$ - 93.2918
€ - 99.5609

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Он у меня гиперактивный». Как тренировать внимание у ребенка


«Он у меня гиперактивный». Как тренировать внимание у ребенка

Сын садится за уроки, а уже через десять минут гоняется за кошкой по комнате… Снова садится, выполняет одно задание и кричит: «Мама, я кушать хочу…» И так по кругу. Знакомо? Тогда давайте подумаем, почему отвлечение становится привычкой для вашего чада.

Наверняка вы часто сталкиваетесь с тем, что родители непослушных детей говорят: «Он у меня гиперактивный». Спрашиваешь маму такого ребенка: «Обращались ли вы к неврологу, откуда такой диагноз?» Она отвечает, что нет, что сейчас почти у всех гиперактивность. Однако это не так.
Давайте рассмотрим возможные причины неусидчивости, когда действительно требуется помощь специалиста. Во-первых, это органические нарушения мозговой деятельности (например, гипоксия при рождении). Часто проблемы не проявляют себя до трех с половиной лет. Это связано с тем, что до данного возраста родители проводят мало занятий с ребенком. А уже потом, в процессе обучения, детский мозг получает серьезные нагрузки, вследствие которых и возникает неусидчивость.
Второе – проблемы психологического характера. Например, ребенок мог получить психологическую травму. При ее наличии может проявляться хаотичная деятельность, возникновение тревоги и разброс интересов.
Конечно, причин для возникновения неусидчивости у ребенка может быть множество, вплоть до неправильного выбора стула, на котором неудобно сидеть.

Немного статистики
Приведем результаты исследований анкетирования второклассников. На вопрос: «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» — только 31% детей ответили отрицательно. Причины этого могут быть самые разные. Как ни странно, чаще всего ребенка отвлекают сами родители и другие родственники, например младшие братья и сестры. А вот телевизор и телефон в ответах почти не упоминались.
На вопрос: «Считаешь ли ты себя внимательным?» ответили «нет» – 53%, «да» – только 19% ребят.
Как видим из результатов, дети и сами понимают, что недостаточно усидчивы.
Озвучены и другие интересные сведения, полученные при анкетировании. Они доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.
Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки – 79% родителей, из них оказывают поддержку и подсказывают – 27%, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66%.

Не угнаться за сюжетом?
Что же такое внимание? Это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Мы с детьми периодически смотрим современные мультфильмы. И я делаю вывод, что за сменяющимися кадрами часто очень сложно уловить даже сюжет истории. А пересказать ее так и вовсе невозможно. Наше поколение выросло на советских и диснеевских мультфильмах, где основной упор делался на смыслы, выводы... А что сегодня? Вроде бы те же смыслы, выводы и даже попытка обучения. Но подача совершенно иная. Маленькие зрители будто вынуждены «гнаться» за персонажами мультика, стараясь вникнуть в сюжет.
В современном информационном потоке трудно ориентироваться и концентрировать внимание не только детям, но и взрослым. Однако чем раньше родители станут заниматься развитием у ребенка полезных навыков, тем легче ему будет учиться в школе.

Примеры игр с детьми от 4 до 7 лет
1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: «скажите», «произнесите» и т.д.
4. «Построй в темноте». На столе
кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, предлагает подходящий по смыслу глагол и называет свое существительное и т.д.
7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают, и т.д.
…Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и других изданиях. Это хорошо всем знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок. Так вырабатывается сосредоточенность.
9. Родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны два числа – 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 х 4 + 6 - 8 = 6) (устойчивость внимания).
10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены, какие цифры изображены, в какую фигуру вписана та или иная цифра (распределение внимания).
12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
– Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
– По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).

Для самых маленьких
Первыми игрушками должны стать простые и доступные всем пирамидки, которые нужно собирать по цветам и форме. При этом в игре нужно четко называть как цвет, так и размер детали (большая, маленькая, средняя).
Сбор даже простых пазлов (обычно это крупные детали) также развивает внимание. Дети собирают его не единожды, а по нескольку раз, они останавливаются, думают и вспоминают, как составить картинку.
Ребенка можно попросить выполнить несколько заданий (начать надо с трех, постепенно увеличивая их число). Например: попрыгай, потом принеси красный предмет, затем назови садовый цветок. То есть малышу надо запомнить порядок своих действий.
Не будем забывать о том, что дошкольнику трудно концентрироваться на чем-то более 15 минут, а потому долго нагружать ребенка даже самыми «полезными» играми не стоит.
Все мы знаем, что развитие любого навыка у ребенка требует от родителей много сил и терпения. И относиться к процессу можно по-разному. Главное, стоит помнить, что чаду прежде всего необходима поддержка, похвала, искреннее участие. А вот гонка за результатами не всегда бывает эффективна.

Марианна ДАВЛЕТОВА.

Дата создание новости 28-04-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 262     Номер: 29(13408)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.