Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Академики пока "малые", но исследования их весьма серьезны

Академики пока "малые", но исследования их весьма серьезны


18-01-2013.
В минувшую среду в уфимской гимназии № 39 прошла ежегодная научно-практическая конференция в рамках Малой академии наук школьников.
Это был городской этап конкурсного движения. На него вышли двести восемьдесят научных работ. Всего же в первом - районном этапе приняли участие более двух тысяч учащихся.


Школьники проводили свои исследования не только по привычным уже русскому и иностранным языкам, математике, физике и истории, но и попытались углубиться в научные проблемы таких отраслей как зоология, экология, экономика, экспериментальная химия и других.
Словом, в этот день в гимназии собралась "мозговая элита" города. Участников конференции мы встречаем у входа в школу вместе с начальником информационно-аналитического отдела научно-информационно-методического центра Администрации города Нурией Каримовой. В то же время она посвящает меня в историю Малой академии наук в Республике Башкортостан:
- Малая академия наук создана в апреле 1997 года, и сегодняшняя конференция уже семнадцатая по счету, - рассказывает Нурия Рафитовна. - У истоков создания МАН стоит кандидат физико-математических наук, доцент факультета математики и информационных технологий Башкирского государственного университета Шамиль Цыганов. В первый год проведения конференции работали всего четыре секции. Сейчас их количество возросло до тринадцати.
Во время разговора к нам присоединяется один из участников - ученик одиннадцатого класса татарской гимназии
№ 84 Эмиль Янгиров. Юноша моментально переключает на себя наше внимание, начав рассказ о своих научных интересах.
- Я пробую свои силы в двух номинациях - прикладная математика и информационные технологии, - делится Эмиль. - Предмет научной работы в первой номинации - созданная мною программа, которая производит вычисления по арифмитическо-геометрическим прогрессиям и их суммам, а по информатике - полноценная программа для создания и проведения многоуровневого тестирования по типу ЕГЭ с возможностью использования в тестовых заданиях таблиц, изображений, видео- и аудиофайлов. Кроме того, эта программа предусматривает вывод подробной статистики, отчетов, что очень удобно для учителя.
Несмотря на сложность названия программ, на разработку их версий у Эмиля ушло от двух месяцев до полугода. Быть может, подспорьем в этом ему стала генетическая предрасположенность к точным наукам - одиннадцатиклассник признался, что почти все члены его семьи в разные годы были выпускниками факультета информатики и робототехники Уфимского государственного авиационного технического университета.
Надо сказать, не все работы, представленные в тот день "рождались" так быстро. Например у Галии Гайсиной, ученицы средней общеобразовательной школы № 18, исследование заняло пять лет. Все эти годы она... "считала ворон". И не только ворон, а еще более ста видов птиц. Тема ее работы - фенологические исследования особенностей весеннего прилета птиц в окрестностях деревни Утяганово Кармаскалинского района республики.
- Суть работы в том, чтобы понять, как на птиц и сроки их прилета оказывают влияние внешние условия среды, такие как температура и различные природные явления, - ввела в курс дела Галия. - Плюс к тому мы провели качественный учет птиц. В ходе него, кстати, был зарегистрирован новый вид - белый аист, его в Башкирии раньше никто не видел. Такие примеры единичные, но они указывают на возможный экологический риск, который может быть связан с потеплением климата.
Да, ничего не скажешь, темы работ у школьников серьезные и вполне могут претендовать на курсовые в вузе. Но они соответствуют уровню членов конкурсного жюри - из ста пятидесяти человек, входящих в него, шестьдесят - ученые ведущих университетов и институтов республики, доктора и кандидаты наук.
Словом, испытание школьникам предстояло серьезное. А перед этим с напутственными словами к ним обратились участники пленарного заседания - заместитель главы Администрации Уфы Сынтимир Баязитов, начальник Управления образования столицы Елена Хаффазова, доцент факультета математики и информационных технологий БашГУ Шамиль Цыганов, проректор по научной работе БГПУ Алмаз Мустаев, директор Института исторического и правового образования БГПУ Гюльнара Обыденнова и директор лицея №60 Александр Рудаков.
- Особая роль конференции Малой академии наук заключается в том, что она формирует мировоззрение школьников, способствует привлечению квалифицированных кадров к работе с детьми, подготавливает исследования к представлению на российских и международных конкурсах, - отметил Сынтимир Баязитов. - Мы ясно понимаем, что дальнейшее развитие отечественной науки невозможно без пополнения молодежью научных рядов. Администрация Уфы и Управление образования возлагают большие надежды на ребят, которые сегодня представляют свои исследования.

Татьяна ВАРИЦКАЯ.

Вернуться назад