Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем


2-03-2013.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем

Сегодня практически весь мир живет в условиях свободного доступа к большому объему информации. Постепенно технологический прогресс накрывает своим крылом даже самые отдаленные уголки страны и мира. Школьнику теперь, чтобы узнать ответ на любой интересующий его вопрос, достаточно лишь вбить его в поисковую строку и выбрать из тысяч источников подходящий. В связи с этим возникает вопрос: какова же роль учителя в этой ситуации? Каким он должен быть, чтобы оставаться современным и нужным своим ученикам? Ответ, пожалуй, легко найти, проследив за процессом ежегодных городских конкурсов “Учитель года столицы Башкортостана” и “Учитель года башкирского языка и литературы столицы Башкортостана”.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем


За шестнадцать лет своего существования “Учитель года столицы Башкортостана” прошел длинный путь эволюции. Первоначально перед организаторами стояла задача создать грамотную многоуровневую систему конкурсного отбора, привлечь к участию наибольшее число педагогов. Этого удалось добиться в течение первых лет. Сегодня конкурс стал по-настоящему массовым, он проходит от самой первой ступени - школы - до городского уровня. За все время существования в его историю вошли более двух тысяч лучших учителей Уфы. Ежегодно в состязании мастерства задействованы сто пятьдесят - двести человек. В нынешнем году в конкурсе принимал участие тридцать один педагог. Большинство из них - учителя русского языка и литературы. Самую немногочисленную группу составили педагоги по музыке, физкультуре и изобразительному искусству.
“Учитель года башкирского языка и литературы столицы-2013” младше своего “брата” на семь лет - в этом году он проходит девятый раз. За время существования через конкурсное состязание прошли девяносто два педагога. На сей раз в списке участников - пятнадцать уфимских учителей.
...Познакомились члены жюри с претендентами на звание лучшего педагога во время открытия состязания. А вот узнать друг друга поближе им удалось только на конкурсном испытании. Учителям башкирского языка и литературы необходимо было представить информацию о себе в виде визитной карточки, а перед педагогами-предметниками стояла задача посложнее - каждый из них презентовал свой методический проект. Если судить по темам исследований, можно сделать вывод, что основной упор в научной работе преподаватели сегодня делают на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, мотивацию их к обучению и развитие творческих способностей. Популярна среди педагогов стала организация проектной работы; был затронут и вопрос психологического комфорта на уроке.
Следующим этапом конкурса стало открытое учебное занятие. Как и в предыдущие годы, участникам предоставили право выбрать возраст будущей аудитории. Все остальное до определенного часа оставалось загадкой. Тема становилась известной лишь за день до проведения, а с ребятами, с которыми конкурсантам предстоит работать, участники встретились непосредственно перед занятием. Сами педагоги признаются, что при первом знакомстве наладить с учениками тесный контакт, который позволит успешно провести урок, - это самое сложное. Ведь приходя на занятие в знакомый класс, учитель уже имеет представление о подходе к каждому ребенку, а тут - полное неведение, и вдобавок оправданное волнение. Но, стоит признать, большинство “соискателей” с этим психологическим барьером успешно справились. В ход пошли самые разные психологические приемы: кто-то разряжал обстановку демонстрацией фрагмента фильма по теме, кто-то в самом начале заявлял о полной свободе действий на уроке, кто-то напрямую говорил: “Я пришел к вам с миром и готов выслушать мнение каждого из вас”. Да и сами школьники были настроены дружелюбно.
- Я видела в их глазах поддержку. Это очень помогло сосредоточиться и настроиться на рабочий лад, - поделилась по окончании занятия одна из участниц.
На поддержку от жюри конкурсанты тоже надеялись, ведь второй частью этого этапа был самоанализ. И здесь их ждала уже профессиональная аудитория. Участникам предстояло рассказать о целях и задачах урока, о новизне и проблемности интерпретации изучаемого произведения, приемах развития исследовательских навыков учащихся и многом другом.
На третьем этапе - классном часе - предмет разговора зависел от выбора учеников. За полчаса до начала им дали список тем, из которых они должны были определить ту, которую хотят обсудить с новым учителем. И тут было над чем подумать. “Зависит ли от нас улучшение окружающей среды?”, “Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?”, “Всегда ли правы взрослые?”, “Как можно понимать слова “красивая жизнь”?”, “Компьютер - враг, друг, помощник?”, “Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином?”, “Дисциплина - это послушание или активная работа?”, “Я не такой как все. Как мне добиться признания?”, “Что я хочу дать миру и что хочу от него взять?” - организаторы проявили максимум изобретательности, помноженной на знание ребячьей психологии. Одним из самых популярных стал вопрос взаимоотношений между детьми и взрослыми, причем не только у старшеклассников, когда чаще всего возникают разногласия отцов и детей, но и у школьников младшего звена. А оценивали участников по следующим критериям: умению видеть учащегося в коллективе, культуре речи, связи содержания занятия с жизнью, реализации поставленной цели и правильности формулирования выводов.
По итогам двух туров определились финалисты конкурсов: пять учителей русского языка и литературы, десять - башкирского языка и литературы, три - татарского языка и литературы, десять учителей других предметов. Каждому из них предстояло провести профессиональный мастер-класс и публичную лекцию. В роли учеников при этом выступала группа поддержки, в которую вошли коллеги участников. Главная задача, поставленная жюри, - поделиться наработанным опытом. На мастер-классе по эффективным способам формирования музыкальной культуры обучающихся публика оживилась. Участница предложила своей группе поддержки... станцевать и сыграть на этнических инструментах. Музыкальное сопровождение - песня Петра Налича “Свет и радость”.
Эта же композиция стала лейтмотивом для завершающего тура - “круглого стола”. В нем приняли участие восемь педагогов-предметников и девять учителей башкирского языка и литературы. На обсуждение вынесли статью доктора педагогических наук Андрея Остапенко “Клуб интернациональной дружбы или межэтнической толерантности? О путях и тупиках отечественного национального воспитания”, где говорится о разновекторном направлении национальной политики Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Также Андрей Остапенко рассуждает о том, что воспитание толерантности к другим этносам - это лишь “снижение чувствительности, ослабление реагирования, это “окамененное нечувствие”. Взамен политики толерантности он предлагает “путь воспитания патриотизма и интернационализма”. Участникам “круглого стола” нужно было за две-три минуты высказать свое мнение на данную тему, согласиться с автором или опровергнуть его точку зрения. После этого остальные конкурсанты имели право задать выступающему по одному вопросу. В итоге дискуссия разгорелась нешуточная. Даже жюри было не в силах оставаться в стороне, то и дело пытаясь поспорить с участниками или поддержать их.
На этом испытания для конкурсантов закончились, и главными действующими лицами оказались члены жюри. За несколько дней им предстояло выбрать участника, который бы соответствовал всем требованиям, предъявляемым к лучшему учителю города - он должен быть высококвалифицированным, с фундаментальной подготовкой, владеющим высокой психолого-педагогической культурой, умеющим работать в инновационном режиме. Кроме того учитель года - это непременно одаренная личность с разносторонними интересами, интеллигентный человек, способный стать лидером уфимского педагогического сообщества.

НА СНИМКАХ: участницы конкурса - учитель начальных классов лицея №5 Ольга Русинова (сверху) и учитель башкирского языка и литературы гимназии №64 Алиса Хамидуллина (снизу).


Лауреаты конкурсов “Учитель года столицы Башкортостана-2013”
и “Учитель года башкирского языка
и литературы-2013”
Лариса ВИЛЕСОВА, учитель географии средней школы №98 Орджоникидзевского района;
Алла ЛАВРЕНТЬЕВА, учитель русского языка и литературы лицея “Содружество” Орджоникидзевского района;
Игорь МАШКОВ, учитель истории лицея № 94 Советского района;
Анна МИТРИЧЕНКО, учитель биологии Татарской гимназии № 84 Октябрьского района;
Елена МОРЕВА, учитель математики средней школы №114 Октябрьского района;
Оксана ШАРАФУТДИНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии № 115 Советского района;
Лейла НАЗАРОВА, учитель русского языка и литературы лицея № 5 Кировского района;
Ольга РУСИНОВА, учитель начальных классов лицея №5 Кировского района;
Альфия УСАИНОВА, учитель татарского языка и литературы лицея № 94 Советского района;
Лилия КАРИМОВА, учитель татарского языка и литературы средней школы № 4 Ленинского района;
Алиса ХАМИДУЛЛИНА, учитель башкирского языка и литературы гимназии № 64 Орджоникидзевского района;
Асия ТЛЯВСИНА, учитель башкирского языка и литературы средней школы № 42 Октябрьского района;
Эльмира БИКТАШОВА, учитель башкирского языка и литературы средней школы № 157 Калининского района;
Фангиза НАФИКОВА, учитель башкирского языка и литературы гимназии № 3 Кировского района;
Фарида МИГРАНОВА, учитель башкирского языка и литературы Башкирской гимназии № 158 имени Мустая Карима Кировского района.

Вернуться назад