуется при выборе способа управления. Однако плата за содержание и ремонт жилого помещения должна быть определена в размере, который обеспечит содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства. Величину платы за жилуслуги следует уточнять в своей управляющей компании, либо в договоре управления домом. Плата за комуслуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, электро-, газоснабжение, отопление. При этом тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются и контролируются государством.
А теперь давайте разберемся, что же такое “плата за коммунальные услуги”. Очень важно различать понятия “плата за коммунальные услуги” и “тариф на коммунальные ресурсы”. Тариф на комуслуги - это стоимость коммунального ресурса, выраженная в рублях за единицу ресурса. Так, тариф на тепловую энергию устанавливается за 1 Гкал, на холодное водоснабжение и водоотведение - за 1 кубический метр, электроэнергию - за 1 кВт/ч. Тариф на горячую воду, в соответствии с действующим законодательством, формируется в виде двухкомпонентного тарифа, состоящего из строчек - “на холодную воду” и “тепловую энергию”.
Плата за комуслуги складывается из тарифа, умноженного на объем потребленного ресурса. Объем последнего определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - по установленным нормативам. При этом, как показывает практика, у жильцов, имеющих в квартире счетчики, плата за коммунальные услуги всегда меньше. Это значит, что платеж зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема их расходования. Контроль за правильностью начисления платы за комуслуги у нас в республике осуществляет Государственный комитет РБ по жилищному надзору.
Также хочу обратить ваше внимание на понятие “предельный рост платы граждан за коммунальные услуги”. Чтобы защитить граждан, государство сдерживает не только предельный рост тарифов, но и изменение совокупной платы жителей за коммунальные услуги. Сегодня законодательно введен механизм ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные ресурсы, который заключается в установлении предельных (максимальных) индексов изменения величины платы. То есть на территории муниципального образования (город, сельское поселение и так далее) платеж граждан за весь набор потребленных комуслуг не может вырасти более чем на установленный индекс.
При этом в отдельных муниципальных образованиях максимальное изменение платы может превышать установленные на федеральном уровне по конкретному региону ограничения. Такое решение возможно, если проведена процедура его согласования с представительными органами местного самоуправления конкретного муниципального образования.
На период с 1 июля 2014 года по 2018 год Правительством России в среднем по всем субъектам РФ установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за комуслуги и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов. В рамках этих показателей Распоряжением президента Республики Башкортостан (№ РП-109 от 08.05.2014; № РП-144 от 26.06.2014) утверждены предельные индексы, с которыми можно ознакомиться на официальном портале “Нормативные правовые акты Республики Башкортостан” (www.npa.bashkortostan.ru).
Рост платы определяется при соблюдении принципа сопоставимости условий предоставления комуслуг, то есть при оказании одинакового набора коммунальных услуг и равных объемов их потребления в сравниваемых периодах. Если при одном и том же наборе услуг и объеме их использования рост платы у гражданина превысит установленный для конкретного муниципального образования максимальный индекс изменения, то этот рост в Республике Башкортостан будет компенсирован путем предоставления адресной социальной выплаты. АСВ носит заявительный характер. Ее назначение и выплата производится государственным казенным учреждением “Республиканский центр социальной поддержки населения”.
Коммунальные услуги как жизненно важные должны быть доступны для всех. Поэтому наряду с государственным регулированием тарифов, ограничением роста платы граждан и контролем за величиной затрат коммунальных предприятий, реализуются меры социальной адресной поддержки и для малообеспеченных семей. Так, в нашей республике, если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают 20 процентов, можно обратиться в органы социальной защиты для оформления адресной субсидии и получения от государства помощи в оплате жилищно-коммунальных услуг.
Ирина ВАСИМИРСКАЯ,
заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам.

Вернуться назад