$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Педагогическая копилка

Возлюби ближнего - этому люди учатся всю жизнь,

или Нужен ли школе новый предмет - ОРКСЭ?


Возлюби ближнего - этому люди учатся всю жизнь,

За последние несколько лет система школьного образования претерпела столько изменений, что родители (порой не без основания) с опаской относятся ко всем новинкам типа ЕГЭ, ГИА, ФГОС... (Сплошь аббревиатуры!) Министерство образования предложило ещё одно новшество - загадочный предмет ОРКСЭ. Что это за школьная наука - основы религиозной культуры и светской этики? Да ещё у малышей - в четвёртом классе?.. Неужели нашим детям будут снова, как в царские времена, насаждать “опиум для народа”? Не вредно ли неокрепшую детскую психику перегружать религиозными догмами?
Золотое правило Конфуция

...Честно говоря, когда мне предложили вести новый предмет, все эти вопросы нисколько не напугали. Да, я, как и многие, росла в тоталитарном государстве, отрицающем и преследующем религию. Я свято верила в коммунистические идеалы, сияла от счастья, когда мне в торжественной обстановке повязали пионерский галстук, а в шесть лет на серьёзный вопрос двоюродной сестры: “Кого ты больше любишь - Ленина или маму?” - краснея, отвечала, что всё-таки маму... Сейчас уже смешно об этом вспоминать. Пожалуй, это и была наша вера - в светлое будущее, ведь человек не может жить без идеалов. О библейских событиях я узнавала по “пропагандистским” книжкам вроде “Забавной библии”, а еще посмотрела кукольный спектакль Образцова “Божественная комедия”, пародирующий ветхозаветную историю об Адаме и Еве. Видела образ Христа на распятиях подпольного изготовления. И хватал за душу хриплый, надрывный голос запрещённого Владимира Высоцкого: “Я не люблю насилья и бессилья, Вот только жаль распятого Христа”. Таковы были мои скудные познания о религии, принесённые в жизнь из далёкого детства...
Как и многие, рождённые в Советском Союзе, я пришла к понятию веры постепенно. “Лихие 90-е”, при всём их разрушительном и развращающем воздействии на народ, принесли одно положительное изменение: у людей начала возрождаться вера в Бога. Видимо, это закономерно: когда на глазах рушится миропорядок и все прежние нравственные ориентиры и ценности, только на высшие силы и остаётся уповать. Но в эту тему мне не хотелось бы углубляться - это слишком личное. И в нашей Конституции - слава Богу! - чётко прописана свобода вероисповедания. Кстати, истинная вера ничего общего с религиозным фанатизмом не имеет. Я лишний раз убедилась в этом, побывав недавно в мечети “Ляля-Тюльпан”. Оказалась там с моими подопечными - детьми из школьного лагеря - совершенно случайно, спасаясь от дождя во время экскурсии в парк Победы. Очень эрудированный, вежливый и корректный мулла рассказал нам о том, что каноны ислама вовсе не противоречат основам христианства. Мусульмане чтят библейских пророков, в том числе Моисея, Иисуса Христа, и, вообще, эти две религии учат людей одним и тем же нравственным ценностям, а главными грехами считают воровство и убийство... (Впрочем, как и другие мировые религии: буддизм, иудаизм...) Как раз об этом и говорится в курсе ОРКСЭ.
Ничего страшного в уроках по основам религиозной культуры и светской этики нет. Никто не заставляет школьников учить православные молитвы, суры Корана или буддийские мантры. Уроки ведут не служители церкви, мечети или синагоги, а вполне светские люди - учителя начальных классов, истории, мировой художественной культуры или литературы, владеющие методикой преподавания и знающие особенности детской психики. Родители будущих четвероклассников сами выбирают, какой модуль из шести предлагаемых будут изучать их дети (основы православной, исламской, буддийской иудейской культуры, основы мировых религиозных культур или основы светской этики). Цель курса - рассказать ребятам о духовно-нравственном содержании той или иной мировой религии (или обо всех понемногу) и доказать, что все они, каждая по-своему, учат людей быть добрыми, относиться друг к другу с любовью, соблюдать заповеди. Важно объяснить детям, что объединяет, а не разъединяет религии: все они учат уважению к родителям, трудолюбию, говорят о вреде зависти, лжи, корысти. Модуль “Основы светской этики” также о морали и нравственности, но не с религиозной, а с мирской точки зрения, хотя и в этом модуле рассматриваются мировые религии. Учитель ОРКСЭ вовсе не обязан быть верующим, а если он таковым окажется, то не должен сообщать об этом классу. Это условие поставлено для того, чтобы четвероклассникам не внушалось преимущество какой-либо одной из религий. Об этом нам чётко было сказано на курсах по методике преподавания нового предмета. Мне запомнились лекции представителя БИРО Сергея Сергеевича Пичугина. Он дал полезные советы, как ярко и образно рассказывать ребятишкам о заповедях, в форме сказки или притчи.
Вспоминаю, как, вооружившись багажом полученных сведений и собственным энтузиазмом, в сентябре 2012 года я отправилась на свой первый урок ОРКСЭ. В нашем лицее № 52 в прошлом учебном году было четыре четвёртых класса. Три из них выбрали модуль “Светская этика” и один - “Основы духовной культуры народов России”. По моему стойкому убеждению, новый учебный предмет не вызвал у детей какого-либо отторжения. Конечно, самой мне поначалу пришлось нелегко, нужно было проштудировать учебники, а также массу дополнительной литературы. Хотелось, чтобы детям было интересно, поэтому я активно пользовалась интернетом, особенно при поиске иллюстраций, чтобы легче было создать яркий образ, запоминающийся своим нравственным содержанием, - это важнее, чем просто заставить ребёнка выучить новую информацию. Конечная задача курса - воспитание личности, а для этого нужно привить навыки правильного общения, умение ставить себя на место другого человека. Ведь главный закон человеческого общества, сформулированный ещё китайским мудрецом Конфуцием в VI веке до нашей эры, остаётся актуальным: “Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой”. Недаром он назван “Золотым правилом нравственности”!
Немного затрудняло учебный процесс то, что по предмету ОРКСЭ нет оценок и обязательной домашней работы. Но задания я всё же давала - в основном творческие. Оценки ставила за активность на уроке и за выполнение домашних упражнений - пятёрки и четверки и только в дневник или в тетрадь, а не в классный журнал. Может быть, это и не совсем правильно, но преподаватели меня поймут: ребёнку нужен результат его работы, чтобы он мог дома с гордостью показать родителям свою честно заработанную оценку. К тому же мне удалось совместить приятное с полезным. В нашем лицее, по инициативе директора и к моей огромной радости, пять лет назад появился литературно-художественный альманах, в котором ученики и учителя могут напечатать свои произведения. Сюда и попали самые интересные домашние задания моих четвероклассников - сказки, рисунки, комиксы, рассказы о семейных традициях. Для каждой темы был объявлен конкурс, а по его результатам победители награждались...
Про замок лгунов и дворец правды

Конечно, в первый год ведения предмета у меня ещё не накопилось достаточно опыта, но очень много мне дали семинары. Например, 15 мая 2013 учебного года учителя ОРКСЭ были приглашены в БИРО для участия в обсуждении актуальных проблем ведения этого нового предмета. Были яркие выступления, из которых слушатели семинара вынесли много полезного. Мне запомнилась автор учебника “Основы духовно-нравственной культуры народов России” Наталья Фёдоровна Виноградова. Она очень эмоционально, с большой любовью к детям рассказала о том, для чего предмет был введён и почему именно в четвёртых классах. Младшие школьники в 6-10 лет очень податливы к воспитанию.
Тема семинара была подхвачена и развита участниками августовской сессии учителей ОРКСЭ и МХК, которая состоялась 30 августа. Самый большой отклик у слушателей вызвал доклад Ирины Викторовны Перельман, которая вот уже двадцать лет ведёт уроки этики в уфимской гимназии № 39 и является создателем методического пособия “Этика в младших классах. Поурочные разработки”. В тридцать девятой предмет изучается три года - во втором, третьем и четвёртом классах. Ирина Викторовна активно применяет на своих уроках такие методы, как игры, упражнения, тренинги для развития навыков общения. Например, изучая запрет Будды на неправду, ученики участвуют в сценках: “Замок лгунов” и “Дворец правды”. Даётся проблемная ситуация. Допустим, один друг пригласил другого покататься в выходные на лыжах. Но затем второму мальчику его сосед предложил поиграть в очень интересную компьютерную игру, которую ему самому дали всего на один день... Как будет выкручиваться любитель компьютерных игр в Замке лгунов? Ребята предполагают: конечно, обманет друга, скажет, что он заболел. А что же приятель? Решает его навестить. А мама товарища-врунишки сообщает гостю, что её сын совсем не болен, а просто играет на компьютере у соседа. В результате - нарушено доверие и испорчены отношения. Дети так вживаются в игру, что искренне переживают эту ситуацию. Поэтому её обязательно нужно проиграть заново - но уже во Дворце правды. Здесь мальчик честно признаётся другу, что он не может пойти на лыжах, потому что отправляется к соседу играть в супер-пуперсовременную игру. И тут детская фантазия вновь подсказывает выход: нужно пригласить друга к соседу, а затем они все вместе отправятся в парк покататься. Так, в игровой форме, школьники твёрдо усваивают, что ложь затягивает человека в свою коварную паутину и разрушает доверие, а правда помогает укрепить отношения. И.В.Перельман предлагает своим маленьким ученикам создать творческие работы на темы: “Моё семейное табу”, “Волшебная палочка, исполняющая мечты близких”, “Когда вещи заговорили”... А на уроке по теме “Не убий” с применением “курящей куклы”, которую, по словам Ирины Викторовны, её ученики помнят даже после окончания института, дети учатся бережно относиться к своему и чужому здоровью. У многих, однажды увидевших это душераздирающее зрелище, когда у куклы “легкие” из ватного тампона покрываются чёрной смолой, навсегда отпадёт охота медленно убивать себя.
Простые истины

Безусловно, кто-то может возразить: воспитанием детей должны заниматься родители или, по крайней мере, классные руководители. Но у преподавателей, замученных сверх меры всё новыми и новыми требованиями к качеству обучения, не так много времени остается на воспитание своих учеников. (Я ни в коем случае не хочу обидеть тех в высшей степени ответственных педагогов, который не просто дают знания и умения, но и продолжают сеять “разумное, доброе, вечное”.) Да и родители в “наше непростое время” - хотя когда оно было простым? - порой больше думают о питании, чем о воспитании. Опять-таки - не все. Есть прекрасные семьи, в которых поддерживаются замечательные традиции и главным считается любовь к людям, поддержка и взаимопомощь. Вот один из примеров - отрывок из трогательного сочинения Кати Акбашевой: “Каждый год мы всей семьёй участвуем в субботниках, которые проходят во дворе нашего дома. Мы с мамой приводим в порядок лестничные пролёты, убираем мусор вокруг дома. Папа с другими мужчинами сажают деревья, красят качели во дворе. А вечером мы все дружно обсуждаем проделанную нами работу”. Остаётся только порадоваться за родителей, которые “привычку к труду благородную” закладывают детишкам с ранних лет. А для семей, в которых нет такой полезной традиции, введение в школьный курс ОРКСЭ - может быть, единственная возможность дать ребёнку правильный нравственный ориентир.
Мне кажется, что мои четвероклассники не остались равнодушными к тем простым истинам, которые мы вместе изучали на уроке этики. И многие из них будут руководствоваться в жизни не тем принципом, который диктует нам современный “дикий” капитализм: “Человек человеку волк”, - а совсем другим: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Как просто и мудро сказано! И как сложно научиться этому - может быть, всю жизнь придётся учиться. И даже не одну - ведь последователи буддизма уверены в том, что человек перерождается много раз по закону кармы, в зависимости от того, как он прожил предыдущую жизнь. Верить или не верить в Бога, и в какого именно - это личное дело каждого. Но вот учиться мирному сосуществованию необходимо всем. И, к счастью, у нынешних четвёртых классов есть возможность познать мудрость тысячелетий при изучении такого увлекательного и важного предмета, как ОРКСЭ.
Майя ИВАНОВА,
учитель гимназии № 52.

Дата создание новости 4-09-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 1 689     Номер: 170(12318)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.